1.
5 принципов, которыми руководствуются медиаторы при разрешении конфликтных ситуаций
1. Добровольность (дети должны понимать, что есть выбор – участвовать в совместном разговоре и разрешить конфликт самостоятельно при участии классного руководителя или административным путем, т.е. за них решат взрослые). 5 принципов, которыми руководствуются медиаторы при разрешении конфликтных ситуаций
2. Беспристрастность (классный руководитель, разрешающий конфликт должен сохранять нейтралитет, не проявлять своих чувств, не демонстрировать свои эмоции).
3. Конфиденциальность информации, полученной во процессе разговора.
4. Доступность (дети должны понимать, что любой из них может обратиться за помощью к классному руководителю со своей ситуацией как по факту свершившегося конфликта, так и в период его формирования, когда открытого противостояния нет).
5. Принцип равноправия сторон (дети, участники примирения с использованием алгоритма медиации, имеют равные права – высказываться по очереди, иметь свою позицию и право ее высказать, не проявлять агрессии, одинаково быть выслушанными педагогом).
2.
Важность и обязательность соблюдения принципов медиации классным руководителем
При проведении процедуры медиации в классическом ее понимании (альтернативный способ досудебного урегулирования спора) соблюдение принципов крайне важно и является непременным условием. Важность и обязательность соблюдения принципов медиации классным руководителем
Существует ответственность профессионального медиатора (посредника), за несоблюдение принципов проведения процедуры медиации.
Классный руководитель не является медиатором, не ограничен договором и не занимается досудебным урегулированием спора, а применяет средства медиации для нормализации отношений конфликтующий детей отдельные средства медиации, использует отдельные медиативные техники.
На классного руководителя не налагается ответственность за соблюдение принципов и правил, которыми обязан руководствоваться профессиональный медиатор.
Вместе с тем, соблюдение принципов позволяет разрешить конфликт быстрее и эффективнее: дети не смогут втянуть классного руководителя в свой конфликт, личные эмоции не возьмут верх, достигнутый мир между детьми будет существовать долго.
Классный руководитель, применяющий отдельные средства медиации (например, алгоритм медиативной беседы и отдельные техники), не сообщает детям, что они участники процедуры примирения, а он – медиатор, поэтому соблюдает принципы в целях эффективного достижения результата.
Часто дети после драки, словесной перепалки, публичного унижения друг друга не желают видеть друг друга и разговаривать друг с другом. Убеждать детей участвовать в процедуре медиации или спрашивать их добровольного согласия на участие в медиации нет смысла. Примирить детей и разрешить их конфликт классный руководитель должен в любом случае. Необходимости в убеждении, как и получении согласии детей нет в том числе потому, что классный руководитель будет разрешать конфликт используя отдельные средства (алгоритм действий, например) и не в качестве медиатора, а в соей роли классного руководителя. Соответственно, мотивировать детей к совместному разговору можно, а добровольное согласие на примирение с участием классного руководителя конечно, не нужно (тем более письменное, как это делается при проведении процедуры медиации).
Принцип конфиденциальности при проведении процедуры медиации профессиональным медиатором должен быть соблюден неукоснительно. При применении же классным руководителем, не являющимся официальным медиатором, обязательств таких нет.
3.
5 правил, которыми руководствуются медиаторы при разрешении конфликтных ситуаций
Пять правил, которые должен озвучить детям классный руководитель до начала беседы, в ходе которой будет разрешен конфликт:5 правил, которыми руководствуются медиаторы при разрешении конфликтных ситуаций
Особенность применения
Дети должны слушать друг друга, нравится услышанное или нет (выслушивать претензии, видение причин, пересказ того, что случилось), согласен с тем, что говорит второй участник конфликта или нет.Цель – дать детям понять чувства друг друга, понять, что именно спровоцировало конфликт, что обидело, что раздражает и т.д.
Проговаривание вслух взаимных претензий и того, как каждый из конфликтующих видит ситуацию, важно не только и не столько для учителя, сколько для самих конфликтующих детей, чтобы каждый (по очереди) смог высказать вслух все, что он думает и чувствует и услышать позицию второго ребенка (это важно для предотвращения повтора конфликта).
Важно, чтобы каждый ребенок заранее знал, что ему классный руководитель тоже обязательно предоставит возможность высказать свои претензии, свое видение причин произошедшего в ответ.
Крайне важно дать каждому сказать, что он думает о произошедшем и высказать другому свои претензии. Даже если учителю все заранее известно и понятно, нельзя лишать права высказаться каждого ребенка. Экономия времени здесь неуместна. Важно, чтобы дети проговорили, облекли в слова свои претензии друг к другу, обиды, гнев, несогласие, выразили словами свое понимание произошедшего. Это предотвратит последующие конфликты и позволит быстрее прийти к результату.
4.
5 ограничений, которыми руководствуются медиаторы при разрешении конфликтных ситуаций
Профессиональные медиаторы знают, что 5 ограничений позволят им разрешить конфликт с наименьшими временными затратами и без претензий к профессионализму. 5 ограничений, которыми руководствуются медиаторы при разрешении конфликтных ситуаций
Классный руководитель должен знать, что 5 ограничений позволят им разрешить конфликт быстрее по времени, без эмоциональных затрат со своей стороны, без претензий детей в предвзятом отношении к одном у из них, без вовлечения в конфликт, без обвинений в содействии одному и непринятии другого.
