Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Стратегии и меры
СТРАТЕГИИ И МЕРЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БУЛЛИНГА
СТРАТЕГИЯ
нерезультативных мер работы с
выявленными фактами буллинга
на уровне группы детского сада


Если факты травли уже имеют место, то приведенные ниже меры никак не помогут прекратить травлю:
  • Беседы с детьми о толерантности, эмпатии, беседы о том, что все люди (дети) разные и нужно принимать друг друга такими, какие мы есть, беседы о любви к ближнему и т.д.,
  • Инсценировки, ролевые игры о дружбе, справедливости, добре и зле, подготовленные педагогами, педагогом группы совместно с детьми, агитбригадами младших школьников для дошкольников и т.п.
  • Игры с группой «Давайте жить дружно», «Мы за мир во всем мире»,
  • Беседы психолога или воспитателя с группой детей и отдельными детьми, уже наблюдающими травлю в группе, о том, что насилием и агрессией нельзя добиваться желаемого,
  • Беседы психолога или воспитателя с детьми о том, что нельзя отвечать насилием на насилие,
  • Беседы о том, что нельзя озлобляться на обидчиков, их нужно просто простить,
  • Мероприятия на сплочение детского коллектива,
  • Культурные поездки/походы в театры, мероприятия с участием родителей детей,
  • Спортивные соревнования/состязания, предполагающие деление на группы и намеренное распределение воспитателями ребенка-жертвы и ребенка-агрессора в одну группу (якобы с благой целью сплочения жертвы травли и обидчиков)
  • Разъяснения детям всей группы о том, какие негативные последствия на их последующую жизнь имеют жестокость по отношению друг к другу, травля, буллинг.


  • СТРАТЕГИЯ
    нерезультативных мер работы
    с ребенком-зачинщиком травли


    Если применять приведенные ниже методы, то ребенок-зачинщик травли никак не изменит своего поведения и своего отношения к ребенку-жертве нападок.
  • Индивидуальные беседы с зачинщиком травли о том, какую травму он наносит жертве нападок, внушения о том, что травля – это плохо, что слабых не бьют, что толпой на одного слабого – это стыдно и т.д.
  • Почему нерезультативно?
    Зачинщик и без разъяснений знает и понимает, что наносит травму и причиняет страдания. Страдания жертвы и есть его цель. Он получает удовольствие, наблюдая за страданиями ребенка-жертвы. Понимая, что нанести травму удалось – придумывает другие способы. Беседы воспитателя лишь дают понять- что ему отлично удается достигать цели.

  • Индивидуальные беседы с ребенком–зачинщиком (или коллективные) на тему «Давай жить дружно», беседы о добре и зле, беседы о том, что все люди разные и нужно принимать друг друга такими, какие мы есть, о любви к ближнему
  • Почему нерезультативно?
    Дети-агрессоры слышат только себя, свои желания. Они чувствуют себя превосходно, понимая, что им удается манипулировать другими, подавлять других. Для ни не существует иных интересов, кроме собственных. Отношение к другим – потребительское. Они сами знают, как нужно (для них). Им все равно, кто что чувствует, им чужды страдания других и «любовь к ближнему». Для них существует эгоистичная любовь к себе, своим потребностям и желаниям. Ближний для них – средство достижения цели. Убеждать и увещевать бессмысленно, потому что они и без объяснений все понимают, действуют осознанно и намеренно. Им так нравится. Они так хотят.

  • Призыв ребенка-зачинщика к жалости и состраданию, объяснение ребенку-зачинщику того, что чувствует ребенок-жертва.
  • Почему нерезультативно?
    Дети-агрессоры в большинстве своем не способны сочувствовать, проявлять сострадание, не умеют поставить себя на место другого. Им не свойственна эмпатия, не знакомо чувство жалости.

