Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Онлайн лекторий
Онлайн лекторий
10 рекомендаций
Как воспитателю справиться с детской жестокостью


Если проблема жестокости появилась, то прежде всего не выискивать в ребенке демонические черты. Это обычно усугубляет ситуацию и решить ее без специалиста будет сложно. В то время как любое отклонение в поведении ребенка - это сигнал о помощи , которую необходимо оказать своевременно. Что делать воспитателю и что воспитатель может рекомендовать родителям?

1. Не игнорировать
Не закрывать глаза на жестокость ребенка. Не оправдывать поступки ребенка, не замалчивать, опасаясь обвинений в адрес детского сада или обвинений воспитателей в педагогической несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, не решать совместно с родителями, то изменения в личности ребенка станут необратимыми.

2. Выяснять причину
Психически здоровые дети-дошкольники отзывчивы, в них нет осознанного желания причинять боль другому. Поэтому каждое проявление жестокого поведения имеет свои причины. Их нужно выявить, понять и устранить.

3. Давать негативную оценку действиям ребенка
Застав «на месте преступления» ребенка-притеснителя, издевающегося над более слабым, следует вести себя очень строго. Ребенок должен понять – его поведение недопустимо, не оправдывается ни чем.

4. Педагогически наказать, сообщить родителям
Каждое недопустимое действие ребенка должно находить ответное противодействие у взрослых: в идеале и у воспитателей, и у родителей. Однако физические наказания не только не решают проблему, но и являются одной их причин детской жестокости. Поэтому рекомендуется педагогически оправданные наказания. Например: лишение чего –то приятного, (но не жизненно важного!); вид наказания выбирается в зависимости от тяжести поступка.

5. Проанализировать стиль семейных отношений
В дошкольном возрасте влияние семьи на поступки ребенка особенно сильнО. Вероятность его агрессивного и жестокого поведения зависит от того, видит ли он появления агрессии дома. Важно напоминать молодым родителям, насколько важно стараться управлять своими негативными эмоциями, учитывать то, что крик, оскорбление, одобрение жестокости, повышение голоса является проявлением агрессии и ребенок усваивает и воспроизводит эти модели.

6. Уделять достаточно внимания, не игнорировать жалобы
Ребенку очень важно знать, что он в безопасности, что он значим для взрослых, что его любят. Поэтому важно выслушивать проблемы ребенка, какими бы мелкими они не казались. Ребенку необходимо мнение взрослых.

7. Объяснять
Дошкольникам нужно объяснять, оговаривать с ним причины запретов, иначе воздействие запретов и установленных правил поведения в группе будет абсолютно бессмысленным.

8. Хвалить
Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества ребенка. Это сформирует у него четкое представление о том, что быть добрым, чутким- это хорошо, а жестоким, злым – плохо.

9. Предоставлять возможность выплеснуть эмоции другим способом
Иногда ребенку просто необходимо выплеснуть свои чувства. Следует показать ему конструктивные способы выражения гнева и агрессии: устроить бой с боксерской грушей; скомкать, выбросить, разорвать несколько листков бумаги; нарисовать свой гнев и т.д.

10. Набраться терпения
Детская жестокость – проблема серьезная. Одним плановым мероприятием в год, одним действием такая проблема не решается. Постепенно, если взрослые постоянно ведут работу в этом направлении, ребенок поймет, что жестокое обращение и буллинг, притеснения, террор - не просто плохо, а недопустимо ни при каких обстоятельствах.


Далее     Назад