Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Онлайн лекторий
Онлайн лекторий
Травля действительно была всегда в любых коллективах.

Одни объединяются в стаю против другого. Однако мы хотим, чтобы наши дети росли в дружелюбном обществе.

Мы сами хотим, чтобы к нам относились, как к личностям. Трагедия в Керчи показывает, что давно пора перестать относится к школьной травле, как к несуществующему явлению. Смертельный исход - самый страшный.

Но именно такие случаи заставляют говорить о психологической безопасности детей в школе.

Сегодня буллинг признан глобальной проблемой и может решиться лишь объединением усилий школы и родителей.

Травля, как явление, сложилось не сегодня. И дети никогда не смогут сами такую проблему разрешить. Они не идут к взрослым, не ищут у них помощи, потому что не верят, что им могут помочь.

Если так все и останется, трагедии будут повторяться.

Уважающие себя и профессию педагоги не смотрят на травлю, как на обыденную вещь.

Благодаря тому, что есть педагоги, которым не все равно, надежда на положительные изменения есть.

Буллинг — это агрессивное поведение детей по отношению к сверстникам, что сопровождается физическими или чаще психологическими издевательствами.

Буллинг отличается от обычной детской ссоры преднамеренным, целенаправленным и систематическим издевательствам над ребенком, по каким-то причинам не вписавшимся в тот или иной коллектив.
Буллинг в классе: не получивших травму не бывает.
Вынужденные роли каждого ребенка.


Участниками издевательств обычно становятся три (реже четыре) стороны:
1. Булли и союзники (зачинщик и помощники или те, кто на стороне зачинщика и помогает ему), - те, кто издевается, высмеивают, репостят порочащую информацию, игнорируют.
2. Жертва - над кем издеваются.
3. Наблюдатели - те, кто не вмешивается и никак себя не проявляет; внешне нейтральны, не помогают зачинщику и не защищают жертву.
4. Защитники жертвы (редкая и малочисленная группа или таковых нет).

Важно!
  • Есть в коллективе имеет место буллинг, то не вовлеченных детей нет. Каждый вынужденно участвует, каждый выбрал себе роль. У каждого ребенка своя выбранная или вынужденная роль.
  • Вынужденные роли: жертва, наблюдатели, иногда союзники булли (не все союзники по собственному желанию на стороне зачинщика, иногда - из страха оказаться на месте жертвы, с «сильным и в толпе» чувствуют себя защищенными).
  • Выделяют несколько видов нападок (буллинга)


  • Нападки на социальный статус (Гастарбайтер! Одни черные! Нищета!)
  • Нападки на коммуникацию (Шепелявая!)
  • Угроза применить насилие и применение насилия (Получишь у меня! После уроков разберемся!)
  • Нападки на социальные связи (Мы с Тамарой ходим парой! И спим тоже…. )
  • Нападки на внешность (Лысый! Жирный!)
  • Нападки на рассовую принадлежность (Чурка!)


  • Наиболее распространенные акты буллинга

  • Негативные разговоры о ком-то за его за спиной
  • Распространение слухов и лживых сведений
  • Обзывание и придумывание обидных прозвищ
  • Выставление в смешном виде
  • Унижающие и обесценивающие взгляды и жесты
  • Передразнивание
  • Объявление глупым («дураком»)
  • Не позволение сказать свое слово, ответить
  • Изоляция от остального классного сообщества (байкот)
  • Отбирание, прятание, повреждение школьных принадлежностей и/или других вещей, одежды
  • Необоснованные обвинения
  • Пинки, удары
  • Шантаж, вымогательство
  • сексуальные домогательства


  • Прямой, активный буллинг


    Основные действия:
  • Дразнить
  • Угрожать
  • Обесценивать
  • Оскорблять
  • унижать
  • Компрометировать
  • Преследовать, причинять неприятности, мучить


  • Непрямой, пассивный буллинг


    Основные действия:
  • Изолировать
  • Вредить репутации
  • Распространять слухи
  • Отбирать личные вещи и портить их
  • О буллинге


    Формирование в классе буллинговой ситуации зависит от многих факторов. Это не упущение или недоработка учителя, но требующая решения, участия классного руководителя, его конкретных действий ситуация. Так же как выявление в классе ребенка, находящегося в социально–опасном положении, – это не упущение учителя, но требующая непосредственного участия классного руководителя и конкретных действий ситуация.

