Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Стратегии и меры
СТРАТЕГИИ И МЕРЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БУЛЛИНГА
СТРАТЕГИЯ
нерезультативных мер
работы с выявленными фактами буллинга на уровне класса

  • Классные часы о толерантности, эмпатии и т.д., подготовленные детьми, педагогом, агитбригадой старшеклассников, специалистами КДНи ЗП, ПДН и т.д.
  • Беседы с классом на тему «Давайте жить дружно», агитация «За мир во всем мире», беседы о добре и зле, беседы о том, что все мы разные и нужно принимать друг друга такими, какие мы есть, беседы о любви к ближнему и т.д.
  • Беседы с классом и отдельными детьми (уже наблюдающими травлю в классе) о насилии и агрессии, о том, что нельзя отвечать насилием на насилие и озлобляться
  • Мероприятия на сплочение класса
  • Культурные поездки/походы с палатками с участием родителей и т.д.
  • Спортивные соревнования/состязания, предполагающие деление на группы и намеренное распределение ребенка-жертвы и ребенка-агрессора в одну группу (якобы с благой целью сплочения)
  • Непрямые упоминания о том, какие негативные последствия на последующую жизнь одноклассников имеют травля, буллинг, кибербуллинг, уклончивое упоминание о буллинге, травле


  • СТРАТЕГИЯ
    нерезультативных мер работы с ребенком-зачинщиком травли

  • Беседы с детьми–зачинщиками о том, какую травму он наносит однокласснику, внушения о том, что травля – это плохо.
  • Почему нерезультативно?
    Зачинщик и без разъяснений знает и понимает, что наносит травму и причиняет страдания. Страдания жертвы и есть его цель. Он получает удовольствие, наблюдая за страданиями ребенка-жертвы. Понимая, что нанести травму удалось – придумывает другие способы. Беседы лишь дают понять - что ему удалось достигнуть цели.

  • Беседы с детьми –зачинщиками на тему «Давайте жить дружно» и агитация «За мир во всем мире», беседы о добре и зле, беседы о том, что все мы разные и нужно принимать друг друга такими, какие мы есть, о любви к ближнему.
  • Почему нерезультативно?
    Дети-агрессоры слышат только себя, свои желания. Они чувствуют себя превосходно понимая, что им удается манипулировать другими, подавлять других. Для них не существует иных интересов, кроме собственных. Отношение к другим – потребительское. Они сами знают «как нужно» (для них). Им все равно, кто что чувствует, им чужды страдания других и «любовь к ближнему». Для них существует эгоистичная любовь к себе, своим потребностям и желаниям. Ближний для них – средство достижения цели. Убеждать и увещевать, пытаться поставить на место другого - бессмысленно, потому что они и без объяснений все понимают, действуют осознанно и намеренно. Им так нравится. Они так хотят.

  • Объяснение зачинщику травли чувств ребенка-жертвы, взывание к чувству жалости и сострадания.
  • Почему нерезультативно?
    Дети-агрессоры в большинстве своем не способны сочувствовать, проявлять сострадание, не умеют поставить себя на место другого. Им не свойственна эмпатия, не знакомо чувство жалости.

  • Взывание к справедливости, к порядку.
  • Почему нерезультативно?
    Ребенок-агрессор отлично понимает, что делает, понимает, что несправедливо поступает со сверстником, подстрекая к нападкам по принципу «все против одного». Он получает удовольствие, чувствуя собственное превосходство над более слабым, чувствуя в себе способность настроить других против одного. Он все делает осознанно и самоутверждается таким способом. Призывы и беседы - бессмысленны.


    СТРАТЕГИЯ
    нерезультативных мер работы с ребенком-жертвой


  • Выяснение у самого ребенка-жертвы причин негативного к нему отношения одноклассников.
  • Почему нерезультативно?
    Ребенок-жертва сам не знает, почему к нему плохо относятся. Выяснение причин причиняет ему еще большие моральные страдания, вызывает переживания. Часто в итоге таких расспросов ребенок понимает, что обращение к учителю за помощью было бессмысленным, просит не вмешиваться, уверяет, что «все в порядке, одноклассники просто шутили, он не обижается на одноклассников». Причины буллинга знают иногда не все взрослые, причины буллинга не понятны детям. (Причины – в Лекториях).

