Стратегия
формирования социального иммунитета школьника
формирования социального иммунитета школьника
- Анализ наличия защитных возможностей у ребенка на момент начала работы и определение отсутствующих факторов, которые нужно сформировать. (Можно использовать метод наблюдения, анкетирование воспитателя, опрос родителей (анкетирование).
- Определение ограничений для взрослых, формирующих внутренние и внешние защиты ребенка. (Например, на основе перечня, предложенного в лектории).
- Определение полезных для ребенка ограничений и запретов, способствующих формированию социального иммунитета.
- Формирование у ребенка внешних защит. (Например, по алгоритму, предложенному в этом разделе).
- Формирование у ребенка внутренних защит. (Например, по алгоритму, предложенному в этом разделе).
- Накопление защитных возможностей ребенка (Дополнение, формирование новых защитных возможностей по мере взросления ребенка).
- Анализ сформированности внешних и внутренних защитных возможностей у ребенка (например, по предложенным алгоритмам).
Алгоритм
формирования внешних защит для
формирования социального иммунитета школьника
формирования внешних защит для
формирования социального иммунитета школьника
- Обеспечить ребенку поддержку (в семье/в школе).
- Организовать ребенку возможность общаться со взрослыми, когда ребенку это необходимо (нужно обратиться с проблемой, пожаловаться на притязания, травлю, получить совет).
- Организовать ребенку (совместно с родителями) возможность общаться пятью разными значимыми взрослыми (родители, воспитатели, психолог, родственники, тети/дяди, бабушки/дедушки), которым ребенок доверяет.
- Использовать в воспитании ребенка единые с родителями правила и требования.
- Организовать контроль со стороны взрослых (в семье, в школе).
- Сформировать в школе/классе/продленке, где ребенок проводит бОльшую часть дня (особенно в микрогруппе) благоприятный психологический микроклимат.
- Помочь родителям ребенка организовать досуг ребенка (посоветовать, помочь выбрать направление)
- Вовлекать родителей детей в совместные с ребенком мероприятия, организованные на базе школы.
- Помочь ребенку найти хороших друзей.
- Поощрять дополнительное образование ребенка по его интересам.
- Обучать ребенка безопасному пользованию сетью Интернет
- Формировать у ребенка навыки безопасного поведения
- Формировать навыки противостоять негативному давлению
Алгоритм
формирования внутренних защит для
формирования социального иммунитета школьника
формирования внутренних защит для
формирования социального иммунитета школьника
- Формировать у ребенка адекватную, реалистичную самооценку.
- Формировать у ребенка стрессоустойчивость, умение спокойно реагировать на жизненные неудачи и провалы.
- Формировать в ребенке оптимизм.
- Формировать у ребенка познавательный интерес (к исследованию новых мест, чтению, нестандартным решениям).
- Формировать уверенность в будущем благополучии.
- Поддерживать успехи ребенка, всегда давая право на ошибку.
- Формировать уверенность в получении помощи в случае необходимости.
- Формировать умение противостоять стрессу.
- Формировать умение находить друзей.
- Формировать умение отстаивать свое мнение и себя.
- Формировать навыки принятия самостоятельных решений.
- Формировать у ребенка умение делать свой собственный выбор, не идти на поводу, иметь свое мнение.
- Формировать навыки критического мышления, умение критически относиться к непроверенной информации.
- Формировать умение говорить «нет», противостоять давлению сверстников, умение спокойно реагировать на критику, насмешки
- Формировать навыки противостоять информационному давлению, дистанцироваться от негативной информации.
Алгоритм
анализа сформированности внешних защитных ресурсов
анализа сформированности внешних защитных ресурсов
Ответы «да» высвечивают наличие внешних защитных ресурсов.
Ответы «нет» - отсутствие внешних защитных ресурсов (требуется работа по формированию).
- У ребенка есть поддержка семьи (да/нет)
- У ребенка есть родители/педагоги, как образец социальных связей (да/нет)
- У ребенка доброжелательные взаимоотношения с родителями (да/нет)
- У ребенка доброжелательные взаимоотношения с педагогами (да/нет)
- Родители ребенка принимают участие родителей в жизни школы (да/нет)
- В школе положительный для ребенка микроклимат (да/нет)
- У родителей и у педагогов единые правила в воспитании ребенка (да/нет)
- За ребенком имеется контроль со стороны родителей (да/нет)
- За ребенком имеется контроль со стороны педагогов (да/нет)
- У ребенка организованный досуг(да/нет)
- У ребенка хорошие друзья (да/нет)
- У ребенка есть возможности получения дополнительного образования (да/нет)
- У ребенка имеются/формируются навыки критического мышления
- У ребенка сформирован/ формируется социальный интеллект
- У ребенка сформированы/формируются навыки безопасного поведения
- Ребенок огражден от вредного влияния СМИ и информации, причиняющей вред его психическому здоровью.
Алгоритм
анализа сформированности внутренних защитных ресурсов
анализа сформированности внутренних защитных ресурсов
Ответы «да» высвечивают наличие внешних защитных ресурсов.
Ответы «нет» - отсутствие внешних защитных ресурсов (требуется работа по формированию).
- Ребенок стремится к познанию нового
- Ребенок стремится помогать сверстникам и взрослым
- Ребенок умеет сопереживать другим
- У ребенка имеются навыки уверенного отстаивания своего мнения
- У ребенка имеются навыки принятия решений
- Ребенок умеет находить друзей
- У ребенка имеются навыки самостоятельного планирования (пусть в два шага)
- У ребенка адекватная самооценка
- Ребенок оптимист
- Ребенок умеет отстаивать себя
- Ребенок имеет навыки поведения в трудной для него ситуации
- Ребенок имеет навыки противостоять информационному давлению
- Ребенок имеет навыки противостоять стрессу
- Ребенок умеет принимать самостоятельные решения
- Ребенок умеет противостоять давлению сверстников
- Ребенок имеет навыки критического мышления, умеет проверять информацию
- Ребенок умеет правильно (без ущерба для психики и самооценки) воспринимать критику, делать выводы
- Ребенок не боится ошибок
- Ребенок умеет правильно (без ущерба для психики и самооценки) реагировать на негатив и недоброжелательное к себе отношение и делать правильные выводы.
Назад