Сравнение целей классного руководителя, способов достижения целей и стратегий разрешения ситуаций буллинга и конфликта
Действия по урегулированию ситуации буллинга | Действия по урегулированию ситуации конфликта |
Цель: прекратить ситуацию независимо от желания сторон | Цель: разрешить ситуацию в интересах обоих участников конфликта |
Как достигается: вмешательством и волевым решением третьей нейтральной стороны (административная мера) | Как достигается: договоренностью двух конфликтующих сторон при содействии третьей |
Этап 1. Организационный 1. Уведомить администрацию школы, соцпедагога, психолога (т.к. факт травли может спровоцировать последствия для ребенка-жертвы, разбирательства в отношении школы о непринятии мер и оставлении в опасности). 2. Поговорить с родителями ребенка-жертвы (совместно с родителями наметить пути оказания помощи ребенку-жертве или ознакомить родителей с перечнем предпринимаемых мер, чтобы у родителей было понимание, что школа не бездействует). 3. Если здоровью ребенка нанесен ущерб, информировать соответствующие ведомства системы профилактики в соответствии с действующими в регионе инструкциями Этап 2. Оказание помощи ребенку 1. Определить состояние ребенка-жертвы и убедить, что будет сделано все возможное для недопущения продолжения ситуации травли, выяснить, каких действий от взрослых ожидает ребенок, чтобы чувствовать себя в безопасности). 2. Сообщить ребенку-жертве о личной готовности и готовности других педагогов, директора, завучей школы помочь в случае повторения травли. 3. Принять меры для восстановления репутации ребенка-жертвы в классе. 4. Определить в классе детей, которые сочувствовали ребенку-жертве травли, не участвовали или пытались соблюдать нейтралитет в травле и создать буферную зону для ребенка-жертвы (в любых формах их совместного общения, чтобы ребенок не чувствовал себя изгоем). 5. Восстановить психологическое равновесие в классе (разрешить конфликты), восстановить справедливость в отношении ребенка-жертвы (проконтролировать: зачинщики и их союзники должны вернуть спрятанные вещи, принести извинения за оскорбления и т.д.), устранить все ставшие известными проявления буллинга (прекратить изоляцию, пресекать насмешки, издевки, комментарии, обсуждения, распространение порочащей информации). 6. Принять меры для недопущения перехода открытого буллинга в скрытую форму, кибербуллинг и продолжение изоляции, высмеиваний, оскорблений в соцсетях. 7. Осуществлять контроль за поведением детей класса в соответствии с правилами для учащихся, уставом школы, законом об образовании (недопущение унижений, осмеивания, изоляции, издевательств, угроз, эмоционального шантажа, физического насилия). |
Этап 1. Индивидуальная беседа с каждой из сторон конфликта (без присутствия второй стороны). 1.Дать ребенку возможность рассказать наедине, что случилось, в чем видит причину конфликта. 2.Дать ребенку возможность облечь в словесную форму его эмоции. 3.Выслушать видение ребенком ситуации. 4.Выслушать и уточнить претензии ребенка ко второй стороне. 5.Показать наводящими вопросами, в чем истинная причина конфликта. 6.Обсудить с каждым из детей варианты разрешения конфликта, которые им кажутся приемлимыми, на которые каждый готов согласиться. 7.Предложить и убедить встретиться для разрешения конфликта совместно, сказав, что будет беспристрастным и поможет договориться о таких путях разрешения конфликта, которые устроят обоих детей. Этап 2 Совместная беседа. 1.Дать каждому из детей возможность высказать словами другому свои претензии свои обиды. 2.Дать каждому из детей возможность высказать свое видение причин конфликта. 3.Дать каждому из детей возможность предложить свой вариант разрешения конфликта. 4.Подсказать детям, как в подобных ситуациях поступают другие. 5.Предложить из всех предложенных вариантов выбрать тот (те), который устроит обоих. 6.Уточнить, готовы ли оба добровольно выполнить то, что пообещали. 7.Уточнить, будут ли претензии каждого полностью исчерпаны, если каждый выполнит то, о чем договорились. 8.Уточнить, реально и для каждого добровольно выполнить взятое обещание. 9.Обсудить срок, в который каждый должен выполнить обещание. 10. Напомнить, что в случае невыполнения действий каждым, любой из детей может подойти к педагогу и разговор возобновят, договорятся без конфликта. Этап 3 Контроль исполнения договоренностей. 1. Контролировать выполнение детьми взаимных обещаний и действий, о которых договорились. |
Скрытые изгои в классе.
Простой тест для выявления детей, которым нужна помощь.
Тест – показатель психологического здоровья детского коллектива
Классный руководитель, который проводит такой тест 2-3 раза в месяц, никогда не пропустит ситуацию формирования буллинга в классе, в таком классе не будет изгоев и несчастных одиночек.Простой тест для выявления детей, которым нужна помощь.