  • Призыв ребенка-зачинщика к справедливости, к порядку.
  • Почему нерезультативно?
    Ребенок-агрессор отлично понимает, что делает. Он прекрасно понимает, что несправедливо поступает со сверстником, подстрекая к нападкам на него других детей «все против одного». Он получает удовольствие, чувствуя собственное превосходство над более слабым, чувствуя в себе способность настроить других детей против одного. Он самоутверждается таким способом. Он и во время беседы и после нее о себе будет думать, а не о справедливости.


    СТРАТЕГИЯ
    нерезультативных мер работы
    с ребенком-жертвой


    Приведенные ниже методы никак не помогут ребенку-жертве травли.
  • Выяснение тет-а тет (еще хуже при всех детях) у ребенка-жертвы причин негативного к нему отношения сверстников
  • Почему нерезультативно?
    Ребенок-жертва сам не знает, почему на него нападают, почему именно его обзывают, дразнят, осмеивают, выставляют «дураком». Выяснение причин принесет ребенку-жертве еще большие моральные страдания, переживания. Чаще всего в итоге таких расспросов ребенок понимает, что обращение к воспитателю за помощью было бессмысленным и ребенок-жертва станет вдруг уверяет, что у него «все в порядке, все просто шутили, он не обижается на одногруппников». Истинные причины детского буллинга знают иногда не все взрослые, нет никакого смысла пытаться выяснить их у ребенка. (Причины – в Лекториях).

  • Просьбы к ребенку-жертве вспомнить, чем он мог нечаянно обидеть детей, которые на него нападают
  • Почему нерезультативно?
    Группкой дети нападают не за что-то, а просто так, «прикольно», от делать нечего, смешно. Конкретно каждому ребенку, который действуя как все осмеивает жертву, портит его/ее вещи/поделки, обзывает, дразнит и т.д. ребенок-жертва на самом деле ничего не сделал. Ему нечего вспоминать. Но по указанию воспитателя, вспоминая, ребенок-жертва будет искать причину нападок в себе. Это только усугубит ситуацию. Потому что в ситуации травли ребенок-жертва не виноват.

  • Советовать ребенку-жертве не играть с обидчиками, играть с другими детьми, «не задевать», не провоцировать нападки, дразнилки, обзывания
  • Почему нерезультативно?
    Суть травли в том, чтобы «доставать» пассивную жертву, которая старается не просто не общаться, но и спрятаться от нападающих (обзывающих, дразнящих, осмеивающих). Такими действиями ребенок-жертва как правило провоцирует еще более активные действия против себя.

  • Призывы к ребенку-жертве не обращать внимание на выходки агрессора и его сторонников, быть выше ситуации, быть умнее, не принимать на свой счет, не принимать близко к сердцу и т.д.
  • Почему нерезультативно?
    Ребенок, как и взрослый, не может не обращать внимание на то, что причинят ему страдания физические или эмоциональные (эмоциональные еще сложнее пережить). Невозможно не принимать к сердцу ежедневные унижения, злые насмешки, невозможно быть выше ситуации, когда систематически распускаются порочащие слухи и понимать, что все смеются или объявляют бойкот и никому нет дела. Уйти из этого коллектива (группы) и избавиться от травмирующей ситуации ребенок сам не может. И он это понимает. Демонстрировать равнодушие к высмеиванию, угрозам долго не сможет даже взрослый. Сам ребенок справиться не может. Призыв взрослого «не обращать внимания» означает для такого ребенка призыв терпеть и мириться. Для ребенка такая рекомендация взрослого означает, что круг замкнулся. Дальше – мысли «лучше бы меня и всего этого не было» и мечты об акте насилия в отношении сверстников «вот вырасту и поубивают их всех», желание отомстить всем(!) не только обидчикам, а всему миру, всем людям (всем девчонкам, всем женщинам – если обижают девочки) за свои унижения.