    Недопущение в классе открытого буллинга абсолютно посильно любому классному руководителю, который наблюдает за взаимоотношениями детей в классе, правильно анализирует их развитие, умеет определять истинные причины конфликтов, оценивать риски возникновения буллинговых проявлений, знает возрастные и психологические особенности детей разного школьного возраста, знает основные проявления буллинга, умеет различать буллинг и конфликт, умеет устанавливать для детей правила, умеет контролировать поведение детей, не допускает попустительства.

    Силами только детей, родителей, общественности (советов старшеклассников, комитетов старост, родительской общественности и т.д.) исправить ситуацию никогда не удастся также, как невозможно справиться с терроризмом силами общественности. Решение проблемы буллинга требует знаний возрастной психологии, возрастных особенностей, требует навыков наблюдения за поведением детей, постоянным изменением взаимоотношений в классе и т.д. Эта задача не посильна детям, родителям, общественности.

    Непопулярных детей, одиночек, которые могут стать изгоями, нет только в тех классах, в которых не умеют их выявлять.

    Буллинг в разной степени, в разных проявлениях, в разные периоды был, есть и будет в каждом коллективе.

    Полностью избавиться от проблемы буллинговых проявлений в современных детских коллективах, формирующихся по географическому принципу проживания детей, никогда не удастся. При этом возможно держать под контролем, не допускать развития ситуаций, пресекать буллинг на начальных этапах, стремиться сделать проявления минимально травмирующими для детей.

    Меры профилактики буллинга действенны только тогда, когда явлений травли нет, детский коллектив здоров.

    Если проявления буллинга уже имеют место, то профилактические меры БЕРЕЗУЛЬТАТНЫ или приведут к усугублению ситуации.

    Если проявления буллинга уже имеют место, сначала необходимы меры по пресечению и прекращению буллинга и лишь после устранения буллинга - профилактика.

    Бессмысленно пытаться избавиться от фактов буллинга профилактическими мерами. (Бессмысленно пить боржоми при острой стадии заболевания, когда показаны радикальные меры).
    Внешние и скрытые проявления буллинга

    Внешние проявления Скрытые проявления
  • испорченные вещи
  • следы побоев
  • нежелание ходить в школу
  • одиночка (нет друзей)
  • часто жалуется на плохое самочувствие (либо, чтобы не идти в школу, либо долговременный буллинг спровоцировал психосоматические расстройства)
  • не общается с одноклассниками в соцсетях (исключен, его намеренно игнорируют, боится злого осмеивания, унижений)
  • депрессии, угнетенное состояние
  • категоричное отрицание факта буллинга «все нормально»
  • Долгосрочные последствия для каждого
    из участников школьного буллинга
    (результаты психотравмы)


    Школьный буллинг уродует всех участников - это психотравма для всех детей (для жертвы, для зачинщиков, для наблюдателей). Психотравма и жизненный сценарий на всю жизнь.

    В школьный период ребенок проходит основные этапы становления личности, возрастные кризисы развития, все установки, поведенческие позиции, жизненные стратегии - все формируется в искаженном виде и остается навсегда и будет передано детям.

    Дети – жертвы получают психотравму на всю жизнь
    Последствия травли для жертвы – серьезная эмоциональная травма, нередко по силе равная посттравматическому стрессовому расстройству (которое наблюдается у участников военных действий, жертв стихийных бедствий и преступлений).

