Важные аспекты детской жестокости,
который важно учитывать во избежание перехода агрессивности
в буллинговые формы
который важно учитывать во избежание перехода агрессивности
в буллинговые формы
Жестокость маленьких детей отличается от жестокости подростков. В большинстве случаев младшие дошкольники не понимают, что причиняют боль, и не сознают последствий своих поступков. Старшие дошкольники вполне способны осознавать свои действия.
На поведение старшего дошкольника уже активно влияет агрессивная внешняя среда (телевидение, компьютерные игры, и т.д.).
Очень важно правильно реагировать на жестокое поведение ребенка. С одной стороны, его нельзя игнорировать, а с другой- суровое наказание может привести к еще более серьезным проблемам. Для лучшего понимания ситуации необходимо знать причины таких поступков.
Подражательство. Дети-дошкольники перенимают поступки взрослых и сверстников, подражают героям мультфильмов, книг, игр. Такая имитация необходима им для понимания того, как вести себя в разных ситуациях.
Компенсация или месть. В большинстве это связано с поведением взрослых по отношению к ребенку. Иногда ребенок жестоким обращением с другими компенсирует обиду, нанесенную ему сверстниками. В этом случае жестокое поведение позволяет ребенку почувствовать себя сильным, могущественным, неуязвимым. Это способ самоутверждения, а так же возможность выместить свою злобу на тех, кто не может ответить.
Привлечения внимания или манипуляция. Агрессивными действиями дети пытаются привлечь к себе внимание взрослых, когда им не хватает родительской любви. Еще один аспект – агрессивные высказывания взрослых повышают детскую агрессию.
Протест. Ребенок может проявлять жестокость в ответ на ущемление важных для него потребностей: отобрали значимую для него вещь, вторглись в его личное пространство, сломали его творение и т.д.
Желание быть как все. Даже у дошкольников может проявляться стадный инстинкт (совершение жестоких поступков как результат коллективных действий). Ребенок, возможно, не хочет причинять боль другим, но переступает через себя, потому, что так делают в его компании.
Семейная модель поведения. В дошкольном возрасте основным источником знаний для детей является семья. Примеры агрессивного поведения, одобрение и оправдание жестокости, применение к ребенку физических наказаний формируют у него агрессивную модель поведения. С большей долей вероятности можно утверждать, что именно такую схему отношений он и будет применять к другим.
Выброс энергии. Часто вспышки агрессивного поведения напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. У детей, особенно активных, накапливается много энергии, которая обязательно должна расходоваться. Энергия не исчезает бесследно. Если запрещать детям играть, бегать, прыгать, шуметь, (канализировать энергию), то неизбежен всплеск агрессии. Организм ребенка найдет именно такой выход из положения, чтобы не «взорваться» от переизбытка энергии.
Важно!
Дети-организаторы травли чаще всего совершают жестокие поступки без видимых на то причин. Целью буллингового поведения является осознанное причинение вреда, ребенок намеренно и хладнокровно получает удовольствие от причинения боли (психологических страданий) другому. В этом случае, если ни воспитателям, ни родителям не удается справиться с буллинговым поведением ребенка, родителям необходимо обратиться к специалисту (психологу, неврологу, психиатру), который поможет найти причину и скорректировать поведение дошкольника.
Рекомендации, которые воспитатели могут дать родителям, чтобы предотвратить в будущем школьные проблемы, причиной которых могут являться жестокость и агрессия ребенка.
- С дошкольного возраста использовать любую возможность, чтобы показать и рассказать ребенку правила поведения в этом мире. Это должна быть постоянная и непрерывная работа.
- Показывать пример поведением взрослых. Родители и воспитатель для дошкольника –бесспорный авторитет, поэтому важно, чтобы слова воспитателей и родителей не расходились с делами.
- Говорите ребенку о том, что он в безопасности, хвалить его за добрые дела, даже если они кажутся незначительными.
- Минимизировать наблюдение ребенком-дошкольником агрессивной модели поведения в реальности, по телевизору, в интернете.
- Рассказывать дошкольнику о замечательных людях, их героических поступках, о том, что нужно уважать других.
- Рассказывать ребенку о том, что нужно прощать других, не мстить тем, кто вольно или невольно обидел его. Такие разговоры положительно влияют на характер дошкольника и формируют у него правильное отношение к жизни и окружающим.
- Обращать внимание ребенка на то, что все люди разные. Они могут выглядеть по- другому, разговаривать не так как он, думать иначе, но все люди живут на одной планете и должны уважать друг друга.
- Организовывать детям интересные занятия, в которых они смогут проявить себя. Таковыми должны быть спорт, творчество и т.д.
- Показывать добрые мультфильмы и кинофильмы, слушайте вместе детские песни по возрасту.
- Читать и обсуждайте с ребенком книги, где в сказках всегда побеждает добро. Рассуждая о поступках сказочных героев, можно привести примеры из жизни, поинтересоваться мнением самого ребенка. Это поможет сформировать у него понимание того, что такое хорошо и что такое плохо
Читать далее Назад