1.
Медиация
Медиация
Что такое медиация?
Медиация в с точки зрения права – технология урегулирования конфликта с участием третьей беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны – медиатора. Технология предполагает, что с помощью нейтрального третьего лица стороны конфликта (спора) выработают соглашение по спору.
В настоящее время в России применение медиации в арбитражных и гражданских судах регламентируется Федеральным законом № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившим в силу с 1 января 2011 года. Этим законом устанавливается внесудебная процедура урегулирования гражданско-правовых споров при участии нейтральных лиц (медиаторов) как альтернатива судебному или административному разбирательству.
Устанавливаются требования к соглашению о проведении процедуры медиации. Соглашение заключается в письменной форме и должно содержать определенный объем обязательных сведений.
Устанавливаются требования к медиаторам, деятельность которых может осуществляться как на профессиональной основе (лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством РФ), так и на непрофессиональной основе (лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости), а также особенности правового положения саморегулируемых организаций медиаторов и их основные функции.
Помимо этой сферы применения медиации, существует абсолютно иное направление деятельности, которое заключается в создании школьных служб примирения, членами которых становятся педагоги и ученики школы. Они обучаются навыку медиации и образуют самостоятельную форму школьного самоуправления. Цель – коммуникативная компетентность обучающихся.
2.
Медиативная компетентность классного руководителя
Что понимается под медиативной компетентностью классного руководителя?Медиативная компетентность классного руководителя
Классный руководитель, владеющий медиативной компетентностью, использует в работе с несовершеннолетними средства медиации - инструменты и технологии медиации, применяет алгоритмы, аналогичные тем, которые применяются при проведении процедуры медиации, и направлены на конструктивное общение и разрешение конфликтов.
Классный руководитель, владеющий определенным объемом знаний о порядке разрешения конфликтов средствами медиации (по алгоритму, с применением медиативных техник), сможет самостоятельно применять медиативный подход в работу с несовершеннолетними.
Мы понимаем под медиативной компетентностью определенный объем знаний, умения педагога, способствующих его деятельности по нормализации отношений между конфликтующими школьниками.
Классный руководитель, обладающий медиативной компетентностью
3.
Медиативная компетентность классного руководителя
Урегулирование конфликта медиатором в процессе процедуры медиации и использование классным руководителем средств и техник медиации – одно и тоже?Медиативная компетентность классного руководителя
Проведением официальной процедуры медиации занимается профессиональный медиатор.
При этом:
Классный руководитель использует отдельные инструменты медиации в качестве дополнения к имеющимся в его арсенале средствам и методам воспитательной работы. Для успешного и эффективного применения инструментов медиации необходим определенный объем знаний и умений (например, анализировать и видеть скрытые причины детских конфликтов, знать и применять алгоритмы их разрешения, владеть навыками управления ситуациями сверхнакаленных эмоций).
Соблюдать ограничения, предусмотренные для профессионального медиатора, выполнять обязанности по оформлению и подписанию примирительных договоров, получать согласие на использование средств медиации классный руководитель не должен.
4.
7 возможностей для классного руководителя, обладающего медиативной компетентностью (использующего средства медиации в работе)
Возможность 1 7 возможностей для классного руководителя, обладающего медиативной компетентностью (использующего средства медиации в работе)
Применение средств медиации при разрешении конфликта позволяет классному руководителю избавиться от 60% повторных конфликтов.
По статистике более половины конфликтов происходят по причине неурегулированных уже состоявшихся конфликтов, разрешенных административным путем, итогом разрешения которых стороны (одна из сторон) остались не удовлетворены или по причине конфликта, ставшего следствием нарушенных взаимоотношений, которые усугубляются после конфликта.
При использовании навыков урегулирования конфликта средствами медиации классный руководитель сможет разрешить детский спор быстро, выяснив причины, без угрозы его повторения, так как решением останутся довольны обе стороны, причины будут ясны обеим сторонам и будет принято решение о том, как сделать так, чтобы у конфликтующих не оставалось претензий и поводов для повторных конфликтов.
При использовании навыков урегулирования конфликта средствами медиации классный руководитель сможет разрешить детский спор быстро, выяснив причины, без угрозы его повторения, так как решением останутся довольны обе стороны, причины будут ясны обеим сторонам и будет принято решение о том, как сделать так, чтобы у конфликтующих не оставалось претензий и поводов для повторных конфликтов.
Возможность 2
Классный руководитель избавляет себя от разрешения конфликтов с участием родителей, так как качественно разрешенные детские проблемы позволяют не вовлекать в них родителей.
