СТРАТЕГИЯ
нерезультативных мер
работы с выявленными фактами буллинга на уровне класса
нерезультативных мер
работы с выявленными фактами буллинга на уровне класса
СТРАТЕГИЯ
нерезультативных мер работы с ребенком-зачинщиком травли
нерезультативных мер работы с ребенком-зачинщиком травли
Почему нерезультативно?
Зачинщик и без разъяснений знает и понимает, что наносит травму и причиняет страдания. Страдания жертвы и есть его цель. Он получает удовольствие, наблюдая за страданиями ребенка-жертвы. Понимая, что нанести травму удалось – придумывает другие способы. Беседы лишь дают понять - что ему удалось достигнуть цели.
Зачинщик и без разъяснений знает и понимает, что наносит травму и причиняет страдания. Страдания жертвы и есть его цель. Он получает удовольствие, наблюдая за страданиями ребенка-жертвы. Понимая, что нанести травму удалось – придумывает другие способы. Беседы лишь дают понять - что ему удалось достигнуть цели.
Почему нерезультативно?
Дети-агрессоры слышат только себя, свои желания. Они чувствуют себя превосходно понимая, что им удается манипулировать другими, подавлять других. Для них не существует иных интересов, кроме собственных. Отношение к другим – потребительское. Они сами знают «как нужно» (для них). Им все равно, кто что чувствует, им чужды страдания других и «любовь к ближнему». Для них существует эгоистичная любовь к себе, своим потребностям и желаниям. Ближний для них – средство достижения цели. Убеждать и увещевать, пытаться поставить на место другого - бессмысленно, потому что они и без объяснений все понимают, действуют осознанно и намеренно. Им так нравится. Они так хотят.
Дети-агрессоры слышат только себя, свои желания. Они чувствуют себя превосходно понимая, что им удается манипулировать другими, подавлять других. Для них не существует иных интересов, кроме собственных. Отношение к другим – потребительское. Они сами знают «как нужно» (для них). Им все равно, кто что чувствует, им чужды страдания других и «любовь к ближнему». Для них существует эгоистичная любовь к себе, своим потребностям и желаниям. Ближний для них – средство достижения цели. Убеждать и увещевать, пытаться поставить на место другого - бессмысленно, потому что они и без объяснений все понимают, действуют осознанно и намеренно. Им так нравится. Они так хотят.
Почему нерезультативно?
Дети-агрессоры в большинстве своем не способны сочувствовать, проявлять сострадание, не умеют поставить себя на место другого. Им не свойственна эмпатия, не знакомо чувство жалости.
Дети-агрессоры в большинстве своем не способны сочувствовать, проявлять сострадание, не умеют поставить себя на место другого. Им не свойственна эмпатия, не знакомо чувство жалости.
Почему нерезультативно?
Ребенок-агрессор отлично понимает, что делает, понимает, что несправедливо поступает со сверстником, подстрекая к нападкам по принципу «все против одного». Он получает удовольствие, чувствуя собственное превосходство над более слабым, чувствуя в себе способность настроить других против одного. Он все делает осознанно и самоутверждается таким способом. Призывы и беседы - бессмысленны.
Ребенок-агрессор отлично понимает, что делает, понимает, что несправедливо поступает со сверстником, подстрекая к нападкам по принципу «все против одного». Он получает удовольствие, чувствуя собственное превосходство над более слабым, чувствуя в себе способность настроить других против одного. Он все делает осознанно и самоутверждается таким способом. Призывы и беседы - бессмысленны.
СТРАТЕГИЯ
нерезультативных мер работы с ребенком-жертвой
нерезультативных мер работы с ребенком-жертвой
Почему нерезультативно?
Ребенок-жертва сам не знает, почему к нему плохо относятся. Выяснение причин причиняет ему еще большие моральные страдания, вызывает переживания. Часто в итоге таких расспросов ребенок понимает, что обращение к учителю за помощью было бессмысленным, просит не вмешиваться, уверяет, что «все в порядке, одноклассники просто шутили, он не обижается на одноклассников». Причины буллинга знают иногда не все взрослые, причины буллинга не понятны детям. (Причины – в Лекториях).
Ребенок-жертва сам не знает, почему к нему плохо относятся. Выяснение причин причиняет ему еще большие моральные страдания, вызывает переживания. Часто в итоге таких расспросов ребенок понимает, что обращение к учителю за помощью было бессмысленным, просит не вмешиваться, уверяет, что «все в порядке, одноклассники просто шутили, он не обижается на одноклассников». Причины буллинга знают иногда не все взрослые, причины буллинга не понятны детям. (Причины – в Лекториях).
Почему нерезультативно?
