Стратегия
развития социального интеллекта школьника
развития социального интеллекта школьника
Этап аналитический
определяем, какие знания имеются и применяются, какие умения, навыки у школьников сформированы хорошо/недостаточно; планируем объем работы (какие навыки предстоит сформировать в соответствии с возрастом).
Этап подготовительный
Формирование предпосылок для развития социального интеллекта (формируем: способности к согласованным действиям с учетом позиции других; способности к обоснованию причин собственных действий в отношении других людей как реакции на их поступки).
Этап 1
Формирование умений, навыков правильного взаимодействия со взрослыми и со сверстниками для достижения своей цели.
На примерах и/или в смоделированных ситуациях учим младших школьников правильно обращаться за помощью к взрослым, подростков – обращаться за помощью по ситуации (не обязательно к педагогу, например, к полицейскому), правильно отстаивать себя в сложных ситуациях, правильно начинать общение с незнакомыми людьми, в чужой среде и т.д.
Этап 2
Формирование навыков эффективного поведения в конфликте
Механизм: Рассказываем, как правильно вести себя в конфликте, анализируем вместе с детьми правильное и неправильное поведение в конфликте в сюжетах знакомых детям произведений/фильмов, затем моделируем аналогичную ситуацию и, репетируя с детьми приемы эффективного поведения, формируем умение, затем моделируем несколько разных ситуаций и «проигрывая» их, формируем навык.
Этап 3
Формирование умений и навыков договариваться
Механизм: тот же.
Этап 4
Обучение соблюдению границ в общении
Механизм: тот же.
Дополнение. Для успешного социального взаимодействия ребенку очень важно научиться понимать границы личного пространства других людей и стараться их не нарушать. Особенно это касается границ незнакомых людей: в общественных местах, на улице, в ресторане, в самолете, в поезде. Требуя от ребенка соблюдения внешних границ, мы тем самым даем импульс к формированию у ребенка внутреннего самоконтроля, умения следить за собой, справляться со своими импульсами, эмоциональными порывами (особенно важно для подростков). На примерах и/или в смоделированных ситуациях учим ребенка определять границы других, учим справляться со своими порывами, показываем на примерах, куда, в какую деятельность ребенок может канализировать свою энергию.
Дополнение. Для успешного социального взаимодействия ребенку очень важно научиться понимать границы личного пространства других людей и стараться их не нарушать. Особенно это касается границ незнакомых людей: в общественных местах, на улице, в ресторане, в самолете, в поезде. Требуя от ребенка соблюдения внешних границ, мы тем самым даем импульс к формированию у ребенка внутреннего самоконтроля, умения следить за собой, справляться со своими импульсами, эмоциональными порывами (особенно важно для подростков). На примерах и/или в смоделированных ситуациях учим ребенка определять границы других, учим справляться со своими порывами, показываем на примерах, куда, в какую деятельность ребенок может канализировать свою энергию.
Этап 5
Обучение пониманию собственных чувств и чувств других людей.
Механизм: тот же.
Дополнение. Объясняем на примерах, что жизнь уже сейчас ставит задачи, для выполнения которых необходимо чего-то добиваться от людей с разными взглядами, ценностями и характером. Чтобы успешно справляться с этими задачами, ребенку необходимо уметь понимать свои чувства и чувства других людей, уметь предвидеть поведение других людей, оценивать их намерения и определять, кому можно доверять, а кому нет. Умение распознавать свои чувства — это очень полезный навык для ребенка. Научившись понимать свои чувства, ребенок сможет научиться понимать чувства других людей. Моделируем ситуацию и анализируем вместе с ребенком, что он чувствует (радость, гнев, обиду и т.д.), почему он испытывает такие чувства. Затем моделируем похожую ситуацию, в которой ребенку предстоит распознать чувства других детей, взрослых людей и проанализировать, что вызвало такие чувства.
Дополнение. Объясняем на примерах, что жизнь уже сейчас ставит задачи, для выполнения которых необходимо чего-то добиваться от людей с разными взглядами, ценностями и характером. Чтобы успешно справляться с этими задачами, ребенку необходимо уметь понимать свои чувства и чувства других людей, уметь предвидеть поведение других людей, оценивать их намерения и определять, кому можно доверять, а кому нет. Умение распознавать свои чувства — это очень полезный навык для ребенка. Научившись понимать свои чувства, ребенок сможет научиться понимать чувства других людей. Моделируем ситуацию и анализируем вместе с ребенком, что он чувствует (радость, гнев, обиду и т.д.), почему он испытывает такие чувства. Затем моделируем похожую ситуацию, в которой ребенку предстоит распознать чувства других детей, взрослых людей и проанализировать, что вызвало такие чувства.
