Стратегии кризисной интервенции
Кризисная интервенция как способ предотвращения суицида в ситуациях критического инцидента (угрозы суицида).
4 базовых приема для проведения беседы, снижающей эмоциональный накал и снижающей эмоциональную готовность к совершению суицида.
Одним из самых эффективных способов предотвращения суицида в ситуации высокой степени угрозы - применение интервенции.
Кризисная интервенция - это экстренная психологическая помощь человеку, находящемуся в состоянии кризиса.
Кризисная интервенция направлена прежде всего на работу с интенсивными чувствами, которые толкают ребенка на отчаянный поступок, а не с проблемами, которые требуют решения, обычно длительного по времени.
Цель педагога, применяющего приемы кризисной интервенции, - не экстренное решение проблемы, которая явилась причиной суицидального поведения, а снятие психо-эмоционального напряжения, невыносимой душевной боли, которая провоцирует суицид как единственную возможность избавиться от тягостных переживаний.
Кризисная интервенция базируется на 4-х принципах:
Принципы, цели, задачи кризисной интервенции
1. Эмпатический (доверительный, располагающий) контакт.
Главная цель интервенции - Снижение эмоционального накала, временное (даже кратковременное) притупление эмоций и чувств, которые толкают ребенка на отчаянный поступок. Экстренная помощь здесь и сейчас.
Это важнейшее условие кризисной помощи. Сопереживание и понимание психологического состояния другого человека - это самое простое и самое сложное. С установления доверительного контакта начинается кризисное вмешательство.
2. Безотлагательность.
Кризисное вмешательство должно производиться безотлагательно, предельно срочно.
3. Высокий уровень активности лица, оказывающего помощь (педагога).
Педагог должен проявлять максимальную активность в установлении контакта с человеком, переживающим кризис.
4.Ограничение целей.
Ближайшая цель кризисной интервенции - предотвращение катастрофических последствий. Основная цель - восстановление психологического равновесия, пусть даже временного, достаточного для того, чтобы на время отсрочить пик суицидальной готовности, и только затем выяснять причину, и предпринимать меры для ее устранения.
5.Поддержка.
При работе по преодолению кризиса оказывающий помощь (доброволец, психолог, педагог) в первую очередь обеспечивает ребенку эмоциональную поддержку.
6. Уважение.
Ребенок, переживающий кризис, должен восприниматься педагогом, оказывающим помощь, как вполне независимый, стремящийся обрести уверенность в себе, способный сделать самостоятельный выбор.
Основная задача - Выиграть время. Отговорить, не дать совершить непоправимое в настоящий момент, потом, когда прямая опасность минует, организовывать помощь, решать проблему, которая провоцирует суицидальное поведение и т.д.
4 приема беседы в интервенции
Кризисная интервенция – это беседа. Разговор, который осуществляется не с целью решения проблемы и устранения причины, провоцирующей суицид, а с единственной целью – предоставить ребенку возможность выговориться, «выплеснуть» негатив, проговорить (облечь в слова, слезы, эмоции) свою боль, страхи, агрессию и тем самым снять напряжение, «разжать пружину» эмоций, которые не находя выхода делают психологическое состояние ребенка невыносимо тяжелым и вызывают ощущение безысходности, которое провоцирует суицидальные намерения.
Прием 1 «Эхо»
Цель - установить и поддерживать контакт с ребенком, показывать ребенку, что его понимают и слышат.
Действия - проговаривание (повторение) за ребенком его фраз, демонстрация того, что Вы его понимаете, принимаете, чувствуете, говорите с ним «его словами, на его языке».
Пример диалога:
Ребенок: я никому не нужен, никому нет до меня дела, если меня не будет, никто даже не заметит.
Педагог, осуществляющий интервенцию: Иногда кажется, что мы никому не нужны и до нас никому нет дела. ИЛИ: Иногда бывают ситуации, когда кажется, что люди к нам равнодушны и никому нет до нас дела.
Правила применения Педагог, осуществляющий интервенцию: Иногда кажется, что мы никому не нужны и до нас никому нет дела. ИЛИ: Иногда бывают ситуации, когда кажется, что люди к нам равнодушны и никому нет до нас дела.
Верно:
Прием 2 «Проговаривание боли»
Цель - дать возможность выговориться, выплеснуть негатив, страх, безысходность, «проговорить» эмоции, которые толкают на безрассудный поступок, снятие эмоционального накала.
Действия – задавать ребенку вопросы, которые будут стимулировать высказывания, «выговаривание» эмоций. Дать возможность выговориться.
Пример диалога:
Ребенок: Все плохо...
Педагог, осуществляющий интервенцию: Тебе кажется, что жизнь потеряла смысл? Тебе тяжело? (цель – стимулировать говорение, выражение боли и эмоций в словах)
Правила применения Педагог, осуществляющий интервенцию: Тебе кажется, что жизнь потеряла смысл? Тебе тяжело? (цель – стимулировать говорение, выражение боли и эмоций в словах)
Верно:
Неверно:
Прием 3 «Переключение»
Цель – снизить эмоциональный накал.
Суть - переключить внимание ребенка, его мысли с мыслей о самоубийстве, на любые другие, отвлечь, выиграть время, перевести разговор на другую тему, не прекращать контакта.
Пример диалога:
Ребенок: все бессмысленно… жизнь бессмысленна…
Педагог, осуществляющий интервенцию: А помнишь в первом классе ты подарил мне георгины?
Правила примененияПедагог, осуществляющий интервенцию: А помнишь в первом классе ты подарил мне георгины?
Верно:
Неверно:
Прием 4 «Формирование позитивного образа будущего»
Цель – показать, что будущее есть и оно может быть позитивным (в противовес тому, что у ребенка-суицидента образа будущего нет)
Действия - вместе с ребенком планировать понятное ближайшее будущее, говорить о том, что в будущем ребенку понятно и кажется вполне достижимым.
Правила применения:
Верно:
Начните сами: задавайте вопросы о будущем, ответы на которые вам известны, которые не ставят ребенка в тупик и не вызывают негатива,
1. Предположите несколько вариантов позитивных (или как минимум без негатива) развития событий в будущем ребенка,
2. Показывайте, что достичь запланированного достаточно просто (ребенок не в том состоянии, чтобы нести ответственность или принимать какие-либо решения),
3. Предложите в будущем что-то совместное, если это актуально,
4. Предложите помощь в будущем, помощь в осуществлении планов ребенка.
2. Показывайте, что достичь запланированного достаточно просто (ребенок не в том состоянии, чтобы нести ответственность или принимать какие-либо решения),
3. Предложите в будущем что-то совместное, если это актуально,
4. Предложите помощь в будущем, помощь в осуществлении планов ребенка.
Неверно:
Вспомогательные приемы:
1. Отзеркаливание – Примите ту же позу, говорите тем же тоном, повторяйте отдельные фразы и слова за ребенком. Ваша цель – показать, что Вы одинаково чувствуете и Вы «свой», вам можно доверить переживания, вы поймете.
2. Демонстрация сопереживания – кивайте, смотрите на ребенка, сосредоточьтесь на нем, предлагайте помощь, просите разрешить помочь, предлагайте поговорить с родственниками, учителями, спрашивайте, что можете для него сделать, от чего бы ему стало легче, скажите, что просто молча будете рядом.
2. Демонстрация сопереживания – кивайте, смотрите на ребенка, сосредоточьтесь на нем, предлагайте помощь, просите разрешить помочь, предлагайте поговорить с родственниками, учителями, спрашивайте, что можете для него сделать, от чего бы ему стало легче, скажите, что просто молча будете рядом.
Читать далее Назад