Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Стратегии и алгоритмы
СТРАТЕГИИ И АЛГОРИТМЫ
Алгоритм
помощи ребенку, переживающему из-за конфликта со сверстниками

  1. Спросите ребенка о том, что его беспокоит. Заранее скажите, что обязательно сделаете для него то, что в Ваших силах.
  2. Выслушайте ребёнка.
  3. Дайте ребенку возможность выговориться.
  4. Ищите вместе с ребенком причину конфликта. Спрашивайте, в чем, по его мнению, причина, и как он видит разрешение ссоры.
  5. Объясните ребенку, что часто серьезных причин для конфликта нет, конфликты происходят по недоразумению или из-за нежелания уступать или, когда трудно понять друг друга.
  6. Подскажите ребенку, как можно организовать примирение: самостоятельно поговорить тет-а-тет; Вы готовы помочь.
  7. Помогите ему подготовиться к разговору, посоветуйте, что и как сказать.
  8. В ситуации «все против одного» обязательно проводите примирительную беседу сами.
Алгоритм
помощи ребенку, переживающего из-за конфликта с педагогом

  1. Поговорите сначала индивидуально с ребёнком. Решите вместе с ребенком - Вы вместе идете для разговора к коллеге и Вы помогаете ребенку урегулировать ситуацию, или он пойдет сам, а Вы поспособствуете встрече.
  2. Поговорите с учителем-коллегой наедине без ребенка.
    • Найдите решение, которое устроит учителя и на которое согласится ребенок (родители ребенка, если конфликт затянется и решать придется уже с участием родителей).
    • Выясните у коллеги, чего он ожидает от ребенка, что должен сделать ребенок, и на что готов сам педагог, чтобы конфликт не повторился.
  3. Организуйте ребенку встречу с коллегой, где ребенок сможет поговорить с учителем. Перед встречей напомните ребенку, что его главная цель – не выяснять, кто виноват, а договориться с педагогом, что делать и чего не делать, чтобы конфликт а) разрешился и ни у кого не было взаимных претензий, б) конфликт не повторился. Напомните ребенку, что ему важно усвоить, как в общении с этим педагогом-предметником вести себя дальше, чтобы не спровоцировать новый конфликт. Если ребенок не понимает «как…» или делает вид, что не понимает, объясните прямо и по пунктам (новые проблемы не нужны ни Вам, ни коллеге, ни ребенку, ни родителям ребенка).
  4. Проконтролируйте, чтобы ребенок (в идеале и педагог) выполнили взятые на себя обещания и конфликт действительно был исчерпан.
  5. Если ситуация разрешилась быстро, а ребенок просил Вас не сообщать родителям, не сообщайте. Большинству родителей важно, чтобы школа не доставляла проблем, а ребенок будет действительно искренне Вам благодарен.
Алгоритм
помощи ребенку, переживающего из-за длительной ситуации неуспеха

  1. 1. Предложите ребенку поделиться с вами его негативными эмоциями по поводу произошедших неудачных и неприятных ситуаций. Пусть он расскажет вам о своих переживаниях, мыслях (отработка отрицательных чувств), это облегчит его психологическое состояние. Помогите ребенку ответить на следующие вопросы:
    • «Как я привлек эту ситуацию в свою жизнь?»;
    • «Как я могу в дальнейшем избежать подобных ситуаций?»;
    • «Что я могу сейчас изменить? Что и как сделать по-другому, чтобы это не повторилось?».
  2. Тщательно проанализируйте вместе с ребенком сложившуюся ситуацию неуспеха.
  3. Помогите ребенку спланировать, как разрешить ситуацию неуспеха, что именно пошагово нужно сделать, чтобы выйти из нее. Выясните, чем можете помочь Вы лично, родители, одноклассники. Если помощь других действительно нужна и окажется полезной, организуйте ее.
  4. Поддерживайте ребенка весь период, пока он не справится и не завершит ситуацию (пересдаст сложные контрольные, помирится с классом, смирится с проигрышем на важных соревнованиях и т.д.).
  5. Искусственно создайте несколько ситуаций успеха для ребенка, чтобы повысит его самооценку.
  6. Заведите вместе с ребенком «Книгу достижений». Пусть ребенок каждый день добавляет в нее информацию обо всех своих даже самых незначительных достижениях, покажите ему, как правильно увидеть незначительные ежедневные достижения.
  7. Научите ребенка видеть хорошее во всем. Покажите на примере, как это делать. Спрашивайте его каждый день о том, что хорошего произошло. Если не видит сам, задавайте наводящие вопросы, показывая, чем для него хороша ситуация, которую он не заметил.
  8. Продумайте вместе с ребенком, какие еще действия он может предпринять. Запишите их и проследите, чтобы ребенок их выполнял, а не ограничился разговором. Из длительной ситуации неуспеха выход тоже длительный.
Алгоритм
помощи подростку, остро переживающего из-за ситуации публичного позора

