Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Стратегии и меры
СТРАТЕГИИ И МЕРЫ
Действенные меры
предотвращения угрозы массовой расправы в школе


  1. Недопущение ситуаций, провоцирующих у подростков желание совершения расправы.
  2. Нивелирование рисков и угроз расправы при выявлении предупреждающих знаков.
  3. Внимательное отношение к любым высказанным угрозам.
  4. Внимательное отношение к подросткам, которые имеют физическую возможность совершения расправы.
  5. Внимательное отношение к подросткам, демонстрирующим комплекс знаков, предупреждающих о возможной угрозе совершения массовой расправы в школе.
  6. Повышенное внимание к поведению школьников, которые имеют физическую возможность совершения расправы и одновременно находятся в ситуации, которая провоцирует совершение расправы.
  7. Своевременное разрешение всех конфликтных ситуаций, которые могут спровоцировать школьника, имеющего возможность совершения расправы, на активные действия.
  8. Недопущение ситуаций, вынуждающих школьников искать (и находить) возможности совершения расправы.
  9. Минимизация рисков возникновения травли в коллективе.
  10. Максимально скорое разрешение острых конфликтных ситуаций (особенно публичных) с участием школьников и педагогов. Применение мер для разрешения конфликтов win-win (по подобию медиации, когда результатом разрешения конфликта остаются удовлетворены обе стороны и ни у кого не остается желания возмездия).
  11. Нивелирование ситуаций публичного унижения/позора с участием школьников.
  12. Знание всеми педагогами предупреждающих знаков угрозы совершения массовой расправы и ситуаций, которые провоцируют совершение расправы.
  13. Умение работников организации анализировать предупреждающие знаки
  14. Умение быстро нивелировать (сгладить) ситуации катализаторы при их возникновении.
  15. Систематическая работы по предотвращению школьного буллинга, который является наиболее частой причиной совершения массовых расправ в школах.
  16. Умение видеть внешние поведенческие проявления наиболее распространенных среди подростков психических заболеваний и отклонений, которые могут спровоцировать желание расправы.
  17. Умение видеть признаки подготовки к суициду.


Стратегия
использования предупреждающих знаков, указывающих на потенциальную опасность причинения подростком вреда себе и другим