  • Призывы ребенка-жертвы не обращать внимание на выходки агрессора и его сторонников, быть выше ситуации, быть умнее, не принимать обидные выходки на свой счет (хулиган ко всем плохо относится), не принимать близко к сердцу и т.д.
  • Почему нерезультативно?
    Ребенок, как и взрослый, не может не обращать внимание на то, что причинят ему страдания (физические или эмоциональные, что еще сложнее пережить). Невозможно не принимать близко к сердцу ежедневные унижения, злые насмешки, невозможно быть выше ситуации, когда одноклассниками систематически распускаются порочащие слухи, когда все смеются или объявляют бойкот, но никому нет до этого дела. Уйти из коллектива (школы, класса) и избавиться от травмирующей ситуации ребенок самостоятельно не может. Демонстрировать равнодушие к высмеиванию, угрозам долго не сможет даже взрослый. Сам ребенок справиться не может. Призыв взрослого «не обращать внимания» означает для такого ребенка призыв терпеть и мириться пока получается. Круг замкнулся. Дальше – мысли о суициде и/или акте насилия в отношении сверстников, желание отомстить всем и разом, избавить себя от травмирующей ситуации.

  • Обучение ребенка-жертвы самостоятельному выходу из ситуации травли (см.таблицу: опасные методы).

  • Призывы к ребенку-жертве не провоцировать нападки, не опускаться до уровня хулиганов-агрессоров.

  • Организация примирений ребенка-жертвы и агрессора.

  • Организация совместных мероприятий или коллективно-творческих дел, предполагающих сотрудничество или совместную деятельность ребенка–жертвы и ребенка-агрессора.
  • НЕРЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ
    (опасные для ребенка-жертвы)
    меры по преодолению буллинга

  • Игнорировать вербальные выпады в своей адрес - «Мне все равно», «Меня не трогают твои нападки/оскорбления/ насмешки…».
  • Не отвечать на физическую агрессию, а уходить.
  • Признать (полностью согласиться с тем, что говорят, пишут, осмеивают) агрессоры - «Да, я такой!».
  • Самостоятельно поговорить с агрессором и выяснить причину или показать, что причины нет - «Что тебе от меня нужно?», «Чего ты добиваешься?», «Мне все равно…».
  • Попытаться устранить причину нападок (изменить поведение, образ общения, быть более общительным и т.д.).
  • Стараться быть «как все» и не отличаться от других детей класса.
  • Быть гибким, не вступать в конфронтацию с агрессорами по каждому поводу.
  • Твердо отвечать агрессорам «Перестань!», «Мне обидно и неприятно!» и т.д.
  • Не показывать агрессору своей слабости (не плакать, не расстраиваться, не пропускать классные мероприятия из страха перед обидчиками).
  • Не бояться агрессоров (не бежать, когда преследуют).
  • Не верить угрозам (не убегать, когда угрожают).
  • Не бежать жаловаться к взрослым, чтобы не вызвать еще больших насмешек и не показывать агрессорам своей беспомощности.
  • Обращаться в школьный антибуллинговый комитет, состоящий из сверстников, в школьный совет старшеклассников, школьный совет отцов, и т.д.
  • Обращаться к школьному медиатору для примирения с агрессором.
  • СТРАТЕГИЯ
    результативных мер
    работы с выявленными фактами буллинга на уровне класса

