Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Стратегии и алгоритмы
СТРАТЕГИИ И АЛГОРИТМЫ
Стратегия
развития социального интеллекта школьника

Этап аналитический
  • Анализ уровня сформированности у школьников социального интеллекта (методом наблюдения или используя тестовые методики, например, по определению уровня развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте (ИТСИ);
    определяем, какие знания имеются и применяются, какие умения, навыки у школьников сформированы хорошо/недостаточно; планируем объем работы (какие навыки предстоит сформировать в соответствии с возрастом).

  • Анализ уровня сформированности предпосылок предпосылок (условий) для развития социального интеллекта, необходимости их формирования.

  • Этап подготовительный
    Формирование предпосылок для развития социального интеллекта (формируем: способности к согласованным действиям с учетом позиции других; способности к обоснованию причин собственных действий в отношении других людей как реакции на их поступки).

    Этап 1
    Формирование умений, навыков правильного взаимодействия со взрослыми и со сверстниками для достижения своей цели.
    На примерах и/или в смоделированных ситуациях учим младших школьников правильно обращаться за помощью к взрослым, подростков – обращаться за помощью по ситуации (не обязательно к педагогу, например, к полицейскому), правильно отстаивать себя в сложных ситуациях, правильно начинать общение с незнакомыми людьми, в чужой среде и т.д.

    Этап 2
    Формирование навыков эффективного поведения в конфликте
    Механизм: Рассказываем, как правильно вести себя в конфликте, анализируем вместе с детьми правильное и неправильное поведение в конфликте в сюжетах знакомых детям произведений/фильмов, затем моделируем аналогичную ситуацию и, репетируя с детьми приемы эффективного поведения, формируем умение, затем моделируем несколько разных ситуаций и «проигрывая» их, формируем навык.

    Этап 3
    Формирование умений и навыков договариваться
    Механизм: тот же.

    Этап 4
    Обучение соблюдению границ в общении
    Механизм: тот же.
    Дополнение. Для успешного социального взаимодействия ребенку очень важно научиться понимать границы личного пространства других людей и стараться их не нарушать. Особенно это касается границ незнакомых людей: в общественных местах, на улице, в ресторане, в самолете, в поезде. Требуя от ребенка соблюдения внешних границ, мы тем самым даем импульс к формированию у ребенка внутреннего самоконтроля, умения следить за собой, справляться со своими импульсами, эмоциональными порывами (особенно важно для подростков). На примерах и/или в смоделированных ситуациях учим ребенка определять границы других, учим справляться со своими порывами, показываем на примерах, куда, в какую деятельность ребенок может канализировать свою энергию.

    Этап 5
    Обучение пониманию собственных чувств и чувств других людей.
    Механизм: тот же.
    Дополнение. Объясняем на примерах, что жизнь уже сейчас ставит задачи, для выполнения которых необходимо чего-то добиваться от людей с разными взглядами, ценностями и характером. Чтобы успешно справляться с этими задачами, ребенку необходимо уметь понимать свои чувства и чувства других людей, уметь предвидеть поведение других людей, оценивать их намерения и определять, кому можно доверять, а кому нет. Умение распознавать свои чувства — это очень полезный навык для ребенка. Научившись понимать свои чувства, ребенок сможет научиться понимать чувства других людей. Моделируем ситуацию и анализируем вместе с ребенком, что он чувствует (радость, гнев, обиду и т.д.), почему он испытывает такие чувства. Затем моделируем похожую ситуацию, в которой ребенку предстоит распознать чувства других детей, взрослых людей и проанализировать, что вызвало такие чувства.

    Этап 6
    Обучение ребенка сдерживать проявление эмоций, контролировать свое поведение
    Механизм: тот же.

    Этап 7
    Обучение ребенка выходить из трудных (для ребенка) жизненных ситуаций
    Механизм: тот же.

    Этап 8
    Формирование социального иммунитета.

    Алгоритм
    формирования социального иммунитета

    Этап подготовительный.
    Анализируем уровень сформированности социального иммунитета. (Методом наблюдения обычно бывает достаточно для общих выводов.)

    Этап 1. Формирование знаний.
    Рассказываем о «рисках», о правильном поведении в непредвиденных ситуациях, о правильном отношении к нестандартным реакциям со стороны других. Показываем на примерах и разъясняем, что нестандартная или неожиданная (для ребенка) реакция другого человека – это не хорошо для самого ребенка и не плохо. Объясняем детям, особенно младшим школьникам, что отношения с людьми — это всегда риск быть неправильно понятым, не (сразу/всегда) принятым, но это риск, которого дети НЕ ДОЛЖНЫ опасаться или избегать.

    Этап 2. Формирование умений.
    Учим детей (репетируем с детьми) спокойно, без тревоги, без утраты уверенности в себе и чувства безопасности, реагировать на любые непредвиденные ситуации в общении.
    Дети должны в итоге понять, что все люди (и дети, и взрослые) разные, кому-то человек приятен, а кого-то может раздражать и отталкивать. Кто-то может относиться доброжелательно, а кто-то окажется недружелюбным. Это не хорошо и не плохо. Не все люди одинаковые, не все люди такие, как сам ребенок. В таких смоделированных и отработанных ситуациях ребенок приобретает социальный иммунитет, сохраняет чувство безопасности, уверенности в себе, желание продолжать контактировать с социумом.

    Этап 3. Формирование навыков.
    Доводим до автоматизма умение детей (т.е. формируем навык) правильно реагировать на нестандартное повеление/отношение людей.
    Искусственно моделируем разные ситуации, когда «что-то в общении пошло не так» и многократно репетируем с детьми умение адекватно реагировать на различные нестандартные ситуации общения (часто это ситуации, когда дети, часто неадаптированные «домашние» младшие школьники, получая в ответ не ту реакцию, которую ожидали, теряют уверенность в себе, отказываются применять приобретенное умение). При проигрывании смоделированной ситуации показать ребенку, когда лучше отступить в сторону, когда нужно договориться и пойти на компромисс, когда активно настаивать на своем и прямо высказывать свое мнение.

    Формируем у детей через действие, «репетиции», через проигрывание разных смоделированных ситуаций арсенал способов реагирования и совладания с разными нестандартными ситуациями. Чем разнообразней опыт детей, чем больше было репетиций, тем легче ему будет выйти в жизнь.


    Назад