В результате всех конфликтов, разрешенных административным путем (с разбирательствами «кто первый начал, кто прав, кто виноват»), определяется правая и виноватая сторона. Виновный чувствует себя несправедливо наказанным, не услышанным, считает разрешение конфликта несправедливым и обращается к родителям. Родители своему ребенку верят и приходят в школу искать справедливости. Классный руководитель в итоге вынужден разрешать конфликт повторно, но уже с участием родителя (или родителей обеих сторон).
Возможность 3
Классный руководитель избавляет себя от необходимости принуждать детей к примирению и контролировать поведение детей после конфликта.
При использовании алгоритма и средств медиации, классному руководителю нет необходимости авторитарным способом разрешать проблему и принуждать к соблюдению решения о том, как детям себя вести. Решение о том, как будет разрешен конфликт, принимает не классный руководитель, а сами конфликтующие дети. Такое разрешение конфликта всегда устраивает обе стороны. В контроле, в принуждении к исполнению навязанных решений нет необходимости.
Возможность 4
Классный руководитель избавляет себя от необходимости урегулировать ситуации скрытого насилия, так как разрешенный средствами медиации конфликт исключает предпосылки для появления буллингового поведения, открытой и скрытой травли, организованной детьми, неудовлетворенными итогом разбирательств.
Практика показывает, что после разрешения конфликта несогласная, сторона, ребенок, признанный виновным в конфликте, ищет возможности взять реванш, доказать свою правоту или отомстить. В 50 % случаев буллинговое поведение спровоцировано стремлением отомстить за мнимую или реальную несправедливость, восстановить авторитет в коллективе сверстников, доказать свою силу вне зависимости от того прав ребенок или нет. Если конфликтная ситуация разрешена и интересы каждого ребенка соблюдены, негатива нет, желания мстить и доказывать праву, восстанавливать справедливость нет, то и причин для буллинга не возникнет.
Возможность 5
Разрешать конфликты любой сложности быстро, всегда по единому и эффективному алгоритму с конкретным результатом.
Разрешение любого конфликта всегда сопровождается неприятными эмоциями и разбирательствами «кто первый начал», и итогом «кто прав», «кто виноват». Всегда один из детей считает себя незаслуженно обиженным и не услышанным тем учителем, который разбирался в неприятном инциденте. Не всегда традиционные разбирательства приводят к результату и никогда не приводят к решению, которым остаются удовлетворены оба ребенка.
Правильное применение алгоритма, схожего с тем, который используется профессиональными медиаторами при разрешении конфликтов, всегда приведет к результату, который устроит обоих детей и конфликт не повторится, а дети смогут общаться дальше без агрессии.
Правильное применение алгоритма, схожего с тем, который используется профессиональными медиаторами при разрешении конфликтов, всегда приведет к результату, который устроит обоих детей и конфликт не повторится, а дети смогут общаться дальше без агрессии.
Возможность 6
Разрешать конфликтные ситуации ненасильственным, не авторитарным (не административным) путем.
Авторитарный (административный) путь – это путь разрешения конфликта через применение властных полномочий классного руководителя, завуча, директора. При авторитарном (административном) пути разрешения конфликта решение за детей принимает учитель, один из детей оказывается правым, другой виноватым (один побеждает и утверждает свою позицию, другой проигрывает).
Проигравшая в ходе разбирательств сторона, не сумев отстоять свои интересы и защитить свои позиции, чувствует себя незаслуженно обделенной вниманием взрослых, чувствует себя непонятой, не услышанной, недооцененной, униженной, остается недовольна результатом, желает продолжения разбирательств с целью доказать свою правоту, отстоять свою позицию, считает, что конфликт разрешен несправедливо, уверена, что ее права и интересы нарушены. Для стороны, которая проиграла в споре, конфликт НЕ завершен, а только усугубился. Проигравшая сторона всегда чувствует себя несправедливо и незаслуженно проигравшей. Если пришлось извиняться или последовало любое наказание (сообщение родителям, запись в дневник, публичные разбирательства – тоже считаются наказанием), появляется желание отомстить, но не только обидчику, но и тому учителю, который вынес «несправедливое, поспешное», решение. Кроме жажды мести, злости, чувства несправедливости, попранного достоинства, нарушенных интересов, у проигравшей стороны появляется агрессия и желание восстановить справедливость своими силами, силами товарищей, привлечением родителей.
