Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Стратегии и алгоритмы
СТРАТЕГИИ И АЛГОРИТМЫ
Стратегия
урегулирования конфликта
с использованием элементов медиативной технологии
(действия и цели педагога)


 

Цели педагога

Действия педагога

Этап 1

  1. Помочь обоим детям облечь эмоции в словесную форму, проговорить негатив.
  2. Самому педагогу понять истинные причины конфликта, услышать и понять, одинаково ли оба ребенка видят причины конфликта, понимают ли оба ребенка причины конфликта. Самому педагогу понять причины, которые нужно устранить при разрешении конфликта.
  3. Подвести детей к пониманию истинных причин конфликта и нацелить их на устранение причин.
  1. Дать обоим детям возможность рассказать воспитателю, что случилось и в чем причина конфликта (по мнению ребенка).
  2. Дать возможность обоим детям высказать претензии друг к другу, обиды.
  3. Дать обоим детям понять, что именно спровоцировало конфликт между ними (из-за чего ссора). Объяснить обоим детям, что устранив причины, можно избежать повторения конфликта.

Этап 2

1. Не решать конфликт за детей, а научить детей, как решить спор самостоятельно, как договориться, кто и что сделает для примирения.

1. Дать обоим детям по очереди высказать предложения по разрешению конфликта. Не допускать повторной ссоры вновь пока дети высказывают свои предложения.

2. Помочь каждому из двух детей сформулировать предложения (каждый из двух детей должен предложить конкретные действия, сказать словами, что именно ребенок ожидает от другого, чтобы считать конфликт исчерпанным, и на что готов сам).

3. Следить за тем, чтобы каждый ребенок не только высказал свои ожидания, но и сказал, на что готов сам для разрешения конфликта. *

Этап 3

1. Профилактика повторных конфликтов.

2. Обучение разрешению споров без конфликтов.

1. Следит, чтобы дети примирились.

2. Сообщает детям о том, что в случае повторения ситуации, которая провоцирует конфликт, каждый ребенок может подойти и попросить помочь разобраться без конфликта. **



* Дети могут не соглашаться с предложениями друг друга, нужно предложить детям назвать несколько вариантов примирения (помочь, предложить возможные варианты примирения). Затем предложить детям выбрать тот вариант, который устроит обоих. Ультиматумов быть не должно. Об ребенка должны добровольно согласиться выполнить то, о чем договорились.
После того, как каждый сформулировал свои ожидания и пути прекращения конфликта, педагог помогает найти из числа предложенных детьми те действия, которые устроят обоих детей, на которые дети согласны добровольно.
** На всю примирительную беседу с детьми обычно педагог затрачивает не более 15 минут.
*** Воспитателю важно помнить, что цель использования медиативных техник не только примирение (можно помирить любым способом), но формирование у детей с дошкольного возраста культуры ненасильственного разрешения конфликтов, осознания детьми того, что все можно решить без драк и насилия.


Действия и фразы-клише
(шпаргалка для педагога)


 

Действия педагога

Фразы-клише педагога

Этап 1

  1. Дает обоим детям возможность рассказать воспитателю, что случилось и в чем причина конфликта (по мнению ребенка).*


  2. Дает возможность обоим детям высказать претензии друг к другу, обиды.


  3. Дает обоим детям понять, что именно спровоцировало конфликт между ними (из-за чего ссора). Показать наводящими вопросами, в чем истинная причина конфликта. Объяснить обоим детям, что устранив причины, можно избежать повторения конфликта.
«Расскажите, что случилось? Первым расскажет Вася, затем расскажешь ты Петя. Я вас обоих выслушаю. Вы тоже должны выслушать друг друга, не перебивая. Вася, что случилось?».

«Петя, за что ты обижен на Васю?»
«Вася, из –за чего ты обижен на Петю?»

«Петя, за что ты ударил Васю? В чем причина драки?»
«Вася, в чем причина драки?»
«Вы оба поторопились и не заметили друг друга. Причина драки в том, что вы оба были невнимательны. Правильно?»

Этап 2

 

1. Дает возможность обоим детям по очереди высказать свои предложения по разрешению конфликта. Не допускает повторной ссоры, когда дети высказывают свои предложения.

2. Помогает каждому из двух детей сформулировать предложения (каждый из двух детей должен предложить конкретные действия, сказать словами, что именно ребенок ожидает от другого, чтобы считать конфликт исчерпанным, и на что готов сам). ** Если дети не могут предложить путей примирения, педагог подсказывает, как в подобных ситуациях поступают другие дети. Предлагает выбрать вариант примирения, который устроит обоих.

«Вася, что должен сделать Петя, чтобы ты на него больше не обижался? На что ты готов сделать сам, чтобы вы с Петей больше не ссорились?»

«Петя, что должен сделать Вася, чтобы ты на него больше не обижался? На что ты готов сделать сам, чтобы вы с Васей больше не ссорились?»

«Я помогу. Продолжи мою фразу: «Я хочу, чтобы Вася…., тогда я ….»

«Не знаешь, что поможет тебе не злиться на Петю? Например, некоторые ребята в такой ситуации… »

«Давайте вместе выберем, что реально может сделает каждый из вас из того, что вы оба предложили»

«Поможет ли это помириться и больше не драться и не обижаться друг на друга?»

Этап 3

 

Обобщает, до чего договорились. Объявляет примирение.

Сообщает обоим детям о том, что в случае повторения ситуации, которая провоцирует конфликт, каждый ребенок может подойти и попросить помочь разобраться без конфликта.

