Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Онлайн лекторий
Онлайн лекторий
Алгоритм
правильных действий воспитателя
при выявлении факта буллинга в детском коллективе


  1. Поговорить с родителями ребенка-жертвы (по возможности совместно с педагогом-психологом), рассказать родителям (научить родителей), как родители могут правильно помочь ребенку-жертве нападок
  2. Рассказать родителям, какие меры предпринимает воспитатель, чтобы у родителей было понимание, что воспитатель не бездействует, ситуация под контролем воспитателя и нападки на ребенка не будут повторяться.
  3. Убедить ребенка, что воспитатели сделают все возможное для недопущения продолжения нападок, обзываний, скрытых издевок, злых подшучиваний, высмеиваний, унизительных действий.
  4. Выяснить у ребенка, каких действий от взрослых он ожидает, чтобы чувствовать себя в безопасности.
  5. Демонстративно разрешить ребенку жаловаться, если его обижают, высмеивают, обзывают, прячут или ломают вещи (не пресекать его жалобы «не ябедничай», «сам виноват», «не играй с ним и все»).
  6. Всем детям показать свою взрослую позицию категорического непринятия психологического террора сильных в отношении слабых.
  7. Показать ребенку-жертве личную готовность заступиться и помочь в случае повторения нападок детей-агрессоров (помните: детьми-агрессорами могут не только мальчишки-хулиганы, но и милые девочки с завышенной самооценкой, самоутверждающиеся за счет не умеющих за себя постоять и знающие, что их воспитатель не накажет, они же «хорошие»).
  8. Принять меры для восстановления репутации ребенка-жертвы в детском коллективе (давать ему при всех поручения и хвалить при всех, создавать искусственно ситуации успеха для ребенка-жертвы, так, чтобы все видели успех, создавать ситуации, в которых с ребенком-жертвой дети будут вынуждены вместе играть, мастерить и т.д. и ребенок-жертва будет на высоте).
  9. Определить в группе детей, которые сочувствовали ребенку-жертве травли, не участвовали в нападках или пытались соблюдать нейтралитет в травле и создать буферную зону для ребенка-жертвы (искусственно создавать ситуации совместного общения ребенка-изгоя с теми детьми, которые не участвовали в нападках, чтобы ребенок не чувствовал себя изгоем).
  10. Не принуждать насильно мириться и общаться ребенка-жертву и ребенка-обидчика (помните: то, что хорошо работает в ситуации детского конфликта, абсолютно не помогает в ситуации намеренных нападок).
  11. Восстановить психологическое равновесие в детской группе, восстановить справедливость в отношении ребенка-жертвы (обидчики и их союзники должны при всех принести извинения за оскорбления и т.д.), устранить все ставшие известными проявления буллинга (прекратить изоляцию, пресекать насмешки, обидные прозвища, комментарии «по ходу дела» («чего с него взять…», «нытик…»), обсуждения («наябедничал всем…»), распространение порочащей информации («мамочке нажаловался»). Помните: все, что взрослым кажется несерьезным и нетравматичным, для ребенка серьезно. У ребенка нет того жизненного опыта, который есть у взрослого. Ребенку-жертве также нелегко как взрослому с неврозом: муха часто кажется слоном, обидные прозвища при всех, непринятие, отказ принять в игру – конец света и т.д.
  12. Принять меры для недопущения перехода буллинга (игнора группой детей, осмеиваний, унизительных комментариев, тычков, затрещин) в другую форму, например, в моббинг (непринятие всеми).
  13. Озвучить детям правила поведения в группе и правила уважительного отношения ко всем без исключения в группе и обязательно, установив правила, контролировать поведение и напоминать о правилах (недопущение никаких унижений, осмеивания, изоляции, непринятия, издевательств, угроз, эмоционального шантажа, физического насилия). Помните: в дошкольном возрасте дети начинают эксперименты с такой формой насилия как хейзинг («Если хочешь, чтобы мы тебя приняли в игру, докажи, что не слабак, стащи конфету со стола воспитателя (из шкафчика Вани) и т.д.»). Не удивляйтесь, откуда взялись ритуальные посвящения-издевательства - из мультиков «Холодное сердце», «Монстры Хай» и .т.д. Помните! Дошкольники, в отличие от подростков, любят правила, у них силен ориентир на оценку и установку взрослого. Принятие антибуллинговых правил среди детей 6-7 лет станет хорошим стартом в школьную жизнь.
  14. Контролировать поведение всех детей группы. Часто инициаторами притеснений слабых являются дети, на которых никогда бы не подумали: девочки-заводилы, любимицы воспитателей, яркие, лидеры, очень положительные («А мне все равно ничего не будет!», «Сходи на меня пожалуйся, да кто тебе поверит!»).

Дополнительные приемы работы воспитателя
по предотвращению буллинга среди детей 6-7 лет


  1. Техника неоконченных предложений. Предложите детям закончить высказывание
    «Я злюсь, когда…», «Меня обижает, когда…», «Мне не нравится, когда…», «Я терпеть не могу, когда…», «Мне помогает успокоиться….», «Чтобы не ссориться, нужно…», «Мне нравится, когда …» и т.д.
  2. Проигрывание ситуаций с их последующим анализом
    «Что бы ты чувствовал, если…»
    «Как можно поступить в ситуации, когда…»
  3. Техника обсуждения предложенных воспитателем ситуаций
    «Безопасно - небезопасно»
  4. Техника обсуждения предложенных воспитателем ситуаций
    «Хорошо-плохо»

Если проблема притеснений, травли в детском коллективе кажется Вам несерьезной и надуманной


  1. У Вас, взрослых есть возможность обратиться в полицию, профсоюз, прокуратуру и т.д. за защитой ваших прав по любому поводу. У ребенка нет… (он не знает, куда…)
  2. Вы можете принять решение и уйти из коллектива, в котором Вас «тихо недолюбливают» коллеги и у Вас нет сил терпеть. Вы знаете, что уйти от травмирующей ситуации можете в любой момент: сменить работу, коллектив и т.д. Ребенок не понимает, не знает, что так можно. (Да ему и некуда уйти).
  3. У Вас есть жизненный опыт. С высоты опыта Вы понимаете, что многое - не важно, что плохое отношение «Васи и Пети» к Вам – это их проблема, что через 10 лет Вы о проблеме и не вспомните. У ребенка такого жизненного опыта нет. Для него все негативное – беда и беда сейчас.
  4. Негативное мнение заведующей или коллеги о Вас, нелицеприятные высказывания в Ваш адрес не повлияет на ваше отношение к миру, Вы знаете, что не все относятся к Вам плохо. Ребенку негатив со стороны сверстников и отсутствие поддержки взрослого, длительное пребывание в ситуации незащищенности, способны нанести психотравму и сформировать тревожность и невроз. (наказания не последовало)



Читать далее     Назад