Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-тренажера  »  Информация в помощь
Правильный анализ причин конфликта с участием детей для недопущения повторных конфликтов и втягивания в конфликт одноклассников

1.
Правильный анализ причин. Видимые и истинные причины конфликта.

Правильный анализ и понимание причин детского конфликта классным руководителем – самое важное условие его скорейшего разрешения.

Анализ и понимание истинных причин