Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Онлайн лекторий
Онлайн лекторий
Факторы, побуждающие подростков устраивать массовые расправы в школах
  1. Самоощущение социальной изоляции, восприятие себя изгоем; глубокие жизненные разочарования чаще в отношениях с родителями или одноклассниками.
  2. Возникновении травмирующего события, Например, ситуация публичного позора, провал в успеваемости, унижение, отвержение со стороны девушки.
  3. Отсутствии корректирующего воздействия социальных отношений; недостаточность социальной поддержки.
  4. Наличие психологических расстройств или трудностей (не обязательно психических заболеваний).
  5. Распространенность культурных сценариев, в которых насилие является средством решения проблем.
  6. Отсутствие системы выявления школьников, потенциально склонных к скултушингу.


Агрессивность, свойственная подросткам

Признаки агрессии у подростков
В большинстве случаев проявление агрессии у подростков носит явный открытый характер.
Припадки и истерики
Агрессивные жесты
Ворчание, ругательства
Унижение и попытки пристыдить
Оскорбление
Объявление бойкота
Игнорирование
Подозрительность
Злорадство
Фантазии о насилии
Конфликтность
Доминантность
Отказ от сотрудничества
Болезненное восприятие собственного Я


Пассивная агрессия. Признаки пассивной агрессии

Пассивная агрессия – это состояние подавленной агрессии, скрытой за поведением, при котором подросток через свои действия сигнализирует о наличии напряжения эмоций и недовольства.
Пассивно-агрессивное поведение — это подавленное выражение гнева.

Признаки пассивной агрессии (поведение при пассивной агрессии)
  1. Избегание открытых конфликтов
  2. Склонность скрывать свои чувства
  3. Неумение отказывать
  4. Саботаж учебы
  5. Игнорирование требований и обязанностей
  6. Неявные провокации на конфликт
  7. «Случайные» и «ненавязчивые» оскорбления
  8. Сарказм
  9. Угрюмость
  10. Токсичность
  11. Упрямство
  12. Игра в «молчанку»
  13. Лень
  14. Апатия

Подростки с подавленной агрессией (пассивной агрессией) не выражают негатив открыто, их гнев чаще всего остается в скрытой форме.
Подростки с подавленной агрессией не умеют открыто говорить о том, что их не устраивает, выражать свое несогласие и недовольство.
Они подавляют эмоции, но гнев, обида, злость и другие реакции находят выход в колких выражениях, молчании, избегании общения.

В подростковом возрасте проблема агрессивного поведения обостряется. В подростковом возрасте основными причинами агрессии выступают
  • неадекватная самооценка,
  • низкий уровень социально-психологической компетентности,
  • холерический тип темперамента,
  • неправильная оценка поведения другого человека,
  • недостаточная психологическая устойчивость,
  • отсутствие способности к эмпатии,
  • завышенный или заниженный уровень притязаний,
  • акцентуация характера,
  • различные противоречия, характерные для подросткового возраста.


  • Агрессию у подростков могут вызывать психические расстройства. Наиболее распространенные:
  • тревожное расстройство,
  • депрессивное расстройство,
  • маниакальное расстройство,
  • расстройство, связанное со стрессом,
  • расстройство, связанное с перепадами настроения,
  • невроз навязчивых состояний,
  • синдром дефицита внимания,
  • гиперактивность,
  • биполярное аффективное расстройство,

  • Менее распространенные:
  • шизофрения.

  • На первый план выступают депрессивные и тревожные расстройства и смежные с ними. Сейчас среди подростков чаще встречаются биполярное и маниакальное расстройства.

    Признаки возможного наличия психического расстройства у детей и подростков
    Основные признаки – это нарушения мышления, настроения или поведения, которые выходят за рамки существующих культурных убеждений и норм. То есть — психологический дискомфорт, отклонение от обычной способности выполнения работы или обучения, «повышение риска смерти, страдания или нарушения деятельности.

    Аутоагре́ссия у подростков
    В настоящее время такая форма проявления агрессии как аутоагре́ссия встречается довольно часто. Аутоагрессия - агрессивные действия, нацеленные подростком (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах.

    Проявления аутоагре́ссии у подростков
  • самообвинение,
  • самоунижение,
  • нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести
  • попытки самоубийства,
  • саморазрушающее поведение (пьянство, алкоголизм, наркомания, токсикомания)


  • Микромир и личность подростков, которые стали скулшутерами

    Общественное лицо любого школьника-подростка, его стремления, идеалы, интересы во многом обусловлено содержанием его микромира. Психологическая структура этого микромира служит мощным катализатором индивидуального его поведения. Характер поведения зависит содержания соответствующих норм поведения окружающей среды, поэтому в программах, посвященных детству, так много внимания уделено созданию для подростка микромира с позитивными коммуникативными связями.

    Изучение личности школьников, совершавших массовые расправы в разных школах, в разное время, в разных местностях, по разным причинам, в разных условиях, показало следующее.

    Это подростки
  • импульсивные
  • с высокой тревожностью
  • сильной эмоциональной возбудимостью,
  • концентрируются на собственных переживаниях,
  • в поведении руководствуются только своими интересами.
  • с отсутствующим представлением о ценности жизни другого человека,
  • с отсутствующим сопереживанием.

  • Таких подростков отличала
  • неустойчивость в своих связях внутри классного коллектива и отношениях с одноклассниками и сверстниками вне школы,
  • склонность к конфликтам с окружающими,
  • эмоциональная неустойчивость,
  • высокая реактивность поведения,
  • исключительная субъективность (предвзятость) восприятия и оценки происходящего.

  • Такие подростки
  • внутренне неорганизованны,
  • имеют высокий уровень тревожности,
  • подозрительны,
  • мнительны,
  • беспокойны,
  • напряжены,
  • раздражительны.


  • Сообщения в школьных чатах о готовящейся стрельбе в школе.
    Как отличить фейк от сообщения о реальной угрозе.

    В последнее время в родительских чатах, в чатах классов часто появляются фейковые сообщения об опасности для детей. Педагоги, получив пересланное из родительского чата сообщение или предупреждение от родителей или от школьников о планирующейся в школе стрельбе, могут проверить сообщение на достоверность.
    1. Посмотреть на источник сообщения.
    2. Выяснить у отправителя, знает ли он, кто откуда информация, доверяет ли он тому, кто информацию переслал.
    3. Если есть фотография предполагаемого стрелка, можно проверить ее по яндекс- или гугл-поиску, чтобы выяснить, была ли эта фотография раньше в интернете.
    4. Если в сообщении оказывается какое-то(по мнению педагога) достоверное утверждение, нужно информировать администрацию школы и обратиться в полицию.


    Далее Назад