нерезультативных мер работы с
выявленными фактами буллинга
на уровне группы детского сада
Если факты травли уже имеют место, то приведенные ниже меры никак не помогут прекратить травлю:
нерезультативных мер работы
с ребенком-зачинщиком травли
Если применять приведенные ниже методы, то ребенок-зачинщик травли никак не изменит своего поведения и своего отношения к ребенку-жертве нападок.
Зачинщик и без разъяснений знает и понимает, что наносит травму и причиняет страдания. Страдания жертвы и есть его цель. Он получает удовольствие, наблюдая за страданиями ребенка-жертвы. Понимая, что нанести травму удалось – придумывает другие способы. Беседы воспитателя лишь дают понять- что ему отлично удается достигать цели.
Дети-агрессоры слышат только себя, свои желания. Они чувствуют себя превосходно, понимая, что им удается манипулировать другими, подавлять других. Для ни не существует иных интересов, кроме собственных. Отношение к другим – потребительское. Они сами знают, как нужно (для них). Им все равно, кто что чувствует, им чужды страдания других и «любовь к ближнему». Для них существует эгоистичная любовь к себе, своим потребностям и желаниям. Ближний для них – средство достижения цели. Убеждать и увещевать бессмысленно, потому что они и без объяснений все понимают, действуют осознанно и намеренно. Им так нравится. Они так хотят.
Дети-агрессоры в большинстве своем не способны сочувствовать, проявлять сострадание, не умеют поставить себя на место другого. Им не свойственна эмпатия, не знакомо чувство жалости.
Ребенок-агрессор отлично понимает, что делает. Он прекрасно понимает, что несправедливо поступает со сверстником, подстрекая к нападкам на него других детей «все против одного». Он получает удовольствие, чувствуя собственное превосходство над более слабым, чувствуя в себе способность настроить других детей против одного. Он самоутверждается таким способом. Он и во время беседы и после нее о себе будет думать, а не о справедливости.
нерезультативных мер работы
с ребенком-жертвой
Приведенные ниже методы никак не помогут ребенку-жертве травли.
Ребенок-жертва сам не знает, почему на него нападают, почему именно его обзывают, дразнят, осмеивают, выставляют «дураком». Выяснение причин принесет ребенку-жертве еще большие моральные страдания, переживания. Чаще всего в итоге таких расспросов ребенок понимает, что обращение к воспитателю за помощью было бессмысленным и ребенок-жертва станет вдруг уверяет, что у него «все в порядке, все просто шутили, он не обижается на одногруппников». Истинные причины детского буллинга знают иногда не все взрослые, нет никакого смысла пытаться выяснить их у ребенка. (Причины – в Лекториях).
Группкой дети нападают не за что-то, а просто так, «прикольно», от делать нечего, смешно. Конкретно каждому ребенку, который действуя как все осмеивает жертву, портит его/ее вещи/поделки, обзывает, дразнит и т.д. ребенок-жертва на самом деле ничего не сделал. Ему нечего вспоминать. Но по указанию воспитателя, вспоминая, ребенок-жертва будет искать причину нападок в себе. Это только усугубит ситуацию. Потому что в ситуации травли ребенок-жертва не виноват.
Суть травли в том, чтобы «доставать» пассивную жертву, которая старается не просто не общаться, но и спрятаться от нападающих (обзывающих, дразнящих, осмеивающих). Такими действиями ребенок-жертва как правило провоцирует еще более активные действия против себя.
Ребенок, как и взрослый, не может не обращать внимание на то, что причинят ему страдания физические или эмоциональные (эмоциональные еще сложнее пережить). Невозможно не принимать к сердцу ежедневные унижения, злые насмешки, невозможно быть выше ситуации, когда систематически распускаются порочащие слухи и понимать, что все смеются или объявляют бойкот и никому нет дела. Уйти из этого коллектива (группы) и избавиться от травмирующей ситуации ребенок сам не может. И он это понимает. Демонстрировать равнодушие к высмеиванию, угрозам долго не сможет даже взрослый. Сам ребенок справиться не может. Призыв взрослого «не обращать внимания» означает для такого ребенка призыв терпеть и мириться. Для ребенка такая рекомендация взрослого означает, что круг замкнулся. Дальше – мысли «лучше бы меня и всего этого не было» и мечты об акте насилия в отношении сверстников «вот вырасту и поубивают их всех», желание отомстить всем(!) не только обидчикам, а всему миру, всем людям (всем девчонкам, всем женщинам – если обижают девочки) за свои унижения.