Ребенок, как и взрослый, не может не обращать внимание на то, что причинят ему страдания (физические или эмоциональные, что еще сложнее пережить). Невозможно не принимать близко к сердцу ежедневные унижения, злые насмешки, невозможно быть выше ситуации, когда одноклассниками систематически распускаются порочащие слухи, когда все смеются или объявляют бойкот, но никому нет до этого дела. Уйти из коллектива (школы, класса) и избавиться от травмирующей ситуации ребенок самостоятельно не может. Демонстрировать равнодушие к высмеиванию, угрозам долго не сможет даже взрослый. Сам ребенок справиться не может. Призыв взрослого «не обращать внимания» означает для такого ребенка призыв терпеть и мириться пока получается. Круг замкнулся. Дальше – мысли о суициде и/или акте насилия в отношении сверстников, желание отомстить всем и разом, избавить себя от травмирующей ситуации.
Ребенок, как и взрослый, не может не обращать внимание на то, что причинят ему страдания (физические или эмоциональные, что еще сложнее пережить). Невозможно не принимать близко к сердцу ежедневные унижения, злые насмешки, невозможно быть выше ситуации, когда одноклассниками систематически распускаются порочащие слухи, когда все смеются или объявляют бойкот, но никому нет до этого дела. Уйти из коллектива (школы, класса) и избавиться от травмирующей ситуации ребенок самостоятельно не может. Демонстрировать равнодушие к высмеиванию, угрозам долго не сможет даже взрослый. Сам ребенок справиться не может. Призыв взрослого «не обращать внимания» означает для такого ребенка призыв терпеть и мириться пока получается. Круг замкнулся. Дальше – мысли о суициде и/или акте насилия в отношении сверстников, желание отомстить всем и разом, избавить себя от травмирующей ситуации.
Почему нерезультативно?
Почему нерезультативно?
Почему нерезультативно?
Почему нерезультативно?
НЕРЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ
(опасные для ребенка-жертвы)
меры по преодолению буллинга
(опасные для ребенка-жертвы)
меры по преодолению буллинга
Почему нерезультативны или опасны?
Почему нерезультативны или опасны?
Почему нерезультативны или опасны?
Почему нерезультативны или опасны?
Почему нерезультативны или опасны?
Почему нерезультативны или опасны?
Почему нерезультативны или опасны?
Почему нерезультативны или опасны?
Почему нерезультативны или опасны?
Почему нерезультативны или опасны?
Почему нерезультативны или опасны?
Почему нерезультативны или опасны?
Почему нерезультативны или опасны?
Почему нерезультативны или опасны?
СТРАТЕГИЯ
результативных мер
работы с выявленными фактами буллинга на уровне класса
результативных мер
работы с выявленными фактами буллинга на уровне класса
- Установить четкие, конкретно сформулированные, единые для всех обучающихся правила антибуллинговой безопасности «что можно» и «что нельзя» (например, унижать ни словесно, ни физически, ни учителей, ни детей-сверстников, ни младших по возрасту нельзя. Никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах. Правила поведения в школе, Устав школы, ст. 46 Закона об образовании в РФ нарушать нельзя. Никогда, никому, ни при каких обстоятельствах.
- Ознакомить с правилами всех обучающихся.
- Ознакомить с правилами родителей обучающихся (они тоже участники образовательного процесса и несут ответственность за своих детей, за их воспитание и за действия детей в отношении других детей).
- Определить санкции за нарушение правил антибуллинговой безопасности в соответствии с законами РФ и возрастом детей (см. КоАП, Закон об образовании в РФ, предусматривающий за грубое нарушение правил замечание, выговор, исключение). Ознакомить с санкциями всех участников образовательного процесса. Пригласить специалистов КДНиЗП, ПДН УМВД к просвещению детей об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних.
- Правила не менять. Правила едины для всех.
- Установить строгий контроль со стороны взрослых за исполнением установленных правил всеми детьми (не допускать отступлений от правил ни кем).
- Требовать неукоснительного соблюдения правил антибуллинговой безопасности всеми и всегда. Если ребенок не в состоянии контролировать свое поведение и не способен воспринимать правила, не в состоянии контролировать и осознавать свои действия, он должен иметь медзаключение и вопрос безопасности его пребывания в коллективе для других детей решается на уровне администрации организации. Если ребенок официально признан вменяемым и психически здоровым, но распущен, то он выполняет все правила и несет ответственность за свои действия также, как другие дети, ответственность за его поведение и причинение им психического/физического вреда другим детям несут также его родители.
- Не допускать замалчивания отдельных случаев, даже единичных. Придавать огласке все случаи буллинга (вербальный, физический - неважно). Буллинг «боится» огласки.
- Не допускать детей к разрешению ситуаций буллинга. Дело с буллингом (в любых проявлениях – порча вещей, унижение, рассылка уничижительных ММС, вымогательство шоколадок, угрозы, злые обидные шутки, шантаж распространения порочащей информации в соцсетях или избиение) должны иметь только взрослые. Дети не владеют знаниями возрастной психологии, акцентуаций характера, особенностей восприятия, не компетентны, не умеют анализировать причины буллинга и анализировать риски усугубления ситуации.