    Дети-жертвы буллинга в дальнейшей школьной жизни
  • имеют проблемы с учебой,
  • страдают от чувства тревоги,
  • страдают депрессиями,
  • страдают от чувства неполноценности и неуверенности в себе,
  • никому не верят, контакт со взрослыми безвозвратно нарушен,
  • становятся склонными к психопатии и невростениям,
  • имеют устойчивые поведенческие нарушения (поведение: провоцирующее, избегающее, псевдозрелое, незрелое, непредсказуемое, аддиктивное),
  • имеют проблемы со здоровьем: соматические нарушения, расстройства сна, питания (анорексии, булимии), пищеварения.

  • При длительном пребывании в роли жертвы формируются
  • агрессия,
  • жестокость,
  • ненависть к миру,
  • бесцельность бытия,
  • жажда неосознанной мести (трагедии с расстрелом одноклассников в школах Колумбайн, Керчи, др.)

  • Дети-жертвы буллинга, став взрослыми

    (95%)
  • неуспешны,
  • с заниженной самооценкой,
  • хотят быть успешными, но боятся и ничего не предпринимают,
  • страдают массой комплексов и фобий, невротическими расстройствами, имеют букет психосоматических заболеваний,
  • имеют проблемы в общении,
  • становятся жертвам домашнего насилия,
  • чувствуют себя несчастными, хотя стремятся этого не показывать и на эту маскировку тратится масса сил и жизненной энергии.

  • (другие 5%)
  • становятся агрессивными, получают удовольствие в жизни только проявляя насилие над слабыми и наблюдая чужие страдания,
  • бескомпромиссны,
  • бесчувственны,
  • безжалостны, жестки и даже жестоки,
  • не признают отказа,
  • не умеют любить,
  • не могут быть толерантными, проявлять эмпатию,
  • идут к цели напролом,
  • чужая жизнь и страдания для них ничего не стоят.

  • Дети-булли (зачинщики и союзники, часто милые внешне девочки и мальчики), не получая никакого сопротивления в школе, получают опыт и деформированные установки.

    В дальнейшей школьной жизни
  • наглые
  • изворотливые
  • эмоциональные
  • агрессивные
  • жестокие
  • не признают отказа
  • бескомпромиссные
  • не уважают педагогов
  • не признают иного мнения, кроме своего.

  • Дети–булли во взрослой жизни
  • агрессивны,
  • часто прибегают к насилию,
  • бескомпромиссны,
  • бесчувственны,
  • безжалостны,
  • жестоки,
  • не признают отказа,
  • не умеют любить,
  • совершают противоправные деяния.

  • Дети–булли в семье и рабочем коллективе
  • тираны в семье и в коллективе,
  • достигают целей,
  • психически не уравновешены (имеют пограничные расстройства психики),
  • несчастны в отношениях,
  • грубы и жестоки с детьми и подчиненными,
  • проявляют насилие по отношению к детям и подчиненным
  • друзей нет, страдают и не могут ничего изменить.

  • Дети наблюдатели получают психотравму на всю жизнь

    Такие дети выносят из школы следующее: они ничего не могут, ничего не стоят, не имеют права слова, не имеют права иметь свое мнение, самая надежная позиция в жизни - ни во что не вмешиваться, никогда не высовываться, ничего не предпринимать и быть никем.

    Такие дети в дальнейшей школьной жизни
  • тревожны
  • не уверены в себе
  • страдают фобиями и психосоматическими расстройствами (ВСД, перепады давления, сердечные боли, обморочные состояния, истерии, неврозы и т.д.)
  • имеют жизненную позицию «избегания»
  • быстро сдаются
  • неуверенны в себе
  • не верят никому и не верят в себя
  • легко поддаются влиянию и попадают в плохие компании.

