Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Онлайн лекторий
Онлайн лекторий
Научно доказано, ничто не дает человек такое конкурентное преимущество, как психологическая стабильность и психологическое здоровье.
Что же говорить о ребенке? Психологическое здоровье растущему организму и формирующейся психике гораздо важнее, чем любые успехи вместе взятые. Можно вложить в ребенка и его развитие уйму часов, усилий, стараний. Но если нет психологического благополучия, все будет бессмысленным. Можно сколько угодно вкладывать в образование ребенка, в результаты, в развитие способностей, умений, навыков, вкладывать знания, но если он не будет уверен в себе, не будет психологически благополучен, если его будут мучить неврозы, какой смысл в этом всем?

Психологическое здоровье, психологическое благополучие, психологическая устойчивость – способность выдерживать стресс, выдерживать изменения, восстанавливаться после нагрузок – это самое важное качество человека в таком быстро меняющемся мире. Гораздо более важное, чем количество знаний или успешность в той или иной области.

Мы хотим, чтобы наши дети росли в дружелюбном обществе, чувствовали себя в безопасности, психологически и физически находились в безопасности.
Но проявления жестокости, психологического и физического насилия, притеснений, были и есть всегда в любых коллективах, в любом обществе.

В последнее время детская жестокость, особенно ее скрытые формы (буллинг, травля) стала приобретать бедственные масштабы.
Сегодня такое проявление детской жестокости как буллинг (травля) признано глобальной проблемой детских коллективов во всех странах, особенно высокоразвитых.

Анализируя и изучая разрушающее воздействие проявлений жестокости на детскую психику в разном возрасте, педагоги приходят к выводу о необходимости начала работы по предотвращению и недопущению развития буллинга в дошкольном возрасте.

Что такое буллинг?
Это – длительный целенаправленный процесс психологического или физического притеснения одним человеком другим человеком. В переводе на русский язык – это травля, оскорбление, унижение.

Доказано, что разрушающе травля в любых ее проявлениях воздействует не только на психику того, кого постигла участь жертвы, но и на психику тех, кто является организаторами и всех тех детей, которые временно или постоянно являются вынужденными пассивными наблюдателями.

Доказано, что полностью искоренить травлю ни в детском, ни во взрослом коллективе, как любое проявление насилия в обществе, и как любое деструктивное явление, невозможно. Однако однозначно можно максимально снизить количество фактов ее проявления и разрушающие последствия для психики детей.

Травля в детском коллективе - явление, которое сложилось не сегодня. Однако именно сегодня с проблемой травли все чаще сталкиваются дети дошкольники. Сегодня с этой проблемой столкнулись учителя школ и педагоги-воспитатели, которым приходится с проявлениями травли работать.

Есть серьезные препятствия на пути разрешения проблемы буллинга:
1. Дети (как и взрослые в ситуации буллинга) никогда не могут такую проблему разрешить самостоятельно. 2. Дети, которые в коллективе терпят травлю, не ищут помощи у взрослых.

Есть серьезные последствия:
1. Травля никогда не проходит бесследно и без последствий для психики детей (для всех! ее участников). 2. Травля в любых ее проявлениях в детском возрасте, всегда накладывает отпечаток на всю последующую взрослую жизнь человека (на выбор профессии, на взаимоотношения в семье).

Есть важный момент, о котором должны помнить взрослые:
1. Без вмешательства взрослых травля в детском коллективе как разрушающее явление будет трансформироваться, приобретать разные скрытые формы, будут меняться жертвы, но травля никогда не «пройдет с возрастом», не «перерастет», не прекратится сама собой. Это явление (как терроризм) можно только остановить, прекратить.

Понимание того, что проблема буллинга (травли) может возникнуть в любом детском коллективе и травле может быть подвержен любой ребенок, заставляет говорить о необходимости мер психологической безопасности детей в коллективе.

Уважающие себя и профессию педагоги не смотрят на травлю, как на обыденную вещь.

Благодаря тому, что есть педагоги, которым не все равно, надежда на положительные изменения есть.

Буллинг — это агрессивное поведение детей по отношению к сверстникам, что сопровождается физическими или чаще психологическими издевательствами.

Буллинг отличается от обычной детской ссоры (конфликта), осознанными, систематическими, преднамеренными, целенаправленными издевательствами сверстников над ребенком, который, по разным причинам, не вписавшимся в тот или иной коллектив.

Да. В каждом детском коллективе есть группы со своими звездами, среднячками и «особыми». Но без травли при этом. Без насилия.

Буллинг – это всегда насилие.
У дошкольников, в отличие от школьников, при насилии не бывает этапа предварительного обдумывания.
Для буллинга у дошкольников характерно следующие:
  • Импульсивность;
  • Раздражительность;
  • Неуравновешенность;
  • Завышенная самооценка;
  • Повышенная агрессия;
  • Отсутствие коммуникативных навыков при соблюдении общепринятых норм и правил;
  • Склонность ко лжи или жульничеству.

  • Взрослым важно понимать, что под издевательствами здесь понимается не столько причинение телесных повреждений, а скрытое от взрослых и чаще психологическое воздействие: против одного ребенка постоянно «дружат» несколько детей, один подбивает других против ребенка, высмеивают, зло подшучивают, доводя до слез, прячут, пачкают, портят вещи, принесенные игрушки, придумывают обидные прозвища, высмеивают особенности внешности, характера, национальность, договариваются не принимать в игру, подстраивают ситуации, в которых ребенок оказывается невинно наказанным, выглядит в глазах других неуклюжим и т.д.

    Такие действия, повторяющиеся и наносящие урон психологическому здоровью, хуже и губительнее физических тычков и затрещин.
    Буллинг в группе детей 6-7 лет: не получивших травму не бывает.
    Вынужденные роли каждого ребенка.

    Участниками издевательств обычно принято считать жертву и зачинщика. Принято считать, что травматичный психологический опыт (психотравму) получает ребенок–жертва (изгой, не такой как все, козел отпущения, белая ворона).
    На самом деле участниками, которые получают психотравму, всегда становятся три стороны (редко четыре):
    1. Булли и союзники (зачинщик и помощники или те, кто находится на стороне зачинщика, помогает ему), - те, кто издевается, высмеивают, обзывают, распространяют порочащую ребенка информацию, игнорируют, не принимают.
    2. Жертва – тот ребенок, над которым издеваются.
    3. Наблюдатели – все те дети, которые не вмешивается и никак себя не проявляют; внешне нейтральны, не помогают зачинщику и не защищают жертву.
    4. Защитники жертвы (редкая и малочисленная группа или таковых нет).

    Взрослым важно знать:
  • Если в детском коллективе имеет место буллинг, то не вовлеченных детей нет. Каждый ребенок по умолчанию вынужденно участвует. У каждого ребенка своя выбранная или вынужденная роль.
  • Вынужденные роли: ребенок-жертва, дети-наблюдатели, иногда союзники булли (не все союзники по собственному желанию находятся на стороне зачинщика, иногда - из страха оказаться на месте жертвы, с «сильным и в толпе» некоторые неуверенные в себе дети чувствуют себя защищенными).


  • Читать далее     Назад