  • Организация примирений ребенка-жертвы и агрессора
  • Почему нерезультативно?
    Ничего не изменится для обидчика. Обидчик рад: вместо наказания заставили всего лишь пожать руку тому, кого изводил полгода и над кем через 15 будет исподтишка смеяться, издеваться и вредить дальше.
    Жертва понял, что обидчиков не наказали, справедливости нет, взрослые не понимают его страданий или им все равно.
    Аналогия:
    Террористы над вами намеренно издевались. Полиция заставила вас и их пожать друг другу руки, помириться и больше не ссориться. Все. (А Вы и не ссорились! С Вами обошлись жестоко. Вы-то ничего обидчикам не сделали! Никакого конфликта не было). Но полиция решила, что примирение – лучший способ решения проблемы. Вам станет легко и спокойно за свое будущее?

  • Организация совместных мероприятий или коллективно-творческих дел, предполагающих сотрудничество или совместную деятельность ребенка–жертвы и ребенка-агрессора
  • Почему нерезультативно?
    Никак не решает проблемы травли.
    НЕРЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ
    иногда опасные для ребенка-жертвы
    меры по преодолению буллинга


    Стали часто появляться в сети интернет, в методичках по преодолению буллинга опасные и неэффективные советы, чему научить ребенка-жертву. Приведенные ниже советы нерезультативны.
  • Игнорировать вербальные (словесные) выпады в своей адрес и отвечать «Мне все равно», «Меня не трогают твои нападки/оскорбления/ насмешки…»,
  • Не отвечать на физическую агрессию – уходить, убегать
  • Согласиться с тем, что говорят высмеивают агрессоры, отвечать на насмешки «Да, я такой»
  • Самостоятельно поговорить с агрессорами и выяснить причину или показать, что причины нет «Что тебе от меня нужно?», «Чего ты добиваешься?», «Мне все равно…»
  • Попытаться устранить причину нападок (изменить поведение, образ общения, быть более общительным и т.д.)
  • Стараться быть «как все», не выделяться, не отличаться от других детей группы
  • Быть гибким, не вступать в конфронтацию с агрессорами по каждому поводу
  • Твердо отвечать агрессорам «Перестань!», «Мне обидно и неприятно!»
  • Не показывать агрессору своей слабости (не плакать, не расстраиваться)
  • Не бояться агрессоров
  • Не верить угрозам
  • Не бежать жаловаться к взрослым, чтобы не вызвать еще больших насмешек и не показывать агрессорам своей беспомощности
  • Обращаться за помощью не к воспитателям, а к сверстникам
  • Обращаться к воспитателю, чтобы помог примириться с агрессором

  • Травлю/нападки/буллинг можно сравнить с террором. Представьте себя жертвой террора и попытайтесь применить для своей защиты предложенные выше меры. (Не бояться/ не бежать жаловаться в полицию/не расстраиваться/отвечать твердо «Перестаньте!»/ самостоятельно выяснить у террористов, чем вы их обидели, быть гибким, договориться с агрессорами…) Результативно? Именно поэтому применять такие меры и давать детям такие советы нельзя. Это только затянет разрешение проблемы притеснений и усугубит ее. Вред психике ребенка-жертвы советы, которые не помогут, нанесут непоправимый.
    СТРАТЕГИЯ
    результативных мер
    работы с выявленными фактами буллинга
    на уровне детского коллектива