  • Такие дети, став взрослыми
  • тревожны
  • неуспешны в жизни
  • не уверены в себе
  • не могут сформировать здоровые отношения в семье
  • не могут найти место в жизни
  • сложно адаптируются в коллективе
  • страдают фобиями и психосоматическими расстройствами (ВСД, перепады давления, сердечные боли, обморочные состояния, истерии, неврозы и т.д.)
  • имеют жизненную позицию «избегания»
  • не достигают целей
  • неуверенны в себе
  • не верят никому и не верят в себя
  • воспитывают таких же детей.

  • Эти дети, став взрослыми, будут жить рядом с теми, кто позволил им стать такими.
    Важно знать каждому классному руководителю

    1. Буллинг в разных проявлениях в разные периоды времени имеет место во всех классных коллективах и в большинстве случаев не заметен для классного руководителя.
    2. Буллинг успешно маскируется и принимает разные формы (хейзинг, моббинг, кибербуллинг).
    3. С ситуациями буллинга в любых проявлениях дети-жертвы никогда не смогут справиться сами, без помощи взрослых.
    4. 44% наблюдателей не вмешивались в издевательство над другими детьми из-за того, что им было страшно за себя (тоже осмеют, тоже сделают изгоем, тоже не будут принимать, слабым детям с большинством психологически безопаснее).
    5. 33% детей, наблюдающих происходящее в классе, считают происходящее смешным или вовсе считают такое поведение нормой.
    6. 48% пострадавших не рассказывают об издевательствах своим родителям и друзьям.
    7. Жертвами травли ежегодно становятся 24% школьников в разное время.
    8. Более 70% жертв буллинга отрицают факт, опасаясь дополнительной огласки своего унизительного положения или опасений, что ситуация станет невыносимой.
    9. Дети, над которыми издеваются в школе, чувствуют себя беспомощными.
    10. Более 60% жертв буллинга уверены, что учителя все видят и не хотят помочь, потому что им все равно.
    11. Большинство детей буллят (травят, не принимают) лишь за то, что они выглядят или думают не так, как большинство; имеют свое мнение, отличное от мнения большинства; ведут себя не так, как большинство сверстников (не гуляют компанией, не приемлют сленг).
    12. Большинство ситуаций кажутся классному руководителю, взрослому человеку, с высоты его жизненного опыта незначительными и не стОящими вмешательства.
    13. Чтобы не рассказывать о происходящем, не переживать унижение вновь, более 80% детей-жертв говорят, что проблем нет, их устраивает их роль в коллективе и отношение к ним одноклассников.
    14. Если ребенку помочь научиться отстаивать себя в подростковом возрасте, ему будет проще в будущем. Если нет, психологический якорь «жертвы» будет тянуться за ним долгие годы взрослой жизни. Дети-жертвы никогда не научатся себя отстаивать, силы неравны.
    Выявлен факт буллинга,
    но действий школа не предпринимает.
    Что тогда?
    (Из практики работы с детьми и жалобами родителей)

    Когда в школу обращаются родители, когда о травле сказал сам ребенок, когда учитель нечаянно выявил факт травли, о котором не знал, крайне важно предпринимать меры.
    Если ничего не предпринимать, то происходит следующее.

    Дети-булли и группа помощников понимают:
  • что учителя не хотят (или боятся) связываться с ними
  • агрессия – лучший способ достижения цели и подчинения других
  • права есть только у сильных, которых боятся даже учителя
  • учителя не понимают, что происходит
  • учителя не знают, что делать
  • учителя не могут ничего противопоставить их действиям
  • учителям выгодно не связываться
  • учителя зависят от родителей зачинщиков
  • закона нет, есть позиция силы и агрессии
  • учителя боятся, что всплывут факты финансовых подарков от родителей зачинщиков
  • можно продолжать травлю с новой силой, потому что противостоять учителя не будут
  • жертву можно добивать, за то что посмела пожаловаться, повторно жаловаться больше не пойдет, это бессмысленно, учителя устранились
  • можно и нужно выбрать еще одну жертву из числа тех, кто нейтрален или сочувствует жертве
  • над слабыми учителями (слишком воспитанными, тактичными, пожилыми и т.д.) тоже можно поиздеваться, все равно наказания не будет.