В большинстве случаев, несогласие одной сторон с решением конфликта административным путем приводит к повторным конфликтам по той же причине или к конфликтам между этими же детьми по иным, часто надуманным искусственно созданным поводам, появившимся по причине необходимости восстановить справедливость или по причине чувства взаимной неприязни, оставшегося после предыдущего конфликта и не позволяющего адекватно воспринимать нейтральные поступки и высказывания.
В итоге разрешения конфликта административным путем часто возникают повторные конфликты между детьми, череда ситуаций, нередко намеренно спровоцированных проигравшей стороной, вмешательство родителей, вовлечение детей класса, иногда незначительный конфликт переходит со временем в травлю, бойкоты, новые бесконечные разбирательства.
При разрешении спора административным путем всегда будет властное решение третьей стороны (взрослого), который, выслушав детские аргументы, на основе своего опыта и составленного о конфликте своего мнения принимает решение «кто прав», «кто виноват».
Авторитарный способ в условиях образовательной организации, как и в условиях социума нельзя исключать полностью и иногда применять имеет смысл.
Преимущества авторитарного способа – быстро, без учета мнений и чувств детей, без прояснения истинных причин того, что действительности привело к конфликту (истинные причины почти всегда скрыты, часто о них не догадываются даже сами конфликтующие).
Классный руководитель, владеющий медиативной компетентностью, применяет алгоритм и выступает не в роли судьи, а в роли посредника в конфликте. Он применяет не свой жизненный опыт, а средства медиации (алгоритм последовательных действий, способы показать каждому ребенку истинную причину, способы достижения результата, который устроит каждого).
Классный руководитель, применяющий средства медиации, не выясняет «кто первый начал» (конфликт уже состоялся, кто начал первым в момент разрешения и примирения не имеет никакого смысла, лишь усугубляет эмоции и негатив), учитель также не судит, и не принимает решений вместо детей.
Цель классного руководителя, применяющего средства медиации, - не решить за детей, не навязать свое решение, не подавить и заставить, а сделать так, чтобы дети могли договориться: что сделает каждый из конфликтующих, чтобы конфликт был исчерпан и обе стороны остались удовлетворены результатом без взаимных претензий, непонимания, обид, агрессии, жажды мести. При правильном применении средств медиации ни у одного из детей не останется чувства несправедливого разрешения конфликта.
Проигравшая в ходе разбирательств сторона, не сумев отстоять свои интересы и защитить свои позиции, чувствует себя незаслуженно обделенной вниманием взрослых, чувствует себя непонятой, не услышанной, недооцененной, униженной, остается недовольна результатом, желает продолжения разбирательств с целью доказать свою правоту, отстоять свою позицию, считает, что конфликт разрешен несправедливо, уверена, что ее права и интересы нарушены. Для стороны, которая проиграла в споре, конфликт НЕ завершен, а только усугубился. Проигравшая сторона всегда чувствует себя несправедливо и незаслуженно проигравшей. Если пришлось извиняться или последовало любое наказание (сообщение родителям, запись в дневник, публичные разбирательства – тоже считаются наказанием), появляется желание отомстить, но не только обидчику, но и тому учителю, который вынес «несправедливое, поспешное», решение. Кроме жажды мести, злости, чувства несправедливости, попранного достоинства, нарушенных интересов, у проигравшей стороны появляется агрессия и желание восстановить справедливость своими силами, силами товарищей, привлечением родителей.
В большинстве случаев, несогласие одной сторон с решением конфликта административным путем приводит к повторным конфликтам по той же причине или к конфликтам между этими же детьми по иным, часто надуманным искусственно созданным поводам, появившимся по причине необходимости восстановить справедливость или по причине чувства взаимной неприязни, оставшегося после предыдущего конфликта и не позволяющего адекватно воспринимать нейтральные поступки и высказывания.
В итоге разрешения конфликта административным путем часто возникают повторные конфликты между детьми, череда ситуаций, нередко намеренно спровоцированных проигравшей стороной, вмешательство родителей, вовлечение детей класса, иногда незначительный конфликт переходит со временем в травлю, бойкоты, новые бесконечные разбирательства.
При разрешении спора административным путем всегда будет властное решение третьей стороны (взрослого), который, выслушав детские аргументы, на основе своего опыта и составленного о конфликте своего мнения принимает решение «кто прав», «кто виноват».
Авторитарный способ в условиях образовательной организации, как и в условиях социума нельзя исключать полностью и иногда применять имеет смысл.
