Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Стратегии и алгоритмы
Стратегии и алгоритмы
Стратегия обучения дошкольников ненасильственному разрешению конфликтов (с использованием отдельных средств медиации)
  1. Обучить детей использовать «Я-сообщения» для выражения своих негативных эмоций
  2. Обучить детей выражать гнев вербально
  3. Обучить детей правильно понимать причины конфликтов (чтобы уметь их разрешать)
  4. Обучить детей формулировать свои претензии
  5. Обучить детей понимать чувства другого
  6. Обучить детей договариваться о таком разрешении в конфликтной ситуации, которое устроит обе стороны (win-win)
  7. Обучить детей базовым правилам поведения в конфликте
  8. Показывать детям в каждой конфликтной ситуации преимущества разрешения любых конфликтов ненасильственным путем с использованием элементов медиации. Формировать у детей негативное отношение к насилию при разрешении любых конфликтов и споров, сравнивать варианты разрешения, демонстрировать разницу в результатах.
  9. Стимулировать детей, поощрять, помогать детям использовать ненасильственные способы разрешения споров и элементов медиации.
  10. Использовать исключительно ненасильственные способы и собственным примером приобщать детей к культуре разрешения споров.


Алгоритм
обучения детей
использовать «Я-сообщения» для выражения негативных эмоций
  1. Предлагайте детям не «нападать» на другого с обвинениями, а говорить о себе.
  2. Помогайте переформулировать сообщения до тех пор, пока дети не научатся.
    (Услышав от ребенка «Ты всегда меня толкаешь на лестнице!», переформулируйте сами «Тебе не нравится, что Петя тебя толкнул»)
  3. Поправляйте ребенка, помогая ему научиться говорить от своего имени, о себе.
    Вместо «Ты опять меня толкнул!» должно быть «Я не люблю, когда меня толкают!», «Мне не нравится (раздражает), когда меня толкают»!

«Я-сообщение» ни у детей, ни у взрослых не вызывает встречной агрессии и всегда (и детям, и взрослым) помогает избежать новой вспышки гнева и очередных взаимных обвинений.

Алгоритм
обучения детей формулировать свои претензии
  1. Спросите у детей, которых примиряете, (у каждого из двоих!), из-за чего, по их мнению, случилась ссора? Чем каждый был недоволен? Какие претензии к другому? За что ударил (обозвал, порвал вещи и т.д.).
  2. Следите, чтобы дети говорили по очереди, не перебивали друг друга и слушали друг друга. (Педагогу эта информация не нужна, ему и так все ясно, проговаривают дети друг для друга)
  3. Дайте возможность обоим детям сформулировать четко свои претензии другому так, чтобы второй ребенок услышал и понял их.
  4. Помогите сформулировать, задайте наводящие вопросы.

Это нужно не педагогу (ему и так все ясно), а обоим детям. Умение формулировать претензии, облекать в слова причину конфликта очень важно. Эти умением не владеют, к сожалению, большинство взрослых. Это умение и это действие помогает избежать повторных конфликтов. Часто дети даже не могут сказать, из-за чего возник конфликт, а услышав «претензии» друг друга, удивляются, что неправильно друг друга поняли. Это важный опыт для детей, который они принесут в школьную жизнь, а затем перенесут в эффективное социальное взаимодействие во взрослом возрасте.


Алгоритм
обучения детей понимать чувства другого
  1. Спросите в присутствии обоих поссорившихся детей, что каждый из них чувствовал, когда их обидели? (когда толкнули, ударили, обозвали и т.д.)
  2. Повторите то, что проговорит ребенок, для второго ребенка («Ване было больно, было обидно» и т.д.)
  3. Если дети не могут проговорить эмоции и чувства, педагог может помочь им наводящими вопросами («Тебе было больно?», «Ты разозлился?» и т.д.)


Алгоритм
обучения детей договариваться о таком разрешении в конфликтной ситуации, которое устроит обе стороны (win-win)
(Речь не идет о причинении вреда здоровью. Нанесение побоев пресекается педагогом как недопустимое и не обсуждается).
Договариваться можно в ситуациях, когда дети обзываются, не могут поделить игрушки, толкают друг друга, ябедничают друг на друга, рвут или портят рисунки, намеренно ломают поделки и игрушки и т.д.

  1. 1. Предложите конфликтующим детям сказать друг другу, чего они хотят от обидчика и что готовы сделать сами, чтобы конфликт прекратился (чтобы претензий друг к другу не было). «Что должен сделать Петя, чтобы ты больше не обижался и простил его?». Такой вопрос нужно задать обоим детям.
  2. Помогите сформулировать «Ты хочешь, чтобы Петя …., тогда ты …. » (например, «Я хочу, чтобы Петя больше никогда меня не обзывал, тогда я не буду отбирать и прятать его игрушки»)
  3. Если кто-то из детей предлагает нереальное решение (например «Я хочу, чтобы Петя никогда не приходил больше в детский сад, тогда я не буду его обижать»), педагог помогает «Разве это возможно? Давай поищем другие варианты».
  4. Если дети не могут предложить решений, педагог может подсказать. «Некоторые поступают так…..»(и предложить простое реальное выполнимое решение)».
  5. Педагогу важно проследить, чтобы дети выполнили данные друг другу обещания.


Условия успеха
при формировании у дошкольников культуры ненасильственного разрешения конфликтов
(с использованием элементов медиации)
  1. Использование самим педагогом при разрешении детских конфликтов техник, средств, форм и методов, которые используются при разрешении конфликта средствами медиации.
  2. Обучение детей применению простых, понятных механизмов быстрого ненасильственного разрешения конфликта через
    • сюжетно-ролевые игры,
    • имитационные игры,
    • поведенческие тренинги,
    • через просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий разрешения споров
  3. Привлечение родителей дошкольников к использованию при разрешении детских конфликтов ненасильственных средств, форм и методов, которые использует педагог, которым педагог обучает детей в ДОО.




    Назад