    1. Установить четкие, конкретно сформулированные, единые для всех обучающихся правила антибуллинговой безопасности «что можно» и «что нельзя» (например, унижать ни словесно, ни физически, ни учителей, ни детей-сверстников, ни младших по возрасту нельзя. Никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах. Правила поведения в школе, Устав школы, ст. 46 Закона об образовании в РФ нарушать нельзя. Никогда, никому, ни при каких обстоятельствах.
    2. Ознакомить с правилами всех обучающихся.
    3. Ознакомить с правилами родителей обучающихся (они тоже участники образовательного процесса и несут ответственность за своих детей, за их воспитание и за действия детей в отношении других детей).
    4. Определить санкции за нарушение правил антибуллинговой безопасности в соответствии с законами РФ и возрастом детей (см. КоАП, Закон об образовании в РФ, предусматривающий за грубое нарушение правил замечание, выговор, исключение). Ознакомить с санкциями всех участников образовательного процесса. Пригласить специалистов КДНиЗП, ПДН УМВД к просвещению детей об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних.
    5. Правила не менять. Правила едины для всех.
    6. Установить строгий контроль со стороны взрослых за исполнением установленных правил всеми детьми (не допускать отступлений от правил ни кем).
    7. Требовать неукоснительного соблюдения правил антибуллинговой безопасности всеми и всегда. Если ребенок не в состоянии контролировать свое поведение и не способен воспринимать правила, не в состоянии контролировать и осознавать свои действия, он должен иметь медзаключение и вопрос безопасности его пребывания в коллективе для других детей решается на уровне администрации организации. Если ребенок официально признан вменяемым и психически здоровым, но распущен, то он выполняет все правила и несет ответственность за свои действия также, как другие дети, ответственность за его поведение и причинение им психического/физического вреда другим детям несут также его родители.
    8. Не допускать замалчивания отдельных случаев, даже единичных. Придавать огласке все случаи буллинга (вербальный, физический - неважно). Буллинг «боится» огласки.
    9. Не допускать детей к разрешению ситуаций буллинга. Дело с буллингом (в любых проявлениях – порча вещей, унижение, рассылка уничижительных ММС, вымогательство шоколадок, угрозы, злые обидные шутки, шантаж распространения порочащей информации в соцсетях или избиение) должны иметь только взрослые. Дети не владеют знаниями возрастной психологии, акцентуаций характера, особенностей восприятия, не компетентны, не умеют анализировать причины буллинга и анализировать риски усугубления ситуации.
    10. Не допускать попустительства взрослых: игнорирования «незначительных» проявлений, нежелания разбираться с каждым случаем. Дети-агрессоры очень быстро ориентируются. Дети-жертвы быстро теряют веру в справедливость в школе, надежду на защиту со стороны учителей, приобретают комплексы и психотравмы, которые отравляют жизнь долгие годы после школы.
    11. Не перекладывать разрешение ситуаций буллинга на советы старшеклассников, советы отцов, попечительский совет школы и т.д. Ситуации буллинга на территории образовательной организации во время образовательного процесса – это ситуации проявлений физического или эмоционального насилия, а значит - нарушение прав несовершеннолетних детей. Обеспечение безопасности и ответственность за детей – это компетенция взрослых и лиц, являющихся работниками образовательной организации, которые несут ответственность за жизнь и здоровье детей, а не отцов других обучающихся или старшеклассников, которые не вправе и не компетентны решать такие вопросы.
    12. Принимать конкретные меры к разрешению ситуаций буллинга, а не только к их выявлению.
    13. Всегда четко различать конфликтные ситуации и буллинговые ситуации. Конфликт можно разрешить, конфликтующих детей примирить, помочь выяснить причины и договориться. В буллинге нет равных сил, как в конфликте, есть насилие одного сильного в отношении другого слабого. Примирение при буллинге не уместно и бессмысленно. Договариваться и примирять в ситуации буллинга (как в ситуации террора) бессмысленно. Буллинг можно только прекратить (пресечь) и не допускать повтора.
    14. Демонстрировать всем детям (и зачинщикам и потенциальным жертвам) готовность помочь в ситуациях нападок и травли. Открыто заявлять о своей непримиримой позиции в отношении любых проявлений буллинга. Дети должны понимать, что решимость учителя останется неизменной.
    Неэффективные меры
    прекращения буллинга
    (формальный подход к прекращению буллинга)