Для предупреждения массовых расправ в школах важно обращать внимание и анализировать предупреждающие знаки в поведении подростков и старших школьников.
1. Насилие и жестокость в собственном творчестве.
Сочинения, эссе, рисунки, изображающие насилие.
2. Жестокость и насилие в выбираемом веб-контенте.
Просмотр и одобрение материалов, веб-сайтов, чатам с демонстрацией насилия, темами жестокости и унижения
3. Насилие и жестокость в выбираемой литературе, музыке, фильмах.
Предпочтение литературе, музыке, фильмам, ролевым играм с актами насилия.
4. Проблемы с гневом
Трудности с контролем гнева, частая потеря самообладания, импульсивность, высказывание угроз.
5. Увлечение оружием
Увлечение различным снаряжением, оружием, которое предназначено и чаще всего используется для убийства людей (пулеметы, полуавтоматические пистолеты, компактные револьверы, стилеты, штыки, кинжалы, кастеты, специальные боеприпасы и взрывчатые вещества).
6. Хвастовство боевым мастерством и его практика
Особое внимание требует бравада стрелковой практикой, военной подготовкой, «отработка» на сверстниках приемов боевых искусств, использование удавок, ножевого боя.
7. Положение одиночки в коллективе
Подросток может быть намеренно изолирован, находясь в коллективе (бойкоты, моббинг), или сам предпочитает одиночество компании других.
8. Суицидальные мысли и намерения
Проявляются такие мысли и намерения в подавленности и состоянии безнадежности и отчаяния; могут быть признаки подготовки к суициду.
9. Мысли об убийстве
Такие мысли могут проявляться в открытом презрении к другим, а также в форме комментариев или жестов, указывающих на насильственную агрессию.
10. Роль преследователя в травле, организованной подростком из мести
Подросток, желая возмездия, следит, преследует тех, кому желает отомстить (требования прекратить преследования и возражения вызывают у преследователя восторг и только усугубляют желание расправы).
11. Несоблюдение требований общепринятых правил
Отказ соблюдать письменные или устные правила.
12. Проблемы с дисциплиной
Намеренное или неконтролируемое по причине заболеваний или отклонений нарушение дисциплины.
13. Подражание школьникам, совершившим убийства в школах
Внешний вид, одежда, стиль, стремление обладать вещами, как у жестоких стрелков из прошлых эпизодов нападений на школы (не только в России, но и в других странах).
14. Повышенный интерес к событиям, связанным со стрельбой в школах
Поиск информации в СМИ, сети интернет о совершенных подростками в школах убийствах; развлечения и разговоры связаны со стрельбой в школах.
15. Повышенный интерес к военной, террористической деятельности
Повышенный интерес к оборудованию для наблюдения, наручникам, оружию, камуфляжной одежде
16. Желание возмездия
Фантазии подростка о том, что когда-нибудь он будет представлять интересы таких же как он, отомстит тем, кто его унижал, обижал, ущемлял.
17. Странности и отклоняющееся поведение
Действия и слова, которые заставляют окружающих бояться подростка.
18. Паранойя
Убежденность подростка в том, что его беспричинно обижают, недооценивают, намеренно унижают учителя, несправедливо или жестоко с ним обращаются, преследуют сверстники или старшие школьники.
19.Насилие и жестокость как средство решения проблем и жестокое обращение с животными
Использование подростком насилия для решения проблем в школе (драки, побои и т.д.), насилие по отношению к более слабым сверстникам (тычки, затрещины, пинки), жестокость по отношению к животным.
20. Удовольствие от чужой жестокости
Наслаждение чужим жестоким поведением, возможность скрыто наблюдать жестокость.
21. Неуместные игры
Выражение непропорционального гнева или юмора в неуместных для этого ситуациях, атаки в отношении несуществующих, вымышленных целей.
22. Приводы в полицию
История контактов с полицией за случаи агрессии, преследования, нарушения общественного порядка.
23. История здоровья, психические отклонения и нарушения
История направления в психиатрические учреждения, посещение психолога в связи с агрессивным, деструктивным поведением.
24. Безразличие, ангедония
Неспособность радоваться, получать удовольствие от занятий, которые раньше нравились.
25. Употребление алкоголя и наркотиков
Алкоголь и наркотики снижают значимость запретов, под воздействием ПАВ (любых психоактивных веществ) чаще проявляется агрессия.


Стратегия
оценки угрозы того, что подросток может
причинить вред себе и другим


Эффективным для повышения безопасности в школе не просто замечать предупреждающие знаки, но и анализировать их.
Для быстрого, краткого анализа угрозы можно опираться на следующие вопросы.
1. Имеется только один предупреждающий знак или несколько знаков?
Наличие только одного единственного признака редко означает, что подросток может представлять угрозу другим детям и учителям. Однако при наличии даже только одного, но существенного признака, важно не оставлять без внимания поведение подростка, проанализировать ситуацию, которая может стать катализатором совершения расправы.
2. Имеется ли среди признаков ситуация, которая может стать катализатором совершения расправы?
Владение огнестрельным оружием – это предупреждающий знак. Ситуация, когда, школьник, владеющий оружием, является длительное время изгоем или жертвой травли, говорит о возмездии - это ситуация- катализатор, которая может стать толчком, «последней каплей», побудительным стимулом для действия.
3. Признак, указывающий на возможность совершения расправы, является существенным?
Не все предупреждающие знаки одинаково информативны. Некоторые предупреждающие знаки более важны, чем другие. Если подросток просто умеет стрелять и не имеет других признаков (не находится в ситуации конфликта, не является жертвой травли, психически здоров, уравновешен и т.д.), то маловероятно, что он может быть опасен.
4.Признак указывает на наличие физической возможности совершения расправы?
Наличие у подростка возможности совершить нападение более опасно, чем пребывание подростка в ситуации, которая может натолкнуть школьника на мысли о совершении расправы. Например, увлечение огнестрельным оружием и владение им должны насторожить педагога больше, чем положение одиночки, так как именно владение оружием дает школьнику возможность совершить нападение.
5.Имеется ли комплекс предупреждающих знаков? О чем может свидетельствовать комплекс предупреждающих знаков?
Когда присутствует комплекс показателей, риск совершения расправы/массового убийства является более серьезным. Школьник, который одновременно владеет огнестрельным оружием, является одиночкой, проявляет интерес к ситуациям со стрельбой, совершенных ранее кем-либо в школах, пишет рассказы об убийствах и самоубийствах, демонстрирует отклоняющееся поведение, говорит о возмездии другим, имеет историю психических заболеваний и отказывается от консультаций – значительная угроза для себя или других школьников и учителей.
Стратегия
анализа ситуаций, которые могут стать катализатором для совершения расправы