- Не допускать попустительства взрослых: игнорирования «незначительных» проявлений, нежелания разбираться с каждым случаем. Дети-агрессоры очень быстро ориентируются. Дети-жертвы быстро теряют веру в справедливость в школе, надежду на защиту со стороны учителей, приобретают комплексы и психотравмы, которые отравляют жизнь долгие годы после школы.
- Не перекладывать разрешение ситуаций буллинга на советы старшеклассников, советы отцов, попечительский совет школы и т.д. Ситуации буллинга на территории образовательной организации во время образовательного процесса – это ситуации проявлений физического или эмоционального насилия, а значит - нарушение прав несовершеннолетних детей. Обеспечение безопасности и ответственность за детей – это компетенция взрослых и лиц, являющихся работниками образовательной организации, которые несут ответственность за жизнь и здоровье детей, а не отцов других обучающихся или старшеклассников, которые не вправе и не компетентны решать такие вопросы.
- Принимать конкретные меры к разрешению ситуаций буллинга, а не только к их выявлению.
- Всегда четко различать конфликтные ситуации и буллинговые ситуации. Конфликт можно разрешить, конфликтующих детей примирить, помочь выяснить причины и договориться. В буллинге нет равных сил, как в конфликте, есть насилие одного сильного в отношении другого слабого. Примирение при буллинге не уместно и бессмысленно. Договариваться и примирять в ситуации буллинга (как в ситуации террора) бессмысленно. Буллинг можно только прекратить (пресечь) и не допускать повтора.
- Демонстрировать всем детям (и зачинщикам и потенциальным жертвам) готовность помочь в ситуациях нападок и травли. Открыто заявлять о своей непримиримой позиции в отношении любых проявлений буллинга. Дети должны понимать, что решимость учителя останется неизменной.
Неэффективные меры
прекращения буллинга
(формальный подход к прекращению буллинга)
прекращения буллинга
(формальный подход к прекращению буллинга)
Неэффективные (формальные) меры |
Почему не эффективны? |
Достижение цели прекращения буллинга |
Конкурсы плакатов, рисунков «Мы против агрессии», «У нас никого не обижают», «Миру-мир» т.д. | Никак не влияет на особенность характера подростков, склонных к агрессии. Никак не помогает детям, над которыми в школе издеваются сверстники. |
Результат «0» |
Организация участия детей в театральных постановках о взаимоотношениях наподобие «Пузырь, соломинка и лапоть» | Дети-агрессоры занимаются травлей по вполне конкретным причинам (зависть, месть, самоутверждение, желание подчинять, «развлечение от безделья»), с конкретными целями, они осознают, что делают, понимают, что причиняют страдания и получают от этого удовольствие. Никакие театральные роли не повлияют на их отказ от целей самоутверждения, не устранят причины травли. | Результат «0» |
Спортивные соревнования | Не способствуют устранению негатива агрессоров по отношению к изгоям, не повышают уровень эмпатии, не вызывают сострадания, не способствуют прекращению игнора, насмешек, бойкотов, скрытых издевок над детьми «не такими, как все», никак не помогают ребенку, которого не принимают. Соревнования способствуют выработке здоровой агрессии достижения цели и спортивного азарта, но никак не способствуют восстановлению нарушенных взаимоотношений между сильным агрессором слабой жертвой. | Результат «0» |
Смотры художественной самодеятельности. Смотры песни и строя и т.д. | Не способствуют устранению негатива агрессоров по отношению к изгоями, не повышают уровень эмпатии, не вызывают сострадания, не способствуют прекращению игнора, насмешек, бойкотов, скрытых издевок над детьми «не такими, как все», никак не помогают ребенку, которого не принимают | Результат «0» |
3 самые популярные Стратегии, которые не действуют
- Смена ролей. Обычно рекомендуют применять метод так: привести детям пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Иногда рекомендуют этот метод применять наедине с агрессором, если он не понимает серьезности происходящего. Иногда предлагают агрессору представить, что он будет чувствовать, если от него все будут отворачиваются.
- Объяснение детям-агрессорам, что все люди разные и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
- Примирение ребенка-жертвы и агрессора, организующего нападки. Использование медиации, медиативных техник, других приемов разрешения конфликтов.