    Неэффективные (формальные) меры
    Почему не эффективны?
    Достижение цели прекращения буллинга
    Конкурсы плакатов, рисунков «Мы против агрессии», «У нас никого не обижают», «Миру-мир» т.д. Никак не влияет на особенность характера подростков, склонных к агрессии.
    Никак не помогает детям, над которыми в школе издеваются сверстники.
    Результат «0»
    Организация участия детей в театральных постановках о взаимоотношениях наподобие «Пузырь, соломинка и лапоть» Дети-агрессоры занимаются травлей по вполне конкретным причинам (зависть, месть, самоутверждение, желание подчинять, «развлечение от безделья»), с конкретными целями, они осознают, что делают, понимают, что причиняют страдания и получают от этого удовольствие. Никакие театральные роли не повлияют на их отказ от целей самоутверждения, не устранят причины травли. Результат «0»
    Спортивные соревнования Не способствуют устранению негатива агрессоров по отношению к изгоям, не повышают уровень эмпатии, не вызывают сострадания, не способствуют прекращению игнора, насмешек, бойкотов, скрытых издевок над детьми «не такими, как все», никак не помогают ребенку, которого не принимают. Соревнования способствуют выработке здоровой агрессии достижения цели и спортивного азарта, но никак не способствуют восстановлению нарушенных взаимоотношений между сильным агрессором слабой жертвой. Результат «0»
    Смотры художественной самодеятельности. Смотры песни и строя и т.д. Не способствуют устранению негатива агрессоров по отношению к изгоями, не повышают уровень эмпатии, не вызывают сострадания, не способствуют прекращению игнора, насмешек, бойкотов, скрытых издевок над детьми «не такими, как все», никак не помогают ребенку, которого не принимают Результат «0»
    3 самые популярные Стратегии, которые не действуют


    1. Смена ролей. Обычно рекомендуют применять метод так: привести детям пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Иногда рекомендуют этот метод применять наедине с агрессором, если он не понимает серьезности происходящего. Иногда предлагают агрессору представить, что он будет чувствовать, если от него все будут отворачиваются.

    2. Объяснение детям-агрессорам, что все люди разные и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.

    3. Примирение ребенка-жертвы и агрессора, организующего нападки. Использование медиации, медиативных техник, других приемов разрешения конфликтов.
    Стратегия недопущения возникновения ситуаций травли
    (антибуллинговой безопасности)


  • Определить для себя и озвучить детям и их родителям правила антибуллинговой безопасности: что именно (какие действия, какое поведение) считаются буллингом и в Вашей организации категорически неприемлимы ни кем из педагогов, никогда и ни при каких обстоятельствах.

  • Установить четкие единые правила (относительно буллингового поведения) для всех детей в классе без исключения.

  • Убедиться, что дети понимают это правила и понимают Вашу категоричную позицию: буллингового поведения Вы не приемлите ни от кого их детей, ни при каких обстоятельствах, ни в каких проявлениях.

  • Всегда ото всех детей одинаково требовать выполнения правил.

  • Не игнорировать никакие проявления буллинга.

  • Не замалчивать никакие ситуации. Придавать огласке фамилии детей-агрессоров. Буллинг «боится огласки».

  • Придерживаться единой позиции в отношении любых проявлений буллинга (в шутку и т.д. не принимается)

  • Договориться с детьми и родителями о санкциях в отношении нарушителей (определить их перечень, согласовать с администрацией), ознакомить детей и родителей.

  • Буллинговые действия и буллинговое поведение считать нарушением прав других обучающихся и, соответственно, нарушением правил поведения для обучающихся и нарушением Устава образовательной организации, нарушением закона «Об образовании в РФ», предусматривающего ответственность: замечание, выговор, отчисление.

