15 важных фактов, о которых важно знать педагогу
- Буллинг в разных проявлениях в разные периоды времени имеет место во всех детских коллективах и в большинстве случаев не заметен для педагога.
- Буллинг успешно маскируется и принимает разные формы, например, моббинг.
- С ситуациями буллинга в любых проявлениях дети-жертвы никогда не смогут справиться сами, без помощи взрослых.
- 44% наблюдателей не вмешиваются в издевательства над другими детьми из-за того, что им было страшно за себя: вдруг тоже осмеют, тоже сделают изгоем, тоже не будут принимать в игру (слабым детям с большинством психологически безопаснее).
- 33% детей, наблюдающих происходящее в группе, считают происходящее смешным или вовсе считают такое поведение нормой.
- 48% пострадавших детей не рассказывают о насмешках, игноре своим родителям.
- Жертвами травли уже в старшем дошкольном возрасте становятся 10-15% детей. В школе их число резко возрастает.
- Более 70% жертв буллинга, не получив значимой поддержки взрослых, начинают со временем отрицать факты, опасаясь дополнительной огласки своего унизительного положения или опасений, что ситуация обернется против них самих и их накажут.
- Дети-жертвы, над которыми тихо издеваются в детском саду, придя в школу, приносят с собой негативный сценарий, почти всегда чувствуют себя беспомощными, плохо адаптируются в школе и, как правило, снова становятся жертвами издевательств. Иногда, напротив, попадая в коллектив незнакомых детей в школе, где роли еще не сложились, такие дети резко меняются, быстро занимают позицию булли (зачинщика) и сами организуют травлю по сценарию, который пережили сами в детском саду.
- Более 60% детей-жертв буллинга уверены, что педагоги все видят и обо всем знают, но не хотят помочь, потому что им все равно. Это наносит непоправимый урон психике и оказывает огромное негативное влияние на личность будущего взрослого.
- Большинство детей буллят (травят, не принимают) лишь за то, что они выглядят или разговаривают, или одеты не так, как большинство; Иногда жертвами становятся успешные дети, которых педагоги часто ставят в пример другим, которые ведут себя не так, как большинство сверстников, уходят на дополнительные занятия с середины дня, участвуют в мероприятиях и т.д.
- Большинство ситуаций детской жизни кажутся педагогу, взрослому человеку, с высоты его жизненного опыта незначительными и не стОящими вмешательства. Этим умело пользуются маленькие зачинщики-заговорщики.
- Чтобы не рассказывать о происходящем, не переживать унижение вновь, более 80% детей-жертв говорят, что проблем нет, их устраивает их роль в коллективе и отношение к ним сверстников.
- Если взрослые помогут ребенку научиться отстаивать себя, в школьном возрасте ему будет проще. Если нет, психологический якорь «жертвы» будет тянуться за ним долгие годы школьной, затем взрослой жизни.
- Дети-жертвы никогда не научатся себя отстаивать, сначала силы неравны, затем – психологическая деформация личности.
Если ничего не предпринимать
Когда к педагогу обращаются родители, когда о травле сказал сам ребенок, когда педагог нечаянно выявил факт травли, о котором не знал, крайне важно сразу предпринимать меры. Если ничего не предпринимать в надежде «само пройдет», «все через это в детстве прошли», то происходит следующее.
Дети-булли и группа помощников понимают:
Дети–изгои понимают:
Далее классика – агрессоры, чувствуя безнаказанность стараются еще больше, приходит азарт, у ребенка жертвы - отчаяние, психосоматические заболевания.
Дети-наблюдатели поняли:
Далее классика:
Читать далее Назад