  • Дети–изгои понимают:
  • жертве никто не поможет, ей никто не верит
  • учителям в школе наплевать на детей
  • права есть только у тех, кто громко кричит и не боится нарушать закон
  • агрессия лучший способ решения проблем, «кто сильнее проявляет агрессию, того боятся и уважают, тот и прав»
  • учителя не хотят противостоять агрессии
  • учителя не умеют противостоять наглости
  • зря обратился к директору, ничего не изменилось, только стало хуже
  • закона нет, справедливости нет, учителя красиво рассказывают о правовом государстве и заставляют учить конституцию, на деле – сами потворствуют беспределу
  • они один на один со своей проблемой
  • учителя поверили буллерам
  • до конца года в изоляции и продолжении травли дотянуть будет крайне сложно, из школы не уйдешь, подготовиться к ЕГЭ в таких условиях крайне сложно, помощи ждать не откуда, нужно как-то ежедневно напрягаться и не показывать, что расстроен, постараться не заплакать при всех, а дотянуть до дома, ничего не хочется, они победили, надо мной все смеются, в другую школу перейти страшно, там свой круг и вновь не примут, отчаяние, круг замкнулся (далее классика – агрессоры , чувствуя безнаказанность стараются еще больше, издеваются тоньше и изощреннее, приходит азарт, у ребенка жертвы - отчаяние, психосоматические заболевания, суицидальные мысли…).

  • Дети-наблюдатели поняли:
  • С агрессорами лучше не связываться, они сильнее, даже учителя не связываются
  • Закона нет, справедливости нет, учителям выгодно не вмешиваться
  • Детей-изгоев поддерживать морально нельзя и лучше держаться подальше и не показывать своей симпатии или сожалений, иначе сами станешь жертвой
  • часть наблюдателей присоединятся к группе тех, кто травит, надежнее быть в компании булли, рядом с сильным не страшно, все можно, его даже учителя боятся и кроме уговоров «Давайте жит дружно» ничего не могут сделать
  • наблюдатели не защищают и не поддерживают жертву, это опасно, самого сделают жертвой и никто не поможет
  • наблюдатели начинают уважать сильного агрессора, в их глазах агрессор – победитель, даже учителя директор боятся (учителя отступились, наказания не последовало).

  • Родители, обратившиеся в школу за помощью, поверившие директору и завучу, что те выполнят обещание наладить ситуацию, в результате сделали вывод:
  • дети класса правы, директор бессилен или некомпетентен
  • дети класса правы, директор вероятнее всего зависит от родителей детей агрессоров и боится проявить настойчивость, навести порядок
  • школе все равно, что происходит с детьми
  • ребенок в школе не находится в психологической безопасности
  • ребенок не сможет учиться/подготовиться к ЕГЭ/формироваться как здоровая личность в условиях постоянного психологического прессинга
  • перевод в другую школу не вариант, это новый дополнительный стресс для ребенка (не известно, как примут там)
  • перевод в другую школу – это унижение для ребенка и признание поражения перед теми, кто достиг своей цели, беззаконие торжествует.

  • Далее 2 варианта развития событий – родитель переводит ребенка в другую школу или начинает тяжбы со школой посредством обращения в прокуратуру и другие ведомства.
    Ни одна из приведенных ситуаций не устроит ни одного уважающего себя педагога и руководителя.
    Алгоритм
    правильных действий классного руководителя
    при выявлении факта буллинга в классе

    Организационные действия
    1. Уведомить администрацию школы, соцпедагога, психолога (т.к. факт травли может спровоцировать последствия для ребенка-жертвы, разбирательства в отношении школы о непринятии мер и оставлении в опасности).
    2. Поговорить с родителями ребенка-жертвы (совместно с родителями наметить пути оказания помощи ребенку-жертве или ознакомить родителей с перечнем предпринимаемых мер, чтобы у родителей было понимание, что школа не бездействует).
    3. Если здоровью ребенка нанесен ущерб, информировать соответствующие ведомства системы профилактики в соответствии с действующими в регионе инструкциями.