  • Стратегия эффективной профилактики буллинга в классе


  • Сформировать единые для всех детей в классе правила антибуллинговой безопасности и утвердить их в классе, ознакомив всех детей (составить перечень действий, при необходимости с примерами поведения, которое рассматривается как буллинговое и недопустимое).

  • Пересмотреть свое отношение к обращениям детей и сообщить всем детям, что они вправе и могут обращаться к Вам, классному руководителю, с проблемами, касающимися нарушений правил антибуллинговой безопасности. (Различать «ябедничество» и просьбы детей о помощи).

  • Разрешать детям обращаться к Вам за помощью и серьезно относиться к любым проявлениям травли. Всегда помнить, что буллинг никогда не проходит «сам по себе с возрастом», лишь усугубляется, постепенно переходит в скрытую форму.

  • Систематически (периодичность определите в зависимости от психологических особенностей, возраста детей в классе, характера их взаимоотношений и ситуации) выявлять детей изгоев (в лекториях имеются рекомендации, как это делать), помогать таким детям социализироваться, наладить контакт хотя бы с одним ребенком в классе, поддерживать ребенка психологически, наблюдать за развитием отношений детей.

  • Анализировать риски возникновения буллинговых проявлений (особенности личности и поведения каждого ребенка в классе, кто из детей в настоящей ситуации и в настоящий момент может стать жертвой буллинга, провоцирует буллинг, кто проявляет себя как агрессор)

  • Планируя внеклассные мероприятия, учитывать и включать меры профилактики возникновения буллинга.

  • Реализовывать специально запланированные меры профилактики буллинга (с детьми, с их родителями (определить те, которые наиболее эффективны в конкретной для вашего детского коллектива ситуации; учитывать возраст детей, особенности).

  • Отказаться от формализма (отказаться от подмены действительно эффективных антибуллинговых мер на те, которые могут косвенно к таковым относиться и не эффективны).

  • Стратегия формирования защитных факторов у детей, подверженных риску травли


  • Формирование реалистичной самооценки (относитесь к ребенку уважительно, не унижайте, не навешивайте ярлыки, не высмеивайте, поддерживайте положительное в поведении)

  • Формирование оптимизма (у детей должна быть уверенность и надежда, что все будет хорошо, фиксирование внимания на удачах)

  • Формирование уверенности в поддержке взрослых и понимании (Ребенок должен быть уверен: взрослые ему поверят, его защитят, ему помогут, не всем «все равно» и т.д.)

  • Формирование умения критически относиться к неадекватным выпадам сверстников, насмешкам, издевкам, чтобы у ребенка не сформировался комплекс неудачника, никому не нужного, не интересного, не заслуживающего нормального отношения, не достойного быть кому-то другом, не умеющего решать свои проблемы, и чтобы такие размышления не привели к вопросу «А зачем вообще так жить…? или к желанию рассчитаться со всеми обидчиками разом и показать, на что способен… (разъяснять, почему некоторые дети настроены агрессивно – «не потому , что ты плохой», а потому что они завидуют/ хотят самоутвердиться за твой счет/ компенсируют собственные комплексы/ решают свои проблемы за твой счет…)

  • Формирование эмоционально здоровой, благополучной среды и психологической безопасности в классе

  • Обучить действиям, которые будут для ребенка в критической (как ему кажется) ситуации «спасательным кругом» (кому позвонить, как ответить на унизительные комментарии, что делать, если вымогают деньги или услуги)

  • Стратегия помощи ребенку-жертве


    (Ребенок-жертва - мишень для ежедневных нападок, осмеиваний, словесных издевок, бойкота, игнора, оскорблений, унизительных комментариев, позора, тычков, затрещин и т.д. )

  • Помочь ребенку повысить самооценку.

  • Обеспечить психологическую безопасность в классе.

  • Организовать безопасное пространство (сформировать буферную зону)

  • Переключать.

  • Дать 5 разных контактов конкретных людей, к которым ребенок может обратиться за помощью.

