Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Онлайн лекторий
Онлайн лекторий
15 важных фактов, о которых важно знать педагогу


  1. Буллинг в разных проявлениях в разные периоды времени имеет место во всех детских коллективах и в большинстве случаев не заметен для педагога.
  2. Буллинг успешно маскируется и принимает разные формы, например, моббинг.
  3. С ситуациями буллинга в любых проявлениях дети-жертвы никогда не смогут справиться сами, без помощи взрослых.
  4. 44% наблюдателей не вмешиваются в издевательства над другими детьми из-за того, что им было страшно за себя: вдруг тоже осмеют, тоже сделают изгоем, тоже не будут принимать в игру (слабым детям с большинством психологически безопаснее).
  5. 33% детей, наблюдающих происходящее в группе, считают происходящее смешным или вовсе считают такое поведение нормой.
  6. 48% пострадавших детей не рассказывают о насмешках, игноре своим родителям.
  7. Жертвами травли уже в старшем дошкольном возрасте становятся 10-15% детей. В школе их число резко возрастает.
  8. Более 70% жертв буллинга, не получив значимой поддержки взрослых, начинают со временем отрицать факты, опасаясь дополнительной огласки своего унизительного положения или опасений, что ситуация обернется против них самих и их накажут.
  9. Дети-жертвы, над которыми тихо издеваются в детском саду, придя в школу, приносят с собой негативный сценарий, почти всегда чувствуют себя беспомощными, плохо адаптируются в школе и, как правило, снова становятся жертвами издевательств. Иногда, напротив, попадая в коллектив незнакомых детей в школе, где роли еще не сложились, такие дети резко меняются, быстро занимают позицию булли (зачинщика) и сами организуют травлю по сценарию, который пережили сами в детском саду.
  10. Более 60% детей-жертв буллинга уверены, что педагоги все видят и обо всем знают, но не хотят помочь, потому что им все равно. Это наносит непоправимый урон психике и оказывает огромное негативное влияние на личность будущего взрослого.
  11. Большинство детей буллят (травят, не принимают) лишь за то, что они выглядят или разговаривают, или одеты не так, как большинство; Иногда жертвами становятся успешные дети, которых педагоги часто ставят в пример другим, которые ведут себя не так, как большинство сверстников, уходят на дополнительные занятия с середины дня, участвуют в мероприятиях и т.д.
  12. Большинство ситуаций детской жизни кажутся педагогу, взрослому человеку, с высоты его жизненного опыта незначительными и не стОящими вмешательства. Этим умело пользуются маленькие зачинщики-заговорщики.
  13. Чтобы не рассказывать о происходящем, не переживать унижение вновь, более 80% детей-жертв говорят, что проблем нет, их устраивает их роль в коллективе и отношение к ним сверстников.
  14. Если взрослые помогут ребенку научиться отстаивать себя, в школьном возрасте ему будет проще. Если нет, психологический якорь «жертвы» будет тянуться за ним долгие годы школьной, затем взрослой жизни.
  15. Дети-жертвы никогда не научатся себя отстаивать, сначала силы неравны, затем – психологическая деформация личности.


Если ничего не предпринимать


Когда к педагогу обращаются родители, когда о травле сказал сам ребенок, когда педагог нечаянно выявил факт травли, о котором не знал, крайне важно сразу предпринимать меры. Если ничего не предпринимать в надежде «само пройдет», «все через это в детстве прошли», то происходит следующее.

Дети-булли и группа помощников понимают:
  • что педагоги ничего не замечают или согласны
  • педагоги не хотят связываться, боятся родителей
  • агрессия – лучший способ достижения цели и подчинения других
  • права есть только у сильных и воспитатели это понимают
  • воспитатель не понимает, что происходит
  • воспитатель не знает, что делать
  • воспитатель ничего не могут противопоставить их действиям
  • воспитателям выгодно не ввязываться
  • воспитатель зависит от родителей зачинщиков
  • можно продолжать травлю
  • жертву можно добивать, за то, что посмела пожаловаться, повторно жаловаться больше не пойдет, это бессмысленно, педагоги устранились
  • можно и нужно выбрать еще одну жертву из числа тех, кто нейтрален или сочувствует жертве, будет веселее
  • над некоторыми педагогами (пожилыми и т.д.) тоже можно поиздеваться, все равно наказания не будет


  • Дети–изгои понимают:
  • жертве никто не поможет, ей никто не верит
  • воспитателям «наплевать» на детей
  • права есть только у тех, кто громко кричит и никого не боится
  • агрессия лучший способ решения проблем, «кто сильнее проявляет агрессию, того боятся и уважают, тот и прав»
  • воспитатели не хотят противостоять агрессии
  • воспитатели не умеют противостоять наглости
  • зря пожаловались, ничего не изменилось, только ябедами вдобавок дразнить будут
  • справедливости нет
  • они один на один со своей проблемой
  • воспитатели верят буллерам


  • Далее классика – агрессоры, чувствуя безнаказанность стараются еще больше, приходит азарт, у ребенка жертвы - отчаяние, психосоматические заболевания.

    Дети-наблюдатели поняли:
  • с агрессорами лучше не связываться, они сильнее, даже воспитатели не связываются
  • справедливости нет, воспитателям выгодно не вмешиваться
  • детей-изгоев поддерживать морально нельзя и лучше держаться подальше и не показывать своей симпатии или сожалений, иначе сами станешь жертвой


  • Далее классика:
  • часть наблюдателей присоединятся к группе тех, кто травит, надежнее быть в компании булли, рядом с сильным не страшно, все можно, его даже воспитатели боятся и кроме уговоров «Давайте жить дружно» ничего не могут сделать;
  • наблюдатели не защищают и не поддерживают жертву (они считают: поддерживают жертву опасно, самого сделают жертвой и никто не поможет)
  • наблюдатели начинают уважать сильного агрессора, в их глазах агрессор – победитель (наказания не последовало)
  • наблюдатели начинают копировать сильного агрессора.



  • Читать далее     Назад