    Действия, направленные на помощь ребенку
    1. Определить состояние ребенка-жертвы и убедить, что будет сделано все возможное для недопущения продолжения ситуации травли, выяснить, каких действий от взрослых ожидает ребенок, чтобы чувствовать себя в безопасности).
    2. Сообщить ребенку-жертве о личной готовности и готовности других педагогов, директора, завучей школы помочь в случае повторения травли.
    3. Принять меры для восстановления репутации ребенка-жертвы в классе.
    4. Определить в классе детей, которые сочувствовали ребенку-жертве травли, не участвовали или пытались соблюдать нейтралитет в травле и создать буферную зону для ребенка-жертвы (в любых формах их совместного общения, чтобы ребенок не чувствовал себя изгоем).
    5. Восстановить психологическое равновесие в классе (разрешить конфликты), восстановить справедливость в отношении ребенка-жертвы (проконтролировать: зачинщики и их союзники должны вернуть спрятанные вещи, принести извинения за оскорбления и т.д.), устранить все ставшие известными проявления буллинга (прекратить изоляцию, пресекать насмешки, издевки, комментарии, обсуждения, распространение порочащей информации).
    6. Принять меры для недопущения перехода открытого буллинга в скрытую форму, кибербуллинг и продолжение изоляции, высмеиваний, оскорблений в соцсетях.
    7. Осуществлять контроль за поведением детей класса в соответствии с правилами для учащихся, уставом школы, законом об образовании (недопущение унижений, осмеивания, изоляции, издевательств, угроз, эмоционального шантажа, физического насилия).
    9 важных шагов классного руководителя
    для недопущения повторения
    буллинга у классе после выявления факта

    1. Определить всех участников буллинга в классе (кто из детей настоящая или потенциальная: жертва, зачинщик, союзники, наблюдатели, защитники жертвы). Помнить, что в ситуации буллинга в классе не вовлеченных детей не бывает.
    2. Проанализировать причины травли (зависть, месть, желание подчинить, желание и невозможность занять позицию лидера, действия отдельных педагогов, спровоцировавшие травлю ребенка в классе, инаковость жертвы «не такой, как все» и т.д.).
    3. Демонстрировать категоричное намерение не допускать нарушения прав обучающихся в школе, подчеркнуто нетерпимое отношение к любым проявлений травли, неуважения к личности любого обучающегося или педагога.
    4. Принять меры для урегулирования конфликтов между учениками класса, если причина буллинга - затянувшийся конфликт, принять меры для устранения других причин, которые провоцируют травлю (дать возможность проявить себя детям, претендующим на лидерство).
    5. Провести беседу с классом (по возможности с участием специалистов КДНиЗП, ОПДН УМВД).
    6. Провести родительское собрание и информировать родителей о случившемся в классе в целях профилактики повторения травли в будущем (без имени жертвы, если репутации ребенка-жертвы может быть нанесен дополнительный урон).
    7. Организовать в классе профилактические мероприятия по оздоровлению психологического микроклимата, устранению истинных причин травли, формированию безопасной среды для каждого ребенка.
    8. Содействовать деятельности психолога по организации работы с зачинщиком травли и по снятию причин агрессии.
    9. Наблюдать за детьми, участвующими в конфликтах после их примирения для недопущения других ситуаций буллинга.
    5 правильных действий администрации школы
    при выявлении фактов буллинга