    1. Установить и проговорить со всеми детьми простые, четкие, конкретные, единые для всех детей в группе правила
      (например, Правило 1: унижать ни словесно, ни физически никого ни детей-сверстников, ни младших по возрасту нельзя. Никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах. Нарушать это правило нельзя. Никогда, никому, ни при каких обстоятельствах. Правило 2: Высмеивать недостатки/особенности нельзя. Правило 3: осмеивать оплошности и поступки других нельзя. Правило 4: Дразнить нельзя и т.д. )
      Определите вместе с детьми, что подразумевается под высмеиванием, осмеиванием, дразнением и т.д. и что конкретно делать нельзя.
    2. Строго контролировать выполнение этих правил. Разрешить детям сообщать воспитателям о том, что кто-то эти правила нарушает, что кто-то кого-то исподтишка обижает.
      (Воспитателям важно самим понимать, что это вынужденная временная, но действенная мера. Это не ябедничество и не доносы, а антибуллинговая безопасность, такая же как антитеррористическая).
    3. Ознакомить с правилами не только детей, но и родителей детей
      (они тоже участники образовательного процесса и тоже несут ответственность за своих детей, за их воспитание и их действия в отношении других детей).
    4. Определить совместно с детьми (6-7-летними) санкции за нарушение правил (не наказание, нарушающее права детей, а именно санкции – ограничение в чем-либо, не жизненно важном, но ощутимом для ребенка). Ознакомить с санкциями всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).
    5. Правила не менять. Часто зачинщиками притеснений становятся девочки, яркие лидеры, которым воспитатель доверяет и поручает ответственные дела. Исключений ни для кого из детей не делать. Правила едины для всех.
    6. Установить строгий контроль со стороны взрослых за исполнением установленных правил всеми детьми (не допускать отступлений от правил никем из воспитателей и помощников воспитателя).
    7. Требовать неукоснительного соблюдения правил. Если ребенок не в состоянии контролировать свое поведение и не способен воспринимать правила, не нарушать эмоциональную и физическую безопасность других, не в состоянии контролировать и осознавать свои действия, он должен иметь медзаключение и вопрос безопасности его пребывания в коллективе для других детей решается на уровне администрации. Если ребенок вменяем и психически здоров, но педагогически запущен (вседозволенность в семье) - он выполняет все правила и несет ответственность за свои действия также, как другие дети, ответственность за его поведение и причинение им психического/физического вреда другим детям несут также его родители.
    8. Буллинг как явление «боится» огласки. Важно не допускать замалчивания отдельных случаев, даже единичных. Осуждать при всех детях любые проявления буллинга (вербальный, физический - неважно). Зачинщики часто трусливы и делают все чужими руками, зачинщики-лидеры очень дорожат своей репутацией, и своевременная огласка их буллинговых действий в негативном ключе приведет со временем к завершению притеснений и травли.
    9. Не допускать детей к самостоятельному разрешению ситуаций буллинга. Дело с буллингом должны иметь только взрослые (в любых проявлениях– порча вещей, унижение, вымогательство конфет/услуг, угрозы, злые обидные шутки, шантаж (сделай или расскажу всем, что в памперсе до старшей группы ходил, хоть это и неправда), распространение информации, порочащей репутацию ребенка в детском коллективе, дразнение, обзывание и т.д.). Дети не владеют знаниями возрастной психологии, акцентуаций характера, особенностей восприятия, не компетентны в разрешении буллинга, не умеют анализировать причины буллинга и анализировать риски усугубления ситуации.
    10. Не допускать попустительства взрослых: игнорирования «незначительных» проявлений, нежелания разбираться с «каждым ябедой». Дети-агрессоры очень хорошо ориентируются. Дети-жертвы быстро теряют веру в справедливость, надежду на защиту со стороны воспитателей, а затем и учителей в школе, приобретают комплексы и психотравмы, которые отравляют жизнь долгие годы в школе и во взрослой жизни.
    11. Не перекладывать разрешение ситуаций буллинга на родителей. Родители в вопросах буллига не компетентны, чаще всего воспитатели вместо помощи получают «ачётакова?». Для родителей свой ребенок всегда прав. Большинство родителей не особо заботит психологическое состояние других детей. Ситуация буллинга на территории образовательной организации во время образовательного процесса – это ситуации проявлений физического или эмоционального насилия, соответственно - нарушение прав несовершеннолетних детей. Обеспечение безопасности и ответственность за детей – это компетенция взрослых и лиц, являющихся работниками образовательной организации, которые несут ответственность за жизнь и здоровье детей, а не родителей других детей.
    12. Принимать конкретные меры не только к выявлению, но и к разрешению ситуаций буллинга.
    13. Всегда четко различать конфликтные ситуации и буллинговые ситуации. Конфликт можно разрешить, конфликтующих детей примирить, помочь выяснить причины и договориться. В буллинге нет равных сил, как в конфликте, есть насилие одного сильного в отношении другого слабого. Примирение при буллинге не уместно и бессмысленно. Договариваться и примирять в ситуации буллинга (как в ситуации террора) бессмысленно. Буллинг можно только прекратить (пресечь) и не допускать повтора.
    14. Демонстрировать всем детям (и зачинщикам и потенциальным жертвам) готовность помочь ребенку-жертве в ситуациях любых нападок и травли. Открыто заявлять о своей непримиримой позиции в отношении любых проявлений буллинга. Дети должны понимать, что решимость воспитателя относительно притеснений останется неизменной всегда.
    Неэффективные меры
    прекращения буллинга
    (встречаются в 90% перечней мер по предотвращению детской жестокости, но являются формальным подходом к прекращению буллинга)


