Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Онлайн лекторий
Онлайн лекторий
Скулшутинг, угрожающий учителям и детям
В последнее время, наблюдается тревожная тенденция всплеска насилия в школах. Педагогов и родителей повергает в шок то, что гибнут дети и учителя, и то, что убивают их ДРУГИЕ ДЕТИ.

Скулшутинг (от англ. Schoolshooting — «школьная стрельба») или Вооружённые нападения в учебных учреждениях, — применение вооружённого насилия на территории образовательных учреждений (главным образом к учащимся), нередко выливающееся в массовые убийства.

Скулшутинг как явление вызывает наибольший страх. Мы понимаем, как защитить себя от ДТП, примерно понимаем, как снизить уровень обычной преступности. Ситуация с шутингом – иная. Подросток тщательно готовится, запасается арсеналом, приходит в школу и начинает расстреливать всех подряд. Нам не понятен смысл этого действия, мы не можем ни предотвратить, ни избежать ситуации. Однако мы понимаем, что речь идет не о случайности, ведь подросток все заранее продумал. Но по статистике психически больных людей среди стрелков всего 6%, тогда как в действиях большинства есть замысел, мотивация, логика — просто они не понятны нам.

Школьник, задумавший массовую расправу, часто стреляет в людей, которые не были его первоначальной целью. Это обстоятельно является основным отличием от целенаправленных убийств, основанных на межличностных конфликтах. Поведение скулшутеров - это не поведение убийц, а поведение самоубийц. Типичный убийца стремится скрыть следы преступления и избежать наказания. Скулшутер поступает ровно наоборот: стремится покончить жизнь самоубийством. В любом случае эти подростки понимают, что жизнь закончена Они понимают и осознают, что, если не удастся совершить самоубийство, их убьют при задержании или посадят за решетку на очень длительный срок. Подавляющее большинство экспертов сходятся во мнении, что стрелки — вменяемые люди с юридической точки зрения. Они отдают себе отчет в том, что делают и какие последствия это несет. Ни у одного из массшутеров поведение не укладывается в состояние аффекта, потому что они планируют преступления (чего не сделает человек в аффекте), они последовательны, подготовка занимает много времени и требует средств.

Современные психологи, изучающие проблему скулшутинга отмечают, что школьный буллинг — один из важнейших факторов скулшутинга, но не единственный.

В ряде случаев нападения на школу с целью массовой расправы совершаются с применением не огнестрельного, а холодного оружия. Выбор колюще-режущего оружия обусловлен чаще всего недоступностью огнестрельного. Сегодня все субъекты образовательных отношений должны быть информированы о внешних и внутренних причинах толкающих подростков и молодёжь к совершению скулшутинга.

Статистика

  • 81% нападений были совершены одиночками.
  • 13 - 19 лет - средний возраст школьных стрелков.
  • 95% случаев расправ совершены учениками или бывшими учениками учебного заведения.
  • 90% подростков, учиняющим расправу, не важно, кто станет жертвой, важно само действие - намерение заявить о себе окружающим.
  • 70% нападавших оставляют видео или записки, в которых они объясняют свой поступок.
  • В 90% случаев финалом скулшутинга является суицид.
  • 93% нападавших – подростки и юноши мужского пола, ранее подвергавшиеся скрытому психологическому или физическому буллингу, бойкоту или издевательствам одноклассников.
  • 80% нападавших испытывали на себе словесную травлю.
  • 87% подростков-скулшутеров переживали депрессии и негативные эмоции.
  • В 81% случаев накануне преступления подросток сообщал какому-либо человеку о своем намерении совершить нападение на школу, предупреждал кого-либо из учеников заранее, чтобы те избежали опасности.
  • Лишь 6% нападавших были психически больны.
  • 94% нападавших имели замысел, мотивацию, логику.
  • 63% школьных стрелков воспитывались в полных, благополучных семьях
  • 87% сегодняшних школьников считают, что действия скулшутеров продиктованы местью обидчикам и являются результатом травли.


  • Три психотипа подростков,
    которые в разное время совершали массовые расправы в школах

    1. Психопаты.
    Психопаты – подростки, которые не чувствуют эмоциональной связи с другими людьми, не способны испытывать чувство вины или угрызения совести; могут испытывать наслаждение от причинения боли другим, мучают животных.
    2. Психотики.
    Психотики - подростки, которые страдают от разрыва с реальностью испытывают глубокое чувство изоляции, ощущают себя изгнанниками.
    3. Травматики.
    Травматики - подростки, которые были подвержены эмоциональному, физическому или сексуальному насилию.

    Вместе с тем, исследования психологов свидетельствуют о том, что выявление психопатологий не продуктивно для предотвращения подобных ситуаций в будущем. Любые отклонения не позволяют выявить склонность у подростка к скулшутингу, а дети и подростки с психическими заболеваниями чаще сами становятся жертвами агрессии, а не выступают агрессорами. По статистике лишь 6% нападавших были психически больны.

    Пять последовательных стадий,
    которые проходит подросток, совершающий массовую расправу

    Массовые расправы только внешне выглядят событием внезапным, а подросток, совершивший деяние – обычным школьником «таким же как все». На самом деле задолго до момента совершения расправы психика ребенка подвергается деформации, которую можно при внимательном отношении заметить.
    1. Стадия хронической деформации.
    Хроническая деформация имеет в основе глубокие жизненные разочарования (например, длительный кризис в отношениях с родителями или одноклассниками) и провоцируется недостаточностью системы социальной поддержки. Хроническая деформация может длиться несколько лет. Приводит к социальной изоляции. Зачастую проблемы взаимоотношений с социумом не видны со стороны. Семьи будущих скулшутеров часто воспринимаются педагогами как вполне благополучные.
    2. Стадия неконтролируемой деформации.
    Неконтролируемая деформация возникает при отсутствии корректирующего воздействия социальных отношений.
    3. Стадия острой деформации.
    Острая деформация или острое напряжение является реакцией на травмирующее событие как реальное, так и воображаемое (например, унижение, бойкот сверстников, конфликт с педагогом).
    4. Стадия планирования.
    Появляются фантазий о скулшутинге, представляются как о «мужское решение» восстановления справедливости, возмездия.
    5. Стадия осуществления.



    Далее Назад