 

«Петя и Вася, причина драки в невнимательности обоих. Вы договорились, что оба будете внимательнее на лестнице. ***Петя не будет толкать Васю. Вася не будет начинать драку, не разобравшись. Вы извинились друг перед другом и помирились. Так? Причин для обид друг на друга больше нет?

«Давайте договоримся. Если снова случится так, что вы поссоритесь и не сможете договориться, вы не деретесь, а подходите ко мне. Мы выясним причину. Это сразу помогает помириться. Хорошо, Вася? Петя?»

«Если кто-то из вас снова будет затевать ссору из-за вчерашнего недоразумения на лестнице, подойдите ко мне, скажите об этом. Мы поговорим и разрешим все без драк и конфликтов. Вася? Петя?» ****



*Педагогу обычно все понятно и причины ясны. Разговор нужен для того, чтобы дети проговорили словами свои эмоции («выпустили пар»).
** Педагог разговаривает с обоими конфликтующими детьми для достижения договоренности о том, как разрешить конфликт в интересах каждого, на какие конкретные действия готовы дети добровольно, чтобы каждый считал конфликт разрешенным и не стремился отомстить или затаить обиду за несправедливое решение. Это нужно для того, чтобы конфликт не повторился.
*** Важно обобщить для обоих детей причину их конфликта, потому что каждый на эмоциях слышит только себя и думает только о своих обидах. В 90% случаев дети, высказав свои эмоции, услышав от воспитателя причину, удивляются истинной причине конфликта и соглашаются, что можно было все решить миром.
****Важно, чтобы каждый из детей в завершение разговора понял, что нельзя затевать самостоятельные «разборки, драки», потому что воспитатель разрешил второму подойти и сообщить о повторении конфликта. (взрослые понимают, что нельзя затевать самосуд, дети должны понимать то же самое).


Типичные ошибки педагога,
совершение которых не позволит достичь цели формирования у детей культуры ненасильственного разрешения конфликтов


  1. Высказывать свои эмоции по поводу поведения детей или по поводу случившегося конфликта. (Это не позволяет достичь целей примирения и формирования у детей культуры ненасильственного разрешения конфликтов, затягивает примирительный разговор, не приносит результата формирования культуры, нервирует и педагога, и детей).
  2. Долго выслушивать одного ребенка и долго не давать сказать другому. Терпение у детей быстро заканчивается, особенно, если они не согласны с тем, что говорит второй.
  3. Угрожать разбирательством у заведующей, сообщением родителям, «полицией», если дети не смогут договориться.
  4. Не доводить до результата (примирения) начатый разговор (незавершенный разговор либо завершается новым конфликтом и ситуация для педагога усугубляется, либо непонятен детям, в любом случае цель не достигается);
  5. Разрешать третьим лицам (даже и особенно) родителям одного из детей присутствовать при примирительном разговоре. (Для детей это неравенство сил и дополнительный раздражитель, разрешить спор миром, соблюсти интересы каждого не удастся).
  6. Судить «кто прав, кто виноват», выяснять «кто первый начал». (Это, во-первых, не позволяет достичь цели ненасильственного разрешения конфликта. Во –вторых, для примирения по взаимной договоренности сторон не важно «кто первый начал», конфликт уже состоялся и прошлого не вернешь, а цель разговора – договориться, как общаться дальше без конфликтов и помириться).
  7. Навязывать свой вариант решения конфликта (обычно случается, когда дети не предлагают ни одного решения) «Разошлись по разным сторонам и не подходите друг к другу, раз не умеете нормально играть!» (Это не вариант ненасильственного разрешения конфликта силами самих же конфликтующих детей.)
  8. Откладывать примирительную беседу с детьми на следующий день.


6 важных моментов


  1. Оба ребенка во время разговора с воспитателем обязательно должны слушать рассказ друг друга о том, что случилось (из-за чего возник конфликт), вне зависимости от того, согласен один участник конфликта с мнением другого или вне зависимости от того, нравится услышанное или нет. Педагог каждому даст возможность высказать свое мнение. (Слушая друг друга, дети понимают, как видит конфликтую ситуацию другой).
  2. Оба ребенка обязательно должны выслушать претензии и обиды друг друга. (Слушая друг друга, дети понимают, за что обижен другой, что не нравится другому, понимают, что именно обидело другого, что раздражает и т.д.).
  3. Педагог во время разговора с обоими детьми наводящими вопросами дает обоим детям услышать и понять чувства друг друга; дает детям понять, что в действительности спровоцировало между ними конфликт.
  4. Оба ребенка должны в процессе примирительной беседы проговаривали вслух взаимные претензии, выражать негатив и эмоции словами.
  5. Оба ребенка (каждый по очереди) должны иметь возможность высказать вслух все, что чувствуют из-за конфликта и услышать, что чувствует второй ребенок.
  6. Примирительная беседа должна проводиться одним педагогом между двумя детьми без участия детей группы.

Все 5 перечисленных моментов очень важны. Педагогу практически во всех конфликтных ситуациях детей известны причины и понятно, что произошло между детьми. Детям ничего не понятно. У них свое вИдение и понимание (в силу возраста, отсутствия жизненного опыта, разного уровня воспитания, эмоциональности, типа темперамента и т.д.). Достижение целей формирования у детей культуры ненасильственного разрешения конфликтов и предотвращения повторных конфликтов требует от педагога соблюдения указанных правил проведения примирительной беседы.

Назад