    1. Рассмотреть вопрос вынесения взыскания зачинщику травли и союзникам в соответствии с ФЗ № 273 (замечание, выговор).
    2. Рассмотреть вопрос о постановке на учет в КДНи ЗП зачинщиков травли.
    3. Объявить все обучающимся школы о недопустимости нарушения прав обучающихся. (Придание огласке фактов буллинга и вынесение взыскания останавливает большинство зачинщиков. Буллинг нельзя урегулировать как конфликт, его можно только остановить административными мерами).
    4. Организовать профилактические мероприятия по раннему выявлению, недопущению фактов буллинга, устранению истинных причин травли, формированию безопасной среды для каждого ребенка. Заместителю руководителя по воспитательной работе организовать соответствующий внутришкольный контроль.
    5. Психологу организовать работу с детьми, проявляющими агрессию по снятию причин.
    Содержание
    информирования родителей о недопустимости буллингового поведения в школе

    Классный руководитель в ходе собрания информирует родителей о выявлении факта буллинга в классе. А именно:
    1. Информирует, что школа (все работники) категорична в своей позиции и выступает против любых проявлений агрессии и насилия (физического, эмоционального одних детей по отношению к другим) и будет придавать огласке и пресекать любые проявления дискриминации одних детей другими.
    2. Информировать родителей класса о недопустимости нарушения обучающимися устава школы и правил для обучающихся.
    3. Информировать родителей класса о том, какие именно действия детей являются буллингом, травлей (осознанный продолжительный словесный буллинг, причиняющий эмоциональному и/или физическому здоровью жертвы вред, - запугивание, изоляция, игнорирование, осмеивание, уничижительные намеки и насмешки, распространение в соцсетях порочащей информации или информации, содержащей грубые высказывания с целью унизить жертву, физический буллинг, порча имущества, тычки, затрещины).
    4. Информировать родителей класса о том, что за буллинговые действия в отношении сверстников несовершеннолетние дети несут ответственность и к ним в соответствии с ФЗ № 273 (ст.43, п.4) могут быть применены меры взыскания. (В отдельных ситуациях после собрания можно собрать подписи родителей в ведомость о том, что они информированы).
    5. Информировать об ответственности родителей за воспитание своих детей.
    6. Информировать родителей о последствиях буллингового поведения для эмоционального здоровья всех детей и призвать к содействию школе в воспитании детей в духе гуманизма и толерантности.
    7 правил эффективного информирования родителей о буллинге

    1. Информирование должно проводиться в доброжелательном тоне, без угроз (родители ничего не сделали), без ссылок на родителей, чьи дети проявляют буллинговое поведение (задача школы сделать родителей союзниками в воспитании толерантности и эмпатии в детях).
    2. Если в классе выявлен факт буллинга, не нужно называть имени ребенка-жертвы во избежание нанесения дополнительной травмы ребенку в связи с распространением неприятной информации.
    3. Родителей детей-зачинщиков травли не нужно порочить публично в присутствии родителей детей класса. Родители меньше всего желали бы, чтобы их ребенок стал зачинщиком травли. Публичное порицание родителя вызовет в нем защитную реакцию, а не желание заниматься воспитанием ребенка и сотрудничать со школой.
    4. Родителям важно сообщить, что они информируются в целях недопущения повторения случаев и сотрудничества, ни в коей мере для конфликта между родителями.
    5. Родителям важно сообщить о позиции школы и готовности оказать помощь в воспитании и соблюдении прав детей. Буллинг может быть скрытым и классный руководитель не всегда может догадываться о ситуации (профилактика обращений с жалобами в надзорные органы).
    6. Информируя родителей класса о буллинге как явлении, не нужно драматизировать и демонстрировать ужасные сцены и видео из сети Интернет. Родители должны видеть и понимать, что школе не все равно, педагоги компетентны и дети в безопасности.
    7. Представление о том, что лучше не информировать, чтобы не «нагнетать обстановку» и не пугать родителей неверно. Во всех вопросах, касающихся безопасности детей, между родителями и школой должна быть ясность. Замалчивание в ситуациях буллинга является худшей профилактической мерой. Буллинг боится огласки.
    Содержание информирования
    детей старших классов о недопустимости буллингового поведения в школе