  • Вселить веру, что помощь будет и неприятная ситуация (или даже пугающая ребенка ситуация), унизительная, действующая на нервы ситуация разрешиться. (Ребенку важно знать, кто конкретно поможет и когда).

  • Дать личный мобильный телефон и разрешить позвонить в трудной ситуации.

  • Обещать, что не усугубите ситуацию. Рассказать ребенку, что именно планируете делать и услышать его, если ребенок боится последствий Вашего вмешательства в ситуацию, «помощи». Скорректировать свои планы.

  • (Помните: Вам одному после «разбора полетов» домой не идти! Вас за углом после классного часа не поймают! Вас в чате класса не выставят на посмешище! А для него оскорбления и словесное гнобление грозит после разбирательств на классном часу перерасти в физический буллинг- избиение за гаражами по пути домой или бойком за «стукачество»).

  • Рассказать об истинных причинах нападок детей на него, чтобы ребенок понял, нападают не потому, что он плохой, а потому, что ( и далее все возможные варианты - завидуют, злятся и хотят отомстить, хотят заставить подчиняться и т.д. ). Показать ребенку, что причины действий «нападающих» - Объяснить ребенку, подвергающемуся нападкам сверстников, что не в нем дело, а в самих нападающих, в их нерешенных проблемах, что сам он не виноват в том, что стал изгоем (белой вороной, козлом отпущения), проблема в невоспитанности одноклассников.

  • Дать ребенку понять, что в такой ситуации мог оказаться кто угодно, даже Вы сами. С нападками в одиночку не сможет справится не только он, но и другие дети класса, даже взрослые. Это не беспомощность и неумение постоять за себя. Неумение противостоять группе – свойственно и детям, и взрослым. Нечего стыдиться. А вот воспитанием одноклассников, прекращением нападок займутся взрослые – родители, Вы, классный руководитель, директор и т.д. (Ребенок должен понять, что взрослым не все равно, они будут помогать).

  • Рассказать об истинных целя агрессоров. Дети, которые устраивают травлю (подстрекают к издевательствам, осмеиванию, игнору, унижениям) - трУсы, в одиночку не действуют, боятся наказания, поэтому подстрекают других. Их цель – заставить плакать, заставить бояться. Не нужно доставлять им такого удовольствия. Взрослые эту проблему обязательно решат.

  • Показать, что не все дети к нему плохо относятся, не все о нем плохо думают, не все отказываются дружить, не все смеются, есть те, кто не поддерживает зачинщиков (не поддерживает насмешки, не прячет вещи и т.д.). Обсудить с ребенком, с кем из детей класса он хотел бы дружить и помочь наладить контакт.

  • Вместе с родителями ребенка найти вместе с ребенком таких детей – в кружке, в параллельном классе, вместе с родителями ребенка помочь наладить контакт с этими детьми, вместе с родителями фиксировать внимание ребенка на положительных изменениях, чтобы ребенок почувствовал, что ситуация меняется в лучшую сторону.

  • Чему нужно научить ребенка-жертву (действия классного руководителя вместе с родителями ребенка*)

  • Научить справляться с паникой и страхом (даже при насмешках и словесных унижениях ребенок чувствует страх – страх не справиться с эмоциями и заплакать при всех, страх позора при всех, страх необходимости отвечать на злобные вызовы и отсутствие сил противостоять, страх того, что словесные нападки перейдут в физическую расправу).

  • Научить не провоцировать физическую агрессию (рассказать, что может спровоцировать нападки и чего не нужно делать).

  • Научить правильному поведению в ситуации любых угроз физической агрессии со стороны группы физически более сильных сверстников или старших по возрасту ребят.

  • Научить коммуникации необщительных детей (выучить готовые фразы для знакомства с другими детьми).