Тест – показатель психологического здоровья детского коллектива
Детям предлагается взять лист бумаги и записать имена четырех детей, с которыми они хотели бы сидеть за одной партой на следующей неделе.
Дети знают – их пожелания могут и не взять во внимание.
Детей просят назначить одного человека из класса, который, по их мнению, на этой неделе особо отличился. Все листочки передаются лично в руки учителю.
Классный руководитель просматривает ответы детей и анализирует.
1. Кого дети не упомянули вообще?
2. Кто не знает, с кем бы хотел сидеть?
3. Чье имя никогда не упоминается, когда она просит назвать самого отличившегося ученика?
4. У кого на прошлой неделе было миллион друзей, а на этой неделе нет ни одного?
5. Учительница ищет одиноких детей. Она ищет ребят, которые безуспешно пытаются наладить связь с одноклассниками.
6. Она находит тех, кого отвергли, чьи усилия остаются незамеченными.
Так классный руководитель сможет обнаружить тех, кому нужна его помощь, и с большой вероятностью выявит тех, кто подвергается травле и тех, кто в этой травле участвует.
2. Кто не знает, с кем бы хотел сидеть?
3. Чье имя никогда не упоминается, когда она просит назвать самого отличившегося ученика?
4. У кого на прошлой неделе было миллион друзей, а на этой неделе нет ни одного?
5. Учительница ищет одиноких детей. Она ищет ребят, которые безуспешно пытаются наладить связь с одноклассниками.
6. Она находит тех, кого отвергли, чьи усилия остаются незамеченными.
7 психологических характеристик детей,
которые чаще других становятся булли (зачинщиками травли)
Если классный руководитель будет знать, кто они - инициаторы школьного буллинга, что это за дети, понимать их цели, то сможет предвидеть и прогнозировать развитие негативных ситуаций, соответственно, предотвратить их.которые чаще других становятся булли (зачинщиками травли)
Инициаторами травли чаще других становятся:
1. активные, общительные дети, мечтающие быть лидерами в классе;
2. агрессивные дети, «нуждающиеся» для своего самоутверждения в жертве;
3. дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания, с высоким уровнем притязаний;
4. дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (подобный шовинизм или снобизм является результатом соответствующего семейного воспитания);
5. эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;
6. максималисты, не признающие компромиссы (особенно в подростковом возрасте);
7. со слабым самоконтролем.
2. агрессивные дети, «нуждающиеся» для своего самоутверждения в жертве;
3. дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания, с высоким уровнем притязаний;
4. дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (подобный шовинизм или снобизм является результатом соответствующего семейного воспитания);
5. эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;
6. максималисты, не признающие компромиссы (особенно в подростковом возрасте);
7. со слабым самоконтролем.
7 психологических характеристик детей,
которые чаще других становятся союзниками булли, преследователями
Классный руководитель, который хорошо ориентируется в психологических характеристиках, сможет предвидеть риски развития опасных ситуаций в детском коллективе, прогнозировать, кому из детей необходимо повышенное внимание, кто и на что способен. Зачинщик буллинга никогда не действует один. Ему нужна «свита, союзники, помощники, стая». Такие дети чащо имеют схожие психологические характеристики.
которые чаще других становятся союзниками булли, преследователями
1. Несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружающих, безынициативны.
2. Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил).
3. Не склонны признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других).
4. Часто подвержены жесткому контролю со стороны старших (их родители очень требовательны, склонны применять физические наказания).
5. Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого. Не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»).
6. Неуверенны в себе, очень дорожат «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса (в социометрических исследованиях получают наименьшее количество выборов, нет взаимных выборов ни с кем из класса).
7. Трусливы и озлоблены.
2. Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил).
3. Не склонны признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других).
4. Часто подвержены жесткому контролю со стороны старших (их родители очень требовательны, склонны применять физические наказания).
5. Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого. Не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»).
6. Неуверенны в себе, очень дорожат «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса (в социометрических исследованиях получают наименьшее количество выборов, нет взаимных выборов ни с кем из класса).
7. Трусливы и озлоблены.
Аспект подростковой жестокости,
который важно учитывать
Важный аспект подростковой жестокости, который имеет связь с естественными законами возрастной психологии – это жестокость, проявляющаяся в группе. который важно учитывать
Даже взрослый человек в толпе начинает вести себя несвойственным для него образом, подчас вопреки своим собственным нравственным принципам. В определенных условиях человек, не склонный к насилию, может неожиданно продемонстрировать жестокость.
По закону толпы происходит общее снижение интеллекта, снимается личная ответственность за содеянное.
Педагоги знают, что подростку чрезвычайно важно принадлежать группе сверстников, а страх оказаться вне группы, самому стать объектом насмешек сверстников может периодически толкать подростка на соучастие в действиях группы.
При последующем разбирательстве один на один в кабинете психолога участники таких инцидентов зачастую выглядят достаточно растерянно, некоторые действительно не могут понять, как смогли оказаться участниками коллективных жестоких выходок.
Назад Главная страница Площадки