Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Онлайн лекторий
Онлайн лекторий
Долгосрочные последствия для каждого
из участников буллинга
(результаты психотравмы)


Осознанный буллинг возникает в группах детей 5-7 лет уродует всех участников - это психотравма для всех детей (для жертвы, для зачинщиков, для наблюдателей). Психотравма и жизненный сценарий на всю жизнь.

В этот дошкольный период ребенок проходит очередной возрастной кризис развития (кризис 7 лет). Для участников буллинга все установки, поведенческие позиции, жизненные стратегии - все формируется в искаженном виде и остается с ребенком надолго.

Дети – жертвы получают психотравму на всю жизнь Последствия травли для жертвы – серьезная эмоциональная травма, нередко по силе равная посттравматическому стрессовому расстройству (которое наблюдается у участников военных действий, жертв стихийных бедствий и преступлений).

Дети-жертвы буллинга в дальнейшей школьной жизни
  • имеют проблемы с учебой,
  • страдают от чувства тревоги,
  • страдают депрессиями,
  • страдают от чувства неполноценности и неуверенности в себе,
  • никому не верят, контакт со взрослыми безвозвратно нарушен,
  • становятся склонными к психопатии и невростениям,
  • имеют устойчивые поведенческие нарушения (поведение: провоцирующее, избегающее, псевдозрелое, незрелое, непредсказуемое, аддиктивное),
  • имеют проблемы со здоровьем: соматические нарушения, расстройства сна, питания (анорексии, булимии), пищеварения,


  • При длительном пребывании в роли жертвы издевок (постоянного непринятия, словесных насмешек) формируются
  • агрессия к окружающим,
  • жестокость,
  • ненависть к миру,
  • бесцельность бытия,
  • жажда неосознанной мести (если в школу ребенок принесет свою роль жертвы, есть опасность повторения трагедий с расстрелом одноклассников в школах, как, например, в Керчи, в Перми и др.)


  • Дети-жертвы буллинга став взрослыми
    в 95% случаев
  • неуспешны,
  • с заниженной самооценкой,
  • хотят быть успешными, но боятся и ничего не предпринимают,
  • страдают массой комплексов и фобий, невротическими расстройствами, имеют букет психосоматических заболеваний,
  • имеют проблемы в общении,
  • становятся жертвам домашнего насилия,
  • чувствуют себя несчастными, хотя стремятся этого не показывать и на эту маскировку тратится масса сил и жизненной энергии.


  • в остальных 5%
  • становятся агрессивными, получают удовольствие в жизни только проявляя насилие над слабыми и наблюдая чужие страдания,
  • бескомпромиссны,
  • бесчувственны,
  • безжалостны, жестки и даже жестоки,
  • не признают отказа,
  • не умеют любить,
  • не могут быть толерантными, проявлять эмпатию,
  • идут к цели напролом,
  • чужая жизнь и страдания для них ничего не стоят.


  • Дети-булли (зачинщики и союзники, часто милые внешне девочки и мальчики), не получая никакого сопротивления в детском саду, часто не получают сопротивления и в школе, несут во взрослую жизнь деформированные жизненные установки.

    В дальнейшей школьной и взрослой жизни это дети:
  • наглые
  • изворотливые
  • чрезмерно эмоциональные
  • агрессивные
  • жестокие
  • не признают отказа
  • бескомпромиссные
  • не уважают не только педагогов в школе , но и коллег по работе
  • не признают иного мнения, кроме своего


  • Дети, зачинщики травли в детском саду, придя в школу, уже в начальных классах
  • агрессивны,
  • часто прибегают к насилию,
  • бескомпромиссны,
  • бесчувственны,
  • безжалостны,
  • жестоки,
  • не признают отказа,
  • не умеют любить,
  • совершают противоправные деяния


  • Дети–булли, становясь взрослыми, в семье и рабочем коллективе
  • тираны в семье и в коллективе,
  • достигают целей,
  • психически не уравновешены (имеют пограничные расстройства психики),
  • несчастны в отношениях,
  • грубы и жестоки с собственными детьми и подчиненными,
  • проявляют насилие по отношению к детям и подчиненным,
  • друзей нет, страдают и не могут ничего изменить.


  • Дети наблюдатели получают психотравму на всю жизнь:

    Такие дети выносят из детского сада и затем из школы следующее: они ничего не могут, ничего не стОят, не имеют права слова, не имеют права иметь свое мнение, самая надежная позиция в жизни - ни во что не вмешиваться, никогда не высовываться, ничего не предпринимать и быть никем. Такие дети в дальнейшей школьной жизни:
  • тревожны
  • не уверены в себе
  • страдают фобиями и психосоматическими расстройствами (ВСД, перепады давления, сердечные боли, обморочные состояния, истерии, неврозы и т.д.)
  • имеют жизненную позицию «избегания»
  • быстро сдаются
  • неуверенны в себе
  • не верят никому и не верят в себя
  • легко поддаются влиянию и попадают в плохие компании.


  • Такие дети, став взрослыми:
  • тревожны
  • неуспешны в жизни
  • не уверены в себе
  • не могут сформировать здоровые отношения в семье
  • не могут найти место в жизни
  • сложно адаптируются в коллективе
  • страдают фобиями и психосоматическими расстройствами (ВСД, перепады давления, сердечные боли, обморочные состояния, истерии, неврозы и т.д.)
  • имеют жизненную позицию «избегания»
  • не достигают целей
  • неуверенны в себе
  • не верят никому и не верят в себя
  • воспитывают таких же детей
  • Эти дети, став взрослыми, будут жить рядом с теми, кто позволил им стать такими.


    Читать далее     Назад