5 ограничений это:
Особенность применения
Классному руководителю важно помнить!Цель этого конкретного разговора – не воспитание, формирование личностных качеств, установок, моральных ценностей, эмпатии и т.д.
Цель этого конкретного разговора - разрешение этой конкретной конфликтной ситуации и достижением конкретной договоренности по этой конкретной проблеме.
. Для целей быстрого, ясного прояснения причин конфликта и разрешения ситуации с результатом (ожидаемый результат - договоренность, что именно согласен сделать каждый из конфликтующих, чтобы конфликт не повторился и негатива не оставалось) ограничения для классного руководителя «ведущего» крайне важны.
Личные эмоции классного руководителя, выражение им своего мнения к произошедшему бессмысленно, затянет разговор, добавит эмоций, не позволит достичь цели.
Позже (на следующий день и т.д.) можно заниматься воспитанием, в период разрешения конфликта и примирительной беседы - нет.
Соблюдение этих ограничений кажется педагогам, чья миссия воспитывать, учить и передавать свой опыт, странной. Однако именно такие ограничения позволяют соблюсти порядок действий и достигнуть результата, не затрачивая время и усилия на эмоции, выражение недоумений, недовольств и т.д.
Профессиональный медиатор исходит из позиции «Случившегося не исправить» и не выражает свои эмоции, не выясняет детали «кто первый начал драку» (драка уже состоялась, для разрешения конфликта не важно, кто ударил первым).
должен быть нацелен на достижение цели ДОГОВОРИТЬСЯ, важнее не детали прошлого, а действия в будущем.
Цель классного руководителя, владеющего медиативными компетенциями, не разбираться «кто первый начал» и не рассудить « кто прав, а кто виноват» (это важно в суде и при административном пути разбирательств), а помочь детям разрешить конфликт, примириться и избавиться от взаимных претензий и негатива.
Цель классного руководителя, владеющего медиативными компетенциями, - помочь конфликтующим детям договориться «Как и что именно должен сделать каждый из конфликтующих для того, чтобы взаимные претензии были исчерпаны, а конфликт в будущем не повторился».
Отказ классного руководителя от соблюдения ограничений не позволит достичь цели и/или спровоцирует дополнительный конфликт, в который может быть вовлечен сам классный руководитель, родители конфликтующих, администрация и т.д.
5.
Важные условия достижения цели, которые должен знать классный руководитель, применяющий медиативный способ урегулирования конфликтов между школьниками
Классному руководителю, планирующему применять средства медиации, важно знать следующее.Важные условия достижения цели, которые должен знать классный руководитель, применяющий медиативный способ урегулирования конфликтов между школьниками
1. Есть ситуации, когда применение медиативных приемов, алгоритмов и средств медиации не даст результата:
3. Есть алгоритм примирительной беседы, который можно использовать при разрешении любого конфликта и последующего примирения.
Соблюдение алгоритма и последовательности действий в алгоритме примирительной беседы – обязательное условие достижения результата и успеха, быстрого разрешения конфликта win-win (обе стороны довольны решением, которые приняли сами).
4. Классный руководитель не должен опасаться применять простые средства медиации в своей работе (алгоритм примирительной беседы, алгоритм анализа причин конфликта), т.к. классный руководитель, применяющий отдельные средства и техники, не становится при этом профессиональным медиатором, организующим процедуру досудебного урегулирования спора.
Для применения средств медиации в качестве вспомогательных инструментов в воспитательной работе, при разрешении конфликтов между школьниками, классный руководитель не обязан учить и строго исполнять закон № 193-ФЗ, знать все о медиации в России, соблюдать бюрократические формальности в виде оформления договоров, придерживаться кодексов для медиатора, правил проведения процедур, обязательных для профессиональных медиаторов и лиц, оказывающих услуги медиаторов на непрофессиональной основе.
Для применения отдельных техник, алгоритмов (например, алгоритма примирительной беседы при разрешении конфликта или ситуации, схожей с конфликтной, провоцирующей конфликт) классный руководитель не обязан досконально изучать все имеющиеся в арсенале профессиональных медиаторов техники и приемы, хотя знание техник, несомненно, дает преимущества.
5. Применение отдельных инструментов медиации в большинстве случаев эффективнее, чем административный путь (разбирательства и назначение правых и виноватых), позволяет педагогу достичь цели быстрее, с наименьшими затратами. Для применения отдельных техник, алгоритмов (например, алгоритма примирительной беседы при разрешении конфликта или ситуации, схожей с конфликтной, провоцирующей конфликт) классный руководитель не обязан досконально изучать все имеющиеся в арсенале профессиональных медиаторов техники и приемы, хотя знание техник, несомненно, дает преимущества.
6. Применение алгоритма урегулирования конфликтной ситуации с достижением примирительной договоренности очень эффективно на доконфликтном этапе для разрешения недоразумений и взаимных претензий и недовольств, на этапе нарастания взаимных недовольств, когда конфликт только формируется.
7. Не все ситуации можно урегулировать применяя исключительно средства медиации. Медиация призвана достигать договоренностей по спорным вопросам, восстанавливать нарушенные взаимоотношения, соглашения об условиях мирного сосуществования.
8. В случаях необходимости возмещения материального ущерба, полученного в результате детского конфликта, вреда, нанесенного здоровью ребенка (испорченные вещи ребенка, разбитый мобильный телефон) необходимо принимать решения совместно с родителями детей. Использование медиативных приемов позволяет достичь договоренности о путях возмещения вреда быстрее, но не может заменть необходимости возмещать вред.
Далее К списку Назад