    Классный руководитель в ходе классного часа информирует обучающихся о выявлении факта буллинга в классе, о своем категорически нетерпимом отношении к любым проявлениям нарушений прав школьников. Разъясняет следующее.
    1. Разъяснить детям, какие именно действия являются буллингом. (Большинство детей не догадываются о том, что их действия могут подпадать под статью).
    2. Информировать детей, что отсутствие в кодексах КоАП и УК РФ статьи со словом «буллинг» не освобождает их от ответственности. В кодексах предусмотрена ответственность за оскорбления, издевательства/истязания (намеренный психологический прессинг любого рода, причиняющий нравственные и моральные страдания, также относится), угрозы причинения вреда жизни и здоровью (и неважно были ли намерения угрозу исполнить, учитывается то, что ребенок, которому угрозы адресованы, в эти угрозы поверил).
    3.Информировать детей, что их статус несовершеннолетнего от ответственности не спасает, а по ряду статей ответственность наступает с 14 лет.
    4. Информировать детей о том, что отсутствие у них заработка не освобождает их от выплаты материальной компенсации морального ущерба (ущерб возмещают родители).
    5. Информировать обучающихся класса об ответственности за нарушение прав других участников образовательного процесса, за причинение вреда их эмоциональному и физическому здоровью, унижение чести и достоинства. (В некоторых ситуациях имеет смысл после беседы взять подпись с каждого ребенка, что он информирован об административной и уголовной об ответственности за буллинговое поведение в отношении обучающихся).
    6. Информировать детей о том, что буллинговое поведение в любых его проявлениях не соответствует правилам поведения для обучающихся, противоречит уставу школы (в некоторых случая, например, ситуациях выявления фактов буллинга в классе, детей можно информировать о мерах взыскания, предусмотренных Законом об образовании в РФ – замечание, выговор, исключение из школы (со ссылками на ст. 43 п.1, п.4 закона № 273-ФЗ). Информация с подписью выдается на руки каждому ребенку, детям сообщается, что второй экземпляр хранится в личном деле каждого ребенка. Письменное информирование в отличие от простой устной беседы действует отрезвляюще на большинство школьных хулиганов. Старшеклассники часто бравируют тем, что им «все равно, скоро выпуск», но именно это обстоятельство и останавливает многих из них: ни ВУЗу, ни колледжу не нужен абитуриент с «заслугами».
    Различия между буллингом и конфликтом

    Буллинг (травля) Конфликт
    Намеренное, осознанное, продолжительное по времени унижение одного ребёнка группой других детей (изоляция, бойкот, игнорирование, шантаж, запугивание, осмеивание, распространение порочащей информации) Чаще возникает спонтанно, не планируется заранее и сопровождается выплеском накопившихся эмоций.
    Неравные силы, жертва ощущает себя беспомощной Обе стороны одинаково сильны и могут равноценно влиять на ситуацию
    Жертва не виновата в случившемся. Она не выбирала такую ситуацию. Стать жертвой может любой ребёнок. Обе стороны ответственны за происходящее
    Регулярно повторяющееся действие, цель которого намеренно унизить жертву, а суть в эмоциональном или физическом насилии Длится недолго. Стороны стараются уладить его как можно быстрее.
    Можно только прекратить волевым решением третьей стороны Можно разрешить
    Различия причин буллинга и конфликта

    Причины буллинга Причины конфликта
  • месть
  • зависть
  • «инаковость жертвы», (не такой, как все, лучше учится, самый красивый, полный, лопоухий, рыжий, …)
  • желание добиться превосходства
  • нереализованное желание лидерства, официально непризнанное лидерство
  • жестокость
  • разные интересы, потребности, ценности (одному нужен компьютер для игр, другому для подготовки к экзамену, никто не уступает)
  • недоразумение, недостаток информации (неверно друг друга поняли)
  • нарушенные отношения («тлеющие» неразрешенные конфликты, старые обиды, претензии)
  • внутриличностные проблемы (мнительность, страхи, комплексы).


  • Читать далее     Назад