СТРАТЕГИИ ДЛЯ СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЙ ИНТЕРВЕНЦИИ
Ситуация:
Ребенок не идет на контакт, но и не уходит (молчит, не смотрит в Вашу сторону)
Правильная стратегия:
Начните говорить сами. Задайте несколько вопросов. Подождите ответа, не торопите другими вопросами. Начните говорить о себе (о том, что когда-то пережили сами подобное состояние (подобную личную драму, подобные чувства). Опишите, что чувствовали (то же, что ребенок чувствует сейчас: безысходность, разочарование в людях, жизни, в том, что делали на тот момент). Не говорите ребенку в этот момент, что все пройдет, забудется и т.д. в такой ситуации подобные увещевания не вызывают ничего, кроме раздражения. Ребенок может закрыться и решить, что напрасно к вам обратился (напрасно согласился с вами поговорить). Дайте ребенку понять, что были в аналогичной ситуации сами и поэтому лучше других понимаете его чувства и эмоции, не осуждаете его, хотите помочь, потому что вам не все равно.
Ситуация:
Ребенок плачет и ничего не говорит
Правильная стратегия:
Молча будьте рядом. Дайте выйти негативу через слезы. Не успокаивайте. Не призывайте успокоиться и взять себя в руки. Помните о цели интервенции. Если позволяет телесный контакт – возьмите за руку, обнимите, покажите, что вам искренне не все равно и вы понимаете его состояние. Просто будьте рядом столько, сколько нужно, чтобы появилось желание говорить или напряжение, которое толкало ребенка на отчаянный шаг, снизилось. Помните, это временно. Проблема не решена и ребенок скорее всего через некоторое время (обычно через 3 часа, через 3 дня) снова придет к подобному решению. И принимать меры, помогать разрешать проблему надо, но сейчас Ваша цель – помощь в настоящий момент. Отложить исполнение решения.
Ситуация:
Ребенок обвиняет всех (от родителей до Бога) в том, что оказался в ситуации безысходности
Правильная стратегия:
Используйте прием «Эхо» и повторяйте все, что ребенок говорит во фразе «Иногда кажется, что …(повторяйте эхом то, что сказал ребенок)». Он должен в Вашем «эхо» услышать главное «ИНОГДА» (то есть не всегда так будет) и «КАЖЕТСЯ» (сейчас в этот момент кажется). Не забывайте перефразировать высказывание, если это необходимо. Например: «Где был Ваш Всевышний, когда допустил, чтобы погибла моя мама?» - «Иногда кажется, что даже Всевышний нас покинул».
Ситуация:
Ребенок агрессивно настроен по отношению к Вам, и Вы чувствуете раздражение
Правильная стратегия:
НЕ реагируйте. Он зол не на Вас. Просто Вы оказались рядом. Скажите, что понимаете, почему он раздражен, Вы бы на его месте чувствовали то же самое. Ни в коем случае не воспитывайте, не призывайте к порядку, не требуйте соблюдать субординацию. Не сейчас.
Ситуация:
Ребенок категорически отказывается от Вашей помощи
Правильная стратегия:
Не отпускайте, пока эмоции накалены. Скажите, что просто будете рядом. Попросите просто побыть рядом. Мочите. Отзеркаливайте. Демонстрируйте сочувствие. Установите зрительный контакт, если удается. Заключите антисуицидальный контракт. Договоритесь, что если ребенок что-то решит с собой сделать, сначала позвонит Вам и поговорит с Вами. (НЕ спорьте, покажите, что принимаете любое его решение, соглашайтесь с ребенком, не раздражайте в этот момент противостоянием, это бессмысленно). Если ребенку действительно очень тяжело, действительно плохо и Вы понимаете, что он не манипулирует, то отпускать его в состоянии высокой суицидальной готовности «Нервы на пределе» нельзя. Помните, что не обязательно будет налицо повышенная нервная возбудимость, может быть наоборот заторможенность, это тоже проявления высокого эмоционального накала и тоже очень опасно, хотя внешне так не выглядит. Помните о цели интервенции.
Ситуация:
Ребенок задает Вам вопросы, на которые нет ответа
Правильная стратегия:
Не отвечайте прямо. Используйте Эхо, повторяйте, перефразируя сказанное ребенком. Например:«Как Бог мог допустить несправедливость и забрать у меня единственную сестру (маму, папу)…???»,«Почему это случилось именно со мной???» «Иногда кажется, что жизнь не справедлива к нам ..». Главное – не ответ, а поддержание разговора. Любая фраза, которая позволит продолжить разговор, чтобы дать возможность выговориться и выплеснуть боль. Помните о цели – не решить проблему сиюминутно, а – снять эмоциональный накал, чтобы предотвратить суицид.
Назад