Определенные обстоятельства и ситуации могут стать толчком, «последней каплей», побудительным стимулом для расправы. Приведенные обстоятельства и ситуации чаще других провоцируют совершение массовой расправы.
  1. Острый конфликт с педагогом.
  2. Ситуация буллинга в школе.
  3. Позиция отверженного/изгоя в классе.
  4. Неуспехи в учебе, которые влияют на положение подростка в референтной (значимой) группе.
  5. Моббинг (выдавливание из коллектива/из школы по любым причинам).
  6. Угроза физической расправы со стороны сверстников или старших школьников.
  7. Безвыходная (по мнению подростка) ситуация в школе, виновниками которой (по мнению подростка) являются сверстники или учителя.
  8. Острое переживание подростком ситуации публичного унижения/позора.
  9. Страх наказания за действия, в которых подросток винит других.
  10. Острое желание доказать педагогам или сверстникам в школе свою правоту/ продемонстрировать силу (например, в ситуации публичного проигрыша в конфликте).
  11. Острое желание возмездия (мести).
  12. Вспышка неконтролируемой ярости.
  13. Желание унизить обидчиков и доказать собственное превосходство.

Что важно анализировать?
Фантазии, переживания, чувства подростков часто «прорываются наружу» и по ним можно судить о возможной мотивации совершить расправу.
  1. Имеет ли место острая реакция на конфликт с педагогом?
  2. Является подросток жертвой травли?
  3. Является подросток лидером/зачинщиком потасовок?
  4. Является ли подросток изгоем в коллективе?
  5. Влияют ли неуспехи в учебе на статус подростка среди значимых для него сверстников?
  6. Находится ли подросток в ситуации «все против одного»?
  7. Испытывает ли подросток страх наказания?
  8. Испытывает страх перед физической расправой со стороны сверстников?
  9. Переживает ли подросток ситуацию безысходности?
  10. Переживает ли подросток ситуацию публичного позора?
  11. Имеет ли место ситуация, в которой подросток желает возмездия за свои унижения?
  12. Имеет ли место ситуация, когда подросток по какой-либо причине утратил свой статус в коллективе и мечтает доказать (учителям, сверстникам) свое превосходство?

Стратегия
недопущения ошибок


Чтобы не допустить ошибок важно следующее
  1. Важно правильно пользоваться полученной из любых источников информацией.
  2. Важно не провоцировать среди коллег и родителей школьников моральную панику.
  3. Важно анализировать потенциальную угрозу.
  4. Важно помнить, что активное выдавливание из детского коллектива подростка, которой может, по мнению педагога, представлять реальную или мнимую угрозу, не выход.
  5. Важно не допускать уничижительных комментариев, оценок личности ребенка, которые усугубят ситуацию, спровоцируют панику среди детей и родителей класса или сделают ребенка изгоем в классе.

Правильным для педагога будет предупредить о наблюдениях и предварительных выводах администрацию школы, сообщить родителям свои наблюдения (о поведении, пристрастиях ребенка, повышенной эмоциональности), поговорить с ребенком и родителями, выяснить причины, направить ребенка, демонстрирующего предупреждающие знаки, вместе с его родителями к школьному психологу, социальному педагогу. Выводы о необходимости медицинского обследования, получении заключения психиатра, должны делать специалисты (психологи).

Назад