    Неэффективные (формальные) меры

    Почему не эффективны?

    Достижение цели прекращения буллинга

    Конкурсы рисунков «Дети против агрессии», «У нас никого не обижают», «Миру-мир» т.д.

    Никак не влияет на особенность характера детей, склонных к агрессии;
    Никак не помогает детям, над которыми в группе издеваются сверстники

    Результат «0»

    Организация участия детей в театральных постановках наподобие «Пузырь, соломинка и лапоть» и подобных о взаимоотношениях

    Ребенок-агрессор(зачинщик) 6-7 лет занимается травлей по вполне конкретным причинам (зависть, месть) и с конкретными целями (самоутверждение, желание подчинять, «развлечение от безделья») они осознают, что делают, понимают, что причиняют страдания и получают от этого удовольствие. Никакие театральные роли не повлияют на отказ от целей и устранить вышеназванные причины.

    Результат «0»

    Спортивные соревнования

    Не способствуют устранению негатива агрессоров по отношению к изгоям, не повышает уровень эмпатии, не вызывает сострадание, не способствуют прекращению игнора, насмешек, бойкотов, скрытых издевок над детьми «не такими, как все». Спортивные мероприятия никак не помогают ребенку, которого не принимают, не способствуют выработке «здоровой агрессии» и никак не способствует восстановлению нарушенных взаимоотношений между сильным агрессором слабой жертвой.

    Результат «0»

    Художественная самодеятельность, подготовка к праздникам

    Не способствуют устранению негатива агрессоров по отношению к изгоями, не повышает уровень эмпатии, не вызывает сострадание, не способствуют прекращению игнора, насмешек, бойкотов, скрытых издевок над детьми «не такими, как все», никак не помогает ребенку, которого не принимают

    Результат «0»

    3 самые популярные Стратегии,
    которые не действуют


    1. Смена ролей. Обычно рекомендуют применять метод так: приведите детям пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Иногда рекомендуют этот метод применять в работе с агрессорами, если те не понимают серьезности происходящего.
      В ситуации буллинга (притеснений, травли) – абсолютно нерезультативная мера.

    2. Объяснения детям-агрессорам, что все люди разные и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
      В ситуации буллинга (притеснений, травли) – абсолютно нерезультативная мера.

    3. 3. Примирение ребенка-жертвы и агрессора, организующего нападки. Использование медиативных техник, сказкотерапии, других приемов разрешения простых конфликтов. (Помните разницу между конфликтом и буллингом!)
      В ситуации буллинга (притеснений, травли) – абсолютно нерезультативная мера.
    Стратегия недопущения
    возникновения ситуаций травли
    (антибуллинговой безопасности)