Ничего не изменится для обидчика. Обидчик рад: вместо наказания заставили всего лишь пожать руку тому, кого изводил полгода и над кем через 15 будет исподтишка смеяться, издеваться и вредить дальше.
Жертва понял, что обидчиков не наказали, справедливости нет, взрослые не понимают его страданий или им все равно.
Аналогия:
Террористы над вами намеренно издевались. Полиция заставила вас и их пожать друг другу руки, помириться и больше не ссориться. Все. (А Вы и не ссорились! С Вами обошлись жестоко. Вы-то ничего обидчикам не сделали! Никакого конфликта не было). Но полиция решила, что примирение – лучший способ решения проблемы. Вам станет легко и спокойно за свое будущее?
Никак не решает проблемы травли.
иногда опасные для ребенка-жертвы
меры по преодолению буллинга
Стали часто появляться в сети интернет, в методичках по преодолению буллинга опасные и неэффективные советы, чему научить ребенка-жертву. Приведенные ниже советы нерезультативны.
Травлю/нападки/буллинг можно сравнить с террором. Представьте себя жертвой террора и попытайтесь применить для своей защиты предложенные выше меры. (Не бояться/ не бежать жаловаться в полицию/не расстраиваться/отвечать твердо «Перестаньте!»/ самостоятельно выяснить у террористов, чем вы их обидели, быть гибким, договориться с агрессорами…) Результативно? Именно поэтому применять такие меры и давать детям такие советы нельзя. Это только затянет разрешение проблемы притеснений и усугубит ее. Вред психике ребенка-жертвы советы, которые не помогут, нанесут непоправимый.
результативных мер
работы с выявленными фактами буллинга
на уровне детского коллектива
- Установить и проговорить со всеми детьми простые, четкие, конкретные, единые для всех детей в группе правила
(например, Правило 1: унижать ни словесно, ни физически никого ни детей-сверстников, ни младших по возрасту нельзя. Никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах. Нарушать это правило нельзя. Никогда, никому, ни при каких обстоятельствах. Правило 2: Высмеивать недостатки/особенности нельзя. Правило 3: осмеивать оплошности и поступки других нельзя. Правило 4: Дразнить нельзя и т.д. )
Определите вместе с детьми, что подразумевается под высмеиванием, осмеиванием, дразнением и т.д. и что конкретно делать нельзя. - Строго контролировать выполнение этих правил. Разрешить детям сообщать воспитателям о том, что кто-то эти правила нарушает, что кто-то кого-то исподтишка обижает.
(Воспитателям важно самим понимать, что это вынужденная временная, но действенная мера. Это не ябедничество и не доносы, а антибуллинговая безопасность, такая же как антитеррористическая). - Ознакомить с правилами не только детей, но и родителей детей
(они тоже участники образовательного процесса и тоже несут ответственность за своих детей, за их воспитание и их действия в отношении других детей). - Определить совместно с детьми (6-7-летними) санкции за нарушение правил (не наказание, нарушающее права детей, а именно санкции – ограничение в чем-либо, не жизненно важном, но ощутимом для ребенка). Ознакомить с санкциями всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).
- Правила не менять. Часто зачинщиками притеснений становятся девочки, яркие лидеры, которым воспитатель доверяет и поручает ответственные дела. Исключений ни для кого из детей не делать. Правила едины для всех.
- Установить строгий контроль со стороны взрослых за исполнением установленных правил всеми детьми (не допускать отступлений от правил никем из воспитателей и помощников воспитателя).
- Требовать неукоснительного соблюдения правил. Если ребенок не в состоянии контролировать свое поведение и не способен воспринимать правила, не нарушать эмоциональную и физическую безопасность других, не в состоянии контролировать и осознавать свои действия, он должен иметь медзаключение и вопрос безопасности его пребывания в коллективе для других детей решается на уровне администрации. Если ребенок вменяем и психически здоров, но педагогически запущен (вседозволенность в семье) - он выполняет все правила и несет ответственность за свои действия также, как другие дети, ответственность за его поведение и причинение им психического/физического вреда другим детям несут также его родители.
- Буллинг как явление «боится» огласки. Важно не допускать замалчивания отдельных случаев, даже единичных. Осуждать при всех детях любые проявления буллинга (вербальный, физический - неважно). Зачинщики часто трусливы и делают все чужими руками, зачинщики-лидеры очень дорожат своей репутацией, и своевременная огласка их буллинговых действий в негативном ключе приведет со временем к завершению притеснений и травли.