Стратегия недопущения возникновения ситуаций травли
(антибуллинговой безопасности)
(антибуллинговой безопасности)
Стратегия эффективной профилактики буллинга в классе
Стратегия формирования защитных факторов у детей, подверженных риску травли
Стратегия помощи ребенку-жертве
(Ребенок-жертва - мишень для ежедневных нападок, осмеиваний, словесных издевок, бойкота, игнора, оскорблений, унизительных комментариев, позора, тычков, затрещин и т.д. )
(Помните: Вам одному после «разбора полетов» домой не идти! Вас за углом после классного часа не поймают! Вас в чате класса не выставят на посмешище! А для него оскорбления и словесное гнобление грозит после разбирательств на классном часу перерасти в физический буллинг- избиение за гаражами по пути домой или бойком за «стукачество»).
Чему нужно научить ребенка-жертву (действия классного руководителя вместе с родителями ребенка*)
* Не стОит опасаться, что родители неправильно поймут или решат, что эти меры – от бессилия справиться с детьми-зачинщиками. Это дополнительные меры. Так родители будут видеть, что классный руководитель не бездействует, помощь ребенку оказывается. При внештатной ситуации и разбирательствах «об оставлении в опасности», «непринятии мер» и т.д. к учителю претензий не будет.
Стратегия провала или «Как все испортить и спровоцировать травлю»
(сформировано на основе наблюдений и участия в рассмотрении жалоб родителей в контрольно-надзорные органы)
(сформировано на основе наблюдений и участия в рассмотрении жалоб родителей в контрольно-надзорные органы)
- Устанавливайте правила на ходу
- Меняйте правила и требования, которые сами же установили
- Не соблюдайте обещаний помочь и поверить, когда ребенок подошел с проблемой, а Вы заняты. Вы не можете постоянно только разбираться с проблемами, учить некогда!
- Стыдите ребенка за то, что не умеет решать сам проблемы со сверстниками и выстраивать взаимоотношения сор сверстниками (называйте его обращения ябедничеством, постоянным нытьем, жалобами, доносами, стукачеством, желательно при всем детях)
- Подавляйте личность ребенка, употребляйте свою власть!
- Делайте так, чтобы ребенок почаще чувствовал себя виноватым
- Ругайте почаще. Кричите громко.
- Если наказываете, то сурово и по несколько наказаний за одну и ту же провинность да в течение нескольких дней.
- Критикуйте не поведение ребенка, не оценки и отношение к учебе, а личность ребенка, его самого. Желательно при всем классе. Профилактика!
- Чаще предоставляйте детей самим себе. Пусть учатся самостоятельно разбираться со своими проблемами, закаляются, отрабатывают приемы и самостоятельно ищут способы достижения целей. Жизнь впереди, помогать постоянно некому будет!
- Поддерживайте лидеров класса в их стремлении подчинить всех детей себе, своей воле, своим желаниям, открыто поддерживайте лидера класса, одобряйте его поступки и не замечайте проступки. Так дети класса быстрее поймут «кто с кем», «кому в классе можно все» и будут выполнять волю лидера, а Вы сможете заняться важными делами.
- Читайте мораль ежедневно и по каждому поводу,
- Один хулиганит – весь класс наказывайте. Для профилактики. Класс хулигану после бойкот объявит, вам помогут его перевоспитать. Другие задумаются Профилактика!
- Опекайте любимчиков и потакайте им во всем. Особенно тем детям, чьи родители помогают классу и вам. Пусть все дети знают, как выгодно быть приближенным к вам.
- Не вмешивайтесь в дела класса, если дети уже «взрослые». Особенно 10 и 11 класс. Сами разберутся. Не маленькие. Вы учитель, а не воспитатель. В ваше время тоже гнобили школьников и ничего. Все вроде живы. А то, что некоторые стали тиранами своей семьи и не состоялись ни в одной профессии, так это их проблемы.
- Каждого ребенка обязательно оценивайте. Все должны понимать - кто в классе «хороший», кто «плохой». Будут стараться быть «хорошими».
- Ограничивайте детям свободу мнений и выбора. Дома пусть решения принимают. В школе есть Ваше мнение, а остальные – неправильные. Иначе к 11 классу неуправляемые будут!
- Требуйте от детей совершенства. Во всем!
- Навязывайте детям все, что недополучили сами. Испортил Вам директор (родитель, один из учеников) настроение, покажите это всему классу. Отчитайте за что-нибудь, выскажите все, что о каждом думаете или всех сразу воспитывайте. И Вы стресс снимите, классу профилактика!
- Привлекайте детей всего класса к перевоспитанию отдельных личностей. Объявите всем детям, кто сегодня целый день (а лучше на несколько дней) наказан. С наказанным никто не должен разговаривать, исключить его из контактов в соцсетях и из чата класса. Ему никто не должен помогать. Он должен быть изолирован, объявите ему бойкот. В делах класса наказанный не должен участвовать. Его просто для Вас и одноклассников нет. Наказанный – никто, пустое место. Каждый должен видеть, знать, понимать, что будет с теми, кто Вас не уважает! Другим уроком будет. Профилактика!
Назад