  • Заранее, до того, как появились факты, сформировать и довести до всех детей и их родителей правила антибуллинговой безопасности: что именно (какие действия, какое поведение) является буллингом и в Вашей организации категорически неприемлимы, никогда и ни при каких обстоятельствах. Разъяснить родителям последствия попустительского отношения к буллинговому поведению. Можно привести примеры расстрелов школьников в Керчи, в Перми и т.д., их зачинщиками были дети, долгое время пребывавшие в роли жертвы притеснений и словесной травли)
  • Установить четкие единые правила относительно буллингового поведения (от насмещек до затрещин) для всех детей в группе без исключения.
  • Убедиться, что дети понимают эти правила и понимают категоричную позицию воспитателей.
  • Всегда ото всех детей одинаково требовать выполнения правил.
  • Не игнорировать никакие проявления буллинга, не ждать пока разовые выходки станут систематическими и перерастут в буллинг.
  • Не замалчивать никакие ситуации (придавать огласке поступки детей-агрессоров в группе. Буллинг «боится огласки»).
  • Все работающие с группой педагоги договариваются сознательно и неуклонно придерживаться единой позиции в отношении любых проявлений буллинга («в шутку», «я как все», «просто так обозвал/толкнул» и т.д. не принимается)
  • Заранее (до того, как появятся первые факты) договориться с родителями о санкциях в отношении нарушителей (определить их перечень, можно согласовать с администрацией), ознакомить родителей при необходимости детей.
  • Организовывать мероприятия на сплочение детского коллектива
  • Не провоцировать невольно буллинг (не навешивать ярлыки даже в шутку, не высмеивать особенности характера никого из детей, не призывать детей в наказание временно бойкотировать кого-либо из группы)
  • Организовывать беседы о правах детей, о добре и зле и т.д.
  • Формировать в детях толерантность, эмпатию и т.д.

  • Стратегия
    эффективной профилактики
    буллинга в группе


  • Пересмотреть свое отношение к обращениям детей и сообщить всем детям, что они вправе и могут обращаться к Вам, воспитателю, с проблемами, касающимися психологической безопасности. (Различать «ябедничество» и просьбы детей о помощи).
  • Разрешать детям обращаться к воспитателю за помощью и серьезно относиться к любым (в т.ч. возможным) проявлениям травли. Всегда помнить, что буллинг никогда не проходит «сам по себе с возрастом», лишь усугубляется, постепенно переходит в скрытую форму.
  • Систематически (периодичность определите в зависимости от психологических особенностей, возраста детей в группе, характера их взаимоотношений и ситуации) выявлять детей изгоев (в лекториях имеются рекомендации, как это делать), помогать таким детям социализироваться, наладить контакт хотя бы с одним ребенком в группе, поддерживать ребенка психологически, наблюдать за развитием отношений детей.
  • Анализировать риски возникновения буллинговых проявлений (особенности личности и поведения каждого ребенка в группе, кто из детей в настоящей ситуации и в настоящий момент может стать жертвой буллинга, провоцирует буллинг, кто проявляет себя как агрессор)
  • Планируя мероприятия, учитывать и включать меры профилактики возникновения буллинга.
  • Реализовывать специально запланированные меры профилактики буллинга (с детьми, с их родителями (определить те, которые наиболее эффективны в конкретной для вашего детского коллектива ситуации; учитывать возраст детей, особенности характера, возраста и т.д.).
  • Отказаться от формализма (отказаться от подмены действительно эффективных антибуллинговых мер на те, которые могут косвенно к таковым относиться и не эффективны).

  • Стратегия
    формирования защитных факторов у детей,
    подверженных риску травли