Преимущества авторитарного способа – быстро, без учета мнений и чувств детей, без прояснения истинных причин того, что действительности привело к конфликту (истинные причины почти всегда скрыты, часто о них не догадываются даже сами конфликтующие).
Классный руководитель, владеющий медиативной компетентностью, применяет алгоритм и выступает не в роли судьи, а в роли посредника в конфликте. Он применяет не свой жизненный опыт, а средства медиации (алгоритм последовательных действий, способы показать каждому ребенку истинную причину, способы достижения результата, который устроит каждого).
Классный руководитель, применяющий средства медиации, не выясняет «кто первый начал» (конфликт уже состоялся, кто начал первым в момент разрешения и примирения не имеет никакого смысла, лишь усугубляет эмоции и негатив), учитель также не судит, и не принимает решений вместо детей.
Цель классного руководителя, применяющего средства медиации, - не решить за детей, не навязать свое решение, не подавить и заставить, а сделать так, чтобы дети могли договориться: что сделает каждый из конфликтующих, чтобы конфликт был исчерпан и обе стороны остались удовлетворены результатом без взаимных претензий, непонимания, обид, агрессии, жажды мести. При правильном применении средств медиации ни у одного из детей не останется чувства несправедливого разрешения конфликта.
Возможность 7
Ответственность за результат договоренности, к которой пришли в процессе урегулирования конфликта, несут стороны (обвинить учителя в навязывании поведения, эмоциональном насилии, принуждении не примириться, а смириться с чужим решением нельзя).
Только средства медиации позволяют классному руководителю, разрешающему детский конфликт, оставаться вне конфликта и не нести ответственность за принятые детьми решения и обязательства.
Классному руководителю, использующему средства медиации, не нужно искать вместо детей пути разрешения их конфликта, предлагать конфликтующим детям готовые решения для примирения (иногда они неочевидны, т.к. классный руководитель не может знать всех нюансов ситуации или скрытых причин конфликта), а использовать заранее понятный алгоритм действий, который приведет к результату, к решению, которое обоюдно примут сами дети, и ответственность за итог конфликта остается за детьми.
Классному руководителю, использующему средства медиации, не нужно искать вместо детей пути разрешения их конфликта, предлагать конфликтующим детям готовые решения для примирения (иногда они неочевидны, т.к. классный руководитель не может знать всех нюансов ситуации или скрытых причин конфликта), а использовать заранее понятный алгоритм действий, который приведет к результату, к решению, которое обоюдно примут сами дети, и ответственность за итог конфликта остается за детьми.
5.
3 неоспоримых преимущества урегулирования конфликта с участием детей средствами медиации
Преимущество 13 неоспоримых преимущества урегулирования конфликта с участием детей средствами медиации
Возможность сохранить нормальные (эмоционально ровные) отношения между детьми после разрешения конфликта.
После разрешения конфликта с применением специального алгоритма, используемого при проведении процедуры медиации, стороны не испытывают негативных эмоций по отношению друг к другу, не ищут способов восстановить справедливость, конфликт не продолжается в скрытой форме, в конфликт не вовлекаются новые участники (одноклассники, родители).
Преимущество 2
В результате использования классным руководителем алгоритма примирительной беседы, схожего с медиативным, вырабатывается взаимоудовлетворяющее решение, позволяющее учесть интересы обеих сторон.
Самостоятельно приняв решение и договорившись (классный руководитель помогает договориться без ссоры) о том, какими взаимоотношения будут дальше и кто, кому, как компенсирует ущерб от конфликта, дети в большинстве случаев соблюдают договоренность, так как никто не чувствует себя проигравшим или побежденным, ничьи интересы не ущемлены, ни у кого нет негативных эмоций, нет чувства несправедливости и нет желания возобновить разбирательства или конфликт.
Преимущество 3
Средства медиации позволяют прояснить истинные причины и принять правильное конструктивное решение конфликта, направленное на устранение истинных (часто скрытых) причин. Решение о том, как именно будет разрешен конфликт принимается не классным руководителем, а самим детьми.
Как показывает практика, конфликтующие дети руководствуются эмоциями, а разрешающие конфликт педагоги - общепринятой моралью и чувством справедливости. Таким образом, часты случаи, когда никто не вникает в истинные причины конфликта, которые часто скрыты и о которых не догадываются сами конфликтующие. Классный руководитель руководствуется видимыми причинами. Дети не умеют анализировать причины. Именно поэтому больше 50% конфликтов вспыхивают вновь в новой силой или повторяются с определенной регулярностью.
Далее Назад