  • * Не стОит опасаться, что родители неправильно поймут или решат, что эти меры – от бессилия справиться с детьми-зачинщиками. Это дополнительные меры. Так родители будут видеть, что классный руководитель не бездействует, помощь ребенку оказывается. При внештатной ситуации и разбирательствах «об оставлении в опасности», «непринятии мер» и т.д. к учителю претензий не будет.
    Стратегия провала или «Как все испортить и спровоцировать травлю»

    (сформировано на основе наблюдений и участия в рассмотрении жалоб родителей в контрольно-надзорные органы)


    1. Устанавливайте правила на ходу

    2. Меняйте правила и требования, которые сами же установили

    3. Не соблюдайте обещаний помочь и поверить, когда ребенок подошел с проблемой, а Вы заняты. Вы не можете постоянно только разбираться с проблемами, учить некогда!

    4. Стыдите ребенка за то, что не умеет решать сам проблемы со сверстниками и выстраивать взаимоотношения сор сверстниками (называйте его обращения ябедничеством, постоянным нытьем, жалобами, доносами, стукачеством, желательно при всем детях)

    5. Подавляйте личность ребенка, употребляйте свою власть!

    6. Делайте так, чтобы ребенок почаще чувствовал себя виноватым

    7. Ругайте почаще. Кричите громко.

    8. Если наказываете, то сурово и по несколько наказаний за одну и ту же провинность да в течение нескольких дней.

    9. Критикуйте не поведение ребенка, не оценки и отношение к учебе, а личность ребенка, его самого. Желательно при всем классе. Профилактика!

    10. Чаще предоставляйте детей самим себе. Пусть учатся самостоятельно разбираться со своими проблемами, закаляются, отрабатывают приемы и самостоятельно ищут способы достижения целей. Жизнь впереди, помогать постоянно некому будет!

    11. Поддерживайте лидеров класса в их стремлении подчинить всех детей себе, своей воле, своим желаниям, открыто поддерживайте лидера класса, одобряйте его поступки и не замечайте проступки. Так дети класса быстрее поймут «кто с кем», «кому в классе можно все» и будут выполнять волю лидера, а Вы сможете заняться важными делами.

    12. Читайте мораль ежедневно и по каждому поводу,

    13. Один хулиганит – весь класс наказывайте. Для профилактики. Класс хулигану после бойкот объявит, вам помогут его перевоспитать. Другие задумаются Профилактика!

    14. Опекайте любимчиков и потакайте им во всем. Особенно тем детям, чьи родители помогают классу и вам. Пусть все дети знают, как выгодно быть приближенным к вам.

    15. Не вмешивайтесь в дела класса, если дети уже «взрослые». Особенно 10 и 11 класс. Сами разберутся. Не маленькие. Вы учитель, а не воспитатель. В ваше время тоже гнобили школьников и ничего. Все вроде живы. А то, что некоторые стали тиранами своей семьи и не состоялись ни в одной профессии, так это их проблемы.

    16. Каждого ребенка обязательно оценивайте. Все должны понимать - кто в классе «хороший», кто «плохой». Будут стараться быть «хорошими».

    17. Ограничивайте детям свободу мнений и выбора. Дома пусть решения принимают. В школе есть Ваше мнение, а остальные – неправильные. Иначе к 11 классу неуправляемые будут!

    18. Требуйте от детей совершенства. Во всем!

    19. Навязывайте детям все, что недополучили сами. Испортил Вам директор (родитель, один из учеников) настроение, покажите это всему классу. Отчитайте за что-нибудь, выскажите все, что о каждом думаете или всех сразу воспитывайте. И Вы стресс снимите, классу профилактика!

    20. Привлекайте детей всего класса к перевоспитанию отдельных личностей. Объявите всем детям, кто сегодня целый день (а лучше на несколько дней) наказан. С наказанным никто не должен разговаривать, исключить его из контактов в соцсетях и из чата класса. Ему никто не должен помогать. Он должен быть изолирован, объявите ему бойкот. В делах класса наказанный не должен участвовать. Его просто для Вас и одноклассников нет. Наказанный – никто, пустое место. Каждый должен видеть, знать, понимать, что будет с теми, кто Вас не уважает! Другим уроком будет. Профилактика!



    Назад