- Не допускать детей к самостоятельному разрешению ситуаций буллинга. Дело с буллингом должны иметь только взрослые (в любых проявлениях– порча вещей, унижение, вымогательство конфет/услуг, угрозы, злые обидные шутки, шантаж (сделай или расскажу всем, что в памперсе до старшей группы ходил, хоть это и неправда), распространение информации, порочащей репутацию ребенка в детском коллективе, дразнение, обзывание и т.д.). Дети не владеют знаниями возрастной психологии, акцентуаций характера, особенностей восприятия, не компетентны в разрешении буллинга, не умеют анализировать причины буллинга и анализировать риски усугубления ситуации.
- Не допускать попустительства взрослых: игнорирования «незначительных» проявлений, нежелания разбираться с «каждым ябедой». Дети-агрессоры очень хорошо ориентируются. Дети-жертвы быстро теряют веру в справедливость, надежду на защиту со стороны воспитателей, а затем и учителей в школе, приобретают комплексы и психотравмы, которые отравляют жизнь долгие годы в школе и во взрослой жизни.
- Не перекладывать разрешение ситуаций буллинга на родителей. Родители в вопросах буллига не компетентны, чаще всего воспитатели вместо помощи получают «ачётакова?». Для родителей свой ребенок всегда прав. Большинство родителей не особо заботит психологическое состояние других детей. Ситуация буллинга на территории образовательной организации во время образовательного процесса – это ситуации проявлений физического или эмоционального насилия, соответственно - нарушение прав несовершеннолетних детей. Обеспечение безопасности и ответственность за детей – это компетенция взрослых и лиц, являющихся работниками образовательной организации, которые несут ответственность за жизнь и здоровье детей, а не родителей других детей.
- Принимать конкретные меры не только к выявлению, но и к разрешению ситуаций буллинга.
- Всегда четко различать конфликтные ситуации и буллинговые ситуации. Конфликт можно разрешить, конфликтующих детей примирить, помочь выяснить причины и договориться. В буллинге нет равных сил, как в конфликте, есть насилие одного сильного в отношении другого слабого. Примирение при буллинге не уместно и бессмысленно. Договариваться и примирять в ситуации буллинга (как в ситуации террора) бессмысленно. Буллинг можно только прекратить (пресечь) и не допускать повтора.
- Демонстрировать всем детям (и зачинщикам и потенциальным жертвам) готовность помочь ребенку-жертве в ситуациях любых нападок и травли. Открыто заявлять о своей непримиримой позиции в отношении любых проявлений буллинга. Дети должны понимать, что решимость воспитателя относительно притеснений останется неизменной всегда.
прекращения буллинга
(встречаются в 90% перечней мер по предотвращению детской жестокости, но являются формальным подходом к прекращению буллинга)
Неэффективные (формальные) меры |
Почему не эффективны? |
Достижение цели прекращения буллинга |
Конкурсы рисунков «Дети против агрессии», «У нас никого не обижают», «Миру-мир» т.д. |
Никак не влияет на особенность характера детей, склонных к агрессии; |
Результат «0» |
Организация участия детей в театральных постановках наподобие «Пузырь, соломинка и лапоть» и подобных о взаимоотношениях |
Ребенок-агрессор(зачинщик) 6-7 лет занимается травлей по вполне конкретным причинам (зависть, месть) и с конкретными целями (самоутверждение, желание подчинять, «развлечение от безделья») они осознают, что делают, понимают, что причиняют страдания и получают от этого удовольствие. Никакие театральные роли не повлияют на отказ от целей и устранить вышеназванные причины. |
Результат «0» |
Спортивные соревнования |
Не способствуют устранению негатива агрессоров по отношению к изгоям, не повышает уровень эмпатии, не вызывает сострадание, не способствуют прекращению игнора, насмешек, бойкотов, скрытых издевок над детьми «не такими, как все». Спортивные мероприятия никак не помогают ребенку, которого не принимают, не способствуют выработке «здоровой агрессии» и никак не способствует восстановлению нарушенных взаимоотношений между сильным агрессором слабой жертвой. |
Результат «0» |
Художественная самодеятельность, подготовка к праздникам |
Не способствуют устранению негатива агрессоров по отношению к изгоями, не повышает уровень эмпатии, не вызывает сострадание, не способствуют прекращению игнора, насмешек, бойкотов, скрытых издевок над детьми «не такими, как все», никак не помогает ребенку, которого не принимают |
Результат «0» |
которые не действуют
- Смена ролей. Обычно рекомендуют применять метод так: приведите детям пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Иногда рекомендуют этот метод применять в работе с агрессорами, если те не понимают серьезности происходящего.