Этап 6
Обучение ребенка сдерживать проявление эмоций, контролировать свое поведение
Механизм: тот же.
Этап 7
Обучение ребенка выходить из трудных (для ребенка) жизненных ситуаций
Механизм: тот же.
Этап 8
Формирование социального иммунитета.
Алгоритм
формирования социального иммунитета
формирования социального иммунитета
Этап подготовительный.
Анализируем уровень сформированности социального иммунитета. (Методом наблюдения обычно бывает достаточно для общих выводов.)
Этап 1. Формирование знаний.
Рассказываем о «рисках», о правильном поведении в непредвиденных ситуациях, о правильном отношении к нестандартным реакциям со стороны других. Показываем на примерах и разъясняем, что нестандартная или неожиданная (для ребенка) реакция другого человека – это не хорошо для самого ребенка и не плохо.
Объясняем детям, особенно младшим школьникам, что отношения с людьми — это всегда риск быть неправильно понятым, не (сразу/всегда) принятым, но это риск, которого дети НЕ ДОЛЖНЫ опасаться или избегать.
Этап 2. Формирование умений.
Учим детей (репетируем с детьми) спокойно, без тревоги, без утраты уверенности в себе и чувства безопасности, реагировать на любые непредвиденные ситуации в общении.
Дети должны в итоге понять, что все люди (и дети, и взрослые) разные, кому-то человек приятен, а кого-то может раздражать и отталкивать. Кто-то может относиться доброжелательно, а кто-то окажется недружелюбным. Это не хорошо и не плохо. Не все люди одинаковые, не все люди такие, как сам ребенок. В таких смоделированных и отработанных ситуациях ребенок приобретает социальный иммунитет, сохраняет чувство безопасности, уверенности в себе, желание продолжать контактировать с социумом.
Дети должны в итоге понять, что все люди (и дети, и взрослые) разные, кому-то человек приятен, а кого-то может раздражать и отталкивать. Кто-то может относиться доброжелательно, а кто-то окажется недружелюбным. Это не хорошо и не плохо. Не все люди одинаковые, не все люди такие, как сам ребенок. В таких смоделированных и отработанных ситуациях ребенок приобретает социальный иммунитет, сохраняет чувство безопасности, уверенности в себе, желание продолжать контактировать с социумом.
Этап 3. Формирование навыков.
Доводим до автоматизма умение детей (т.е. формируем навык) правильно реагировать на нестандартное повеление/отношение людей.
Искусственно моделируем разные ситуации, когда «что-то в общении пошло не так» и многократно репетируем с детьми умение адекватно реагировать на различные нестандартные ситуации общения (часто это ситуации, когда дети, часто неадаптированные «домашние» младшие школьники, получая в ответ не ту реакцию, которую ожидали, теряют уверенность в себе, отказываются применять приобретенное умение). При проигрывании смоделированной ситуации показать ребенку, когда лучше отступить в сторону, когда нужно договориться и пойти на компромисс, когда активно настаивать на своем и прямо высказывать свое мнение.
Искусственно моделируем разные ситуации, когда «что-то в общении пошло не так» и многократно репетируем с детьми умение адекватно реагировать на различные нестандартные ситуации общения (часто это ситуации, когда дети, часто неадаптированные «домашние» младшие школьники, получая в ответ не ту реакцию, которую ожидали, теряют уверенность в себе, отказываются применять приобретенное умение). При проигрывании смоделированной ситуации показать ребенку, когда лучше отступить в сторону, когда нужно договориться и пойти на компромисс, когда активно настаивать на своем и прямо высказывать свое мнение.
Формируем у детей через действие, «репетиции», через проигрывание разных смоделированных ситуаций арсенал способов реагирования и совладания с разными нестандартными ситуациями. Чем разнообразней опыт детей, чем больше было репетиций, тем легче ему будет выйти в жизнь.
Назад