  1. Поговорите с ребенком подробно о ситуации, из-за которой он переживает, выясняя детали случившегося.
  2. Дайте ребенку выговориться и проговорить свои чувства в настоящий период, проговорить свои опасения по поводу возможных последствий.
  3. Оцените вместе с ребенком ситуацию его позора в настоящем.
  4. Оцените вместе с ребенком нынешнюю ситуацию его позора в будущем.
  5. Помогите ребенку взглянуть на болезненную ситуацию с другой стороны.
  6. Вспомните вместе с ребенком все ситуации успеха из школьной жизни, в которых он проявил себя с наилучшей стороны, чтобы поднять самооценку.
  7. Заверьте ребенка, что ситуация позора, приключившаяся с ним – это всего лишь небольшая жизненная ступенька, о которую он нечаянно споткнулся, но которую он может с легкостью преодолеть и двигаться дальше вверх по лестнице жизни.
  8. Искусственно создавайте для ребенка ситуации успеха, в которых он мог бы себя проявить наилучшим перед классом способом.
Алгоритм
помощи ребенку, переживающему невосполнимую утрату

  1. Оказывайте ребенку, находящемуся в ситуации утраты, постоянное, но не навязчивое внимание. Он нуждается в возможности выражать кому-то любые свои чувства (тоску, обиду, одиночество, злость и т.д.) и знать, что его чувства будут восприняты без предубеждения.
  2. Говорите с ребенком о его чувствах для того, чтобы облегчить его эмоциональное состояние в данной ситуации. Через какое-то время он сможет связно говорить о событии без эмоционального срыва и этим разговором облегчать свое состояние.
  3. Скажите ребенку, что не нужно сдерживать свои слезы, плач смягчает душевную боль.
  4. Не следует поверхностно успокаивать ребенка, формальные фразы разрушают эмоциональное объединение, лучше вместе помолчать, взяв ребенка за руку. Важно учитывать, что страдающий ребенок может отвергнуть любое участие, но предлагать помощь необходимо, как бы отмечая периодически: «Ты не один, я всегда рядом и готов(а) помочь».
  5. Не расценивайте негативные переживания, гнев, ярость, проявляющиеся у ребенка в ситуации утраты, как плохие или постыдные, а постарайтесь понять их подлинное происхождение (ребенок любит умершего и одновременно ненавидит его за свое одиночество).
  6. Объясните ребенку, что не нужно пугаться того, что на смену шоковой реакции к нему может прийти чувство злости. Любые разговоры о случившемся могут провоцировать у него агрессивные вспышки, раздражение. Злость связана с крушением планов, надежд, желаний, связанных с умершим человеком. Это чувство может свидетельствовать о глубине полученной травмы
  7. Попросите ребенка не стесняться проговорить свои негативные чувства в отношении людей, которые, по его мнению, виновны в трагическом событии. Только в этом случае будет снижаться его эмоциональное напряжение, и злость не направится на случайные объекты, а также на самого себя.
  8. Поясните ребенку, чтобы он не пугался периодически возникающего у него чувства, что умерший человек где-то рядом, что слышен его голос, или он заметил его в толпе людей на улице. Это характерное явление и он не сошел с ума.
  9. Обратите внимание на то, чтобы ребенок не оставался подолгу один во время перемены, желательно чтобы с кем-то ходил в школу и из школы.
  10. Дайте ребенку телефон психологической помощи: «Возьми на всякий случай, если вдруг захочется поговорить о том, о чем не можешь говорить с близкими или со мной...».
  11. Помогите ребенку «включиться в жизнь». Вовлекайте его в классные и внеклассные дела. Проследите за тем, чтобы он посещал различные секции, кружки, занятия по интересам. Давайте ему важные поручения. Это поможет ему «встряхнуться».


Назад