В ситуации буллинга (притеснений, травли) – абсолютно нерезультативная мера. - Объяснения детям-агрессорам, что все люди разные и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
В ситуации буллинга (притеснений, травли) – абсолютно нерезультативная мера. - 3. Примирение ребенка-жертвы и агрессора, организующего нападки. Использование медиативных техник, сказкотерапии, других приемов разрешения простых конфликтов. (Помните разницу между конфликтом и буллингом!)
В ситуации буллинга (притеснений, травли) – абсолютно нерезультативная мера.
возникновения ситуаций травли
(антибуллинговой безопасности)
эффективной профилактики
буллинга в группе
формирования защитных факторов у детей,
подверженных риску травли
ребенку-жертве
Ребенок-жертва - мишень для ежедневных нападок, осмеиваний, словесных издевок, бойкота, игнора, оскорблений, унизительных комментариев, тычков исподтишка, затрещин и т.д.
(дополнительные действия воспитателя
вместе с родителями ребенка*)
* Воспитателю не стОит опасаться, что родители неправильно поймут или решат, что эти меры предпринимаются от бессилия справиться с детьми-зачинщиками. Это дополнительные меры. Так родители будут видеть, что воспитатель не бездействует, помощь ребенку оказывается. При внештатной ситуации и разбирательствах «об оставлении в опасности», «непринятии мер» и т.д. к воспитателю претензий не предъявишь.
«Как воспитатель может все испортить и спровоцировать травлю»
(сформировано на основе наблюдений и участия в рассмотрении жалоб родителей в контрольно-надзорные органы)
- Устанавливайте правила на ходу
- Меняйте правила и требования, которые сами же установили
- Не соблюдайте обещаний помочь и поверить, когда ребенок подошел с проблемой, а Вы заняты. Вы не можете постоянно только разбираться с проблемами.
- Стыдите ребенка за то, что не умеет решать сам проблемы со сверстниками и выстраивать взаимоотношения со сверстниками (называйте его обращения ябедничеством, постоянным нытьем, жалобами, доносами, стукачеством, желательно при всеx детях)
- Подавляйте личность и жертвы и обидчика, проявляйте свою власть!
- Делайте так, чтобы дети (и обидчики и жертвы) почаще чувствовали себя виноватым.
- Ругайте почаще. Кричите громко.
- Если наказываете, то сурово и по несколько наказаний за одну и ту же провинность да в течение нескольких дней.
- Критикуйте не поведение ребенка, а личность ребенка, его самого. Желательно при всей группе.
- Чаще предоставляйте конфликтующих детей самим себе. Пусть учатся самостоятельно разбираться со своими проблемами, закаляются, отрабатывают приемы и самостоятельно ищут способы достижения целей. Жизнь впереди, помогать постоянно некому будет!
- Поддерживайте лидеров группы в их стремлении подчинить всех детей себе, своей воле, своим желаниям, открыто поддерживайте лидера группы, одобряйте его поступки и не замечайте проступки. Так дети группы быстрее поймут «кто с кем», «кому в группе можно все» и будут выполнять волю лидера, а Вы сможете заняться важными делами.
- Читайте мораль ежедневно и по каждому поводу.
- Один хулиганит – всю группу наказывайте. Хулигану – бойкот. Группа хулигану тоже бойкот объявит, так вам помогут его перевоспитать. Другие задумаются
- Опекайте любимчиков и потакайте им во всем. Особенно тем детям, чьи родители помогают детскому саду и воспитателям. Пусть все дети знают, как выгодно быть приближенным к вам.
- Не вмешивайтесь в дела детей. Сами разберутся. Не маленькие. Скоро в школу. В ваше время тоже гнобили сверстников и ничего. Все вроде живы. А то, что некоторые стали тиранами своей семьи и не состоялись ни в одной профессии, так это проблемы воспитания и семьи.
- Каждого ребенка обязательно оценивайте. Все должны понимать - кто в группе «хороший», кто «плохой». Будут стараться быть «хорошими».
- Ограничивайте детей в желании поделиться с воспитателем печалями. Дома пусть к родителям с пустяками обращаются.
- Требуйте от детей совершенства. Во всем!
Назад