Стратегия
развития социального интеллекта у ребенка
развития социального интеллекта у ребенка
Этап 0 (аналитический)
Анализ уровня сформированности у детей социального интеллекта
(например, методом наблюдения или используя Игровой тест по определению уровня развития социального интеллекта в дошкольном и младшем школьном возрасте (ИТСИ).
Определяем, какие знания имеются и применяются, какие умения, навыки у детей сформированы хорошо/недостаточно. Планируем объем работы (какие навыки предстоит сформировать в соответствии с возрастом).
Определяем, какие знания имеются и применяются, какие умения, навыки у детей сформированы хорошо/недостаточно. Планируем объем работы (какие навыки предстоит сформировать в соответствии с возрастом).
Этап 0 (подготовительный)
Формирование предпосылок для развития социального интеллекта
(формируем: способности к согласованным действиям с учетом позиции других; способности к обоснованию причин собственных действий в отношении других людей как реакции на их поступки).
Этап 1
Формирование умений, навыков правильно взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками для достижения своей цели.
На примерах и/или в смоделированных ситуациях учим ребенка правильно просить помощи, правильно отстаивать себя, правильно знакомиться и т.д.
Этап 2
Формирование навыков эффективного поведения в конфликте
Рассказываем, как правильно вести себя в конфликте, анализируем на примере сюжетов мультфильмов, сказок ошибки поведения героев в конфликте, моделируем ситуацию и формируем умение, моделируем несколько разных ситуаций и, репетируя с детьми приемы эффективного поведения, формируем навык.
Этап 3
Формирование умений и навыков договариваться
Этап 4
Обучение соблюдению границ в общении
Для успешного социального взаимодействия ребенку очень важно научиться понимать границы личного пространства других людей и стараться их не нарушать. Особенно это касается границ незнакомых людей: в общественных местах, на улице, в ресторане, в самолете, в поезде. Требуя от ребенка соблюдения внешних границ, мы тем самым даем импульс к формированию у ребенка внутреннего самоконтроля, умения следить за собой, справляться со своими импульсами, эмоциональными порывами. На примерах и/или в смоделированных ситуациях учим ребенка определять границы других, учим справляться со своими порывами, показываем на примерах, куда, в какую деятельность ребенок может канализировать свою энергию.
Этап 5
Обучение пониманию собственных чувств и чувств других людей
Объясняем на примерах, что жизнь уже сейчас ставит перед ребенком задачи, для выполнения которых необходимо чего-то добиваться от людей с разными взглядами, ценностями и характером. Чтобы успешно справляться с этими задачами, ребенку необходимо уметь понимать свои чувства и чувства других людей, уметь предвидеть поведение других людей, оценивать их намерения и определять, кому можно доверять, а кому нет. Умение распознавать свои чувства — это очень полезный навык для ребенка. Научившись понимать свои чувства, ребенок сможет научиться понимать чувства других людей. Моделируем ситуацию и анализируем вместе с ребенком, что он чувствует (радость, гнев, обиду и т.д.), почему он испытывает такие чувства. Затем моделируем похожую ситуацию, в которой ребенку предстоит распознать чувства других детей, взрослых людей и проанализировать, что вызвало такие чувства.
Этап 6
Обучение ребенка сдерживать проявление эмоций, контролировать свое поведение
Этап 7
Обучение ребенка выходить из трудных (для ребенка) жизненных ситуаций
Этап 8
Формирование социального иммунитета.
Алгоритм
формирования социального иммунитета
формирования социального иммунитета
1. Анализируем уровень сформированности социального иммунитета.
(Методом наблюдения обычно бывает достаточно для выводов.)
2. Рассказываем о «рисках» и правильном поведении в непредвиденных ситуациях, а также правильном отношении к нестандартным реакциям со стороны других.
(Объяснить ребенку заранее, что отношения с людьми — это всегда риск, которого дети НЕ ДОЛЖНЫ опасаться или избегать.)
3. Показываем на примерах и объясняем, что нестандартная или неожиданная (для ребенка) реакция другого человека – это не хорошо для самого ребенка и не плохо. Учим ребенка спокойно реагировать на любые непредвиденные ситуации в общении.
(Дети должны понимать, что все люди (и дети, и взрослые) разные, кому-то человек приятен, а кого-то может раздражать и отталкивать. Кто-то может относиться доброжелательно, а кто-то окажется недружелюбным. Это не хорошо и не плохо. Не все люди одинаковые, не все люди такие, как сам ребенок. В таких смоделированных и отработанных ситуациях ребенок приобретает социальный иммунитет, сохраняет чувство безопасности, уверенности в себе, желание продолжать контактировать с социумом.)
4. Искусственно моделируем ситуации, когда «что-то «пошло не так» и учим ребенка адекватно реагировать в различных ситуациях общения (ситуации, когда ребенок при обращении к незнакомому взрослому, к детям на 1-2 года старше по возрасту, при знакомстве и т.д. получает в ответ не ту реакцию, которую ожидал и теряется, отказывается применять приобретенное умение.) Показать ребенку при проигрывании смоделированной ситуации, когда лучше отступить в сторону, когда нужно договориться и пойти на компромисс, когда активно настаивать на своем и прямо высказывать свое мнение.
5. Формируем у ребенка посредством «репетиций», через проигрывание смоделированных ситуаций арсенал способов реагирования и совладания с разными нестандартными ситуациями. Чем разнообразней опыт ребенка, чем больше у него было репетиций, тем легче ему будет выйти в жизни.
Назад