  • Формирование реалистичной самооценки (относитесь к ребенку уважительно, не унижайте, не навешивайте ярлыки, не высмеивайте, поддерживайте положительное в поведении)
  • Формирование оптимизма (у детей должна быть уверенность и надежда, что все будет хорошо, фиксирование внимания на удачах)
  • Формирование уверенности в поддержке взрослых и понимании - ребенок должен быть уверен: взрослые ему поверят, его защитят, ему помогут, не всем «все равно» и т.д. (поддерживать!!!, принимать меры, а не только формировать уверенность).
  • Формирование умения критически относиться к неадекватным выпадам сверстников, насмешкам, издевкам, чтобы у ребенка не сформировался комплекс неудачника, никому не нужного, не интересного, не заслуживающего нормального отношения, не достойного быть кому-то другом, не умеющего решать свои проблемы, и чтобы такие размышления не привели к вопросу «А зачем вообще так жить…? или к желанию рассчитаться со всеми обидчиками разом и показать, на что способен… (разъяснять, почему некоторые дети настроены агрессивно – «не потому , что ты плохой», а потому что они завидуют/ хотят самоутвердиться за твой счет/ компенсируют собственные комплексы/ решают свои проблемы за твой счет/…)
  • Формирование эмоционально здоровой, благополучной среды и психологической безопасности в группе
  • Обучение действиям, которые будут для ребенка в критической (как ему кажется) ситуации «спасательным кругом» (к кому обратиться за помощью, как ответить на унизительные комментарии, что делать, если высмеивают, дразнят и т.д.)

  • Стратегия помощи
    ребенку-жертве


    Ребенок-жертва - мишень для ежедневных нападок, осмеиваний, словесных издевок, бойкота, игнора, оскорблений, унизительных комментариев, тычков исподтишка, затрещин и т.д.

  • Помочь ребенку повысить самооценку.
  • Обеспечить психологическую безопасность в группе.
  • Сформировать буферную зону из детей, которые никогда не обижали и не участвовали в травле.
  • Переключать.
  • Вселить веру, что неприятная ситуация (или даже пугающая ребенка ситуация), унизительная, действующая на нервы ситуация разрешиться. Ребенку важно знать, кто конкретно поможет и когда.
  • Обещать, что не усугубите ситуацию своими действиями (например, ребенок опасается, что родители его накажут после разговора воспитателя с ними). Рассказать ребенку, что именно планируете делать и услышать его, если ребенок боится последствий Вашего вмешательства в ситуацию, «помощи».
  • Рассказать ребенку-жертве об истинных причинах нападок детей на него, чтобы ребенок понял, нападают не потому, что «он плохой», а потому, что… ( и далее все возможные варианты - завидуют, злятся и хотят отомстить, хотят заставить подчиняться и т.д. ). Объяснить ребенку, подвергающемуся нападкам сверстников, что сам он не виноват в том, что стал изгоем (белой вороной, козлом отпущения), проблема в невоспитанности сверстников.
  • Дать ребенку понять, что в такой ситуации мог оказаться кто угодно, даже взрослые. Рассказать, что с нападками в одиночку не сможет справится не только он, но и другие дети и даже взрослые. Неумение противостоять группе – свойственно и детям, и взрослым, стыдиться нечего. А вот воспитанием обидчиков, прекращением нападок займутся взрослые – родители, заведующая и т.д. (цель – дать ребенку понять, что взрослым не все равно, они будут помогать).
  • Рассказать ребенку-жертве об агрессорах правду. Рассказать, что дети, которые устраивают подстрекают к издевательствам, осмеиванию, игнору, унижениям – это трУсы, которые в одиночку не действуют, боятся наказания, поэтому подстрекают других. Их цель – заставить плакать, заставить бояться. Не нужно бояться прийти к взрослых и рассказать. Взрослые эту проблему обязательно решат.
  • Показать ребенку-жертве, что не все дети к нему плохо относятся, не все о нем плохо думают, не все отказываются дружить, не все смеются, есть те, кто не поддерживает зачинщиков (не поддерживает насмешки, не прячет вещи и т.д.). Обсудить с ребенком, с кем из детей группы он хотел бы дружить и помочь наладить контакт.
  • Вместе с родителями ребенка-жертвы дополнительно найти друзей вне детского сада – в кружке, во дворе, вместе с родителями ребенка помочь наладить контакт с этими детьми, вместе с родителями фиксировать внимание ребенка на положительных изменениях, чтобы ребенок почувствовал, что ситуация меняется в лучшую сторону.

  • Чему нужно научить ребенка-жертву
    (дополнительные действия воспитателя
    вместе с родителями ребенка*)


  • Научить справляться с паникой и страхом (даже при словесном буллинге, насмешках и словесных унижениях ребенок чувствует страх – страх не справиться с эмоциями и заплакать при всех, страх позора при всех, страх необходимости отвечать на злобные вызовы и отсутствие сил противостоять, страх того, что словесные нападки перейдут в физическую расправу).
  • Научить не провоцировать физическую агрессию (рассказать, что может спровоцировать нападки и чего не нужно делать, а что делать нужно).
  • Научить коммуникации необщительных детей (выучить готовые фразы для знакомства с другими детьми).

  • * Воспитателю не стОит опасаться, что родители неправильно поймут или решат, что эти меры предпринимаются от бессилия справиться с детьми-зачинщиками. Это дополнительные меры. Так родители будут видеть, что воспитатель не бездействует, помощь ребенку оказывается. При внештатной ситуации и разбирательствах «об оставлении в опасности», «непринятии мер» и т.д. к воспитателю претензий не предъявишь.
    Стратегия провала или
    «Как воспитатель может все испортить и спровоцировать травлю»

    (сформировано на основе наблюдений и участия в рассмотрении жалоб родителей в контрольно-надзорные органы)


    1. Устанавливайте правила на ходу
    2. Меняйте правила и требования, которые сами же установили
    3. Не соблюдайте обещаний помочь и поверить, когда ребенок подошел с проблемой, а Вы заняты. Вы не можете постоянно только разбираться с проблемами.
    4. Стыдите ребенка за то, что не умеет решать сам проблемы со сверстниками и выстраивать взаимоотношения со сверстниками (называйте его обращения ябедничеством, постоянным нытьем, жалобами, доносами, стукачеством, желательно при всеx детях)
    5. Подавляйте личность и жертвы и обидчика, проявляйте свою власть!
    6. Делайте так, чтобы дети (и обидчики и жертвы) почаще чувствовали себя виноватым.
    7. Ругайте почаще. Кричите громко.
    8. Если наказываете, то сурово и по несколько наказаний за одну и ту же провинность да в течение нескольких дней.
    9. Критикуйте не поведение ребенка, а личность ребенка, его самого. Желательно при всей группе.
    10. Чаще предоставляйте конфликтующих детей самим себе. Пусть учатся самостоятельно разбираться со своими проблемами, закаляются, отрабатывают приемы и самостоятельно ищут способы достижения целей. Жизнь впереди, помогать постоянно некому будет!
    11. Поддерживайте лидеров группы в их стремлении подчинить всех детей себе, своей воле, своим желаниям, открыто поддерживайте лидера группы, одобряйте его поступки и не замечайте проступки. Так дети группы быстрее поймут «кто с кем», «кому в группе можно все» и будут выполнять волю лидера, а Вы сможете заняться важными делами.
    12. Читайте мораль ежедневно и по каждому поводу.
    13. Один хулиганит – всю группу наказывайте. Хулигану – бойкот. Группа хулигану тоже бойкот объявит, так вам помогут его перевоспитать. Другие задумаются
    14. Опекайте любимчиков и потакайте им во всем. Особенно тем детям, чьи родители помогают детскому саду и воспитателям. Пусть все дети знают, как выгодно быть приближенным к вам.
    15. Не вмешивайтесь в дела детей. Сами разберутся. Не маленькие. Скоро в школу. В ваше время тоже гнобили сверстников и ничего. Все вроде живы. А то, что некоторые стали тиранами своей семьи и не состоялись ни в одной профессии, так это проблемы воспитания и семьи.
    16. Каждого ребенка обязательно оценивайте. Все должны понимать - кто в группе «хороший», кто «плохой». Будут стараться быть «хорошими».
    17. Ограничивайте детей в желании поделиться с воспитателем печалями. Дома пусть к родителям с пустяками обращаются.
    18. Требуйте от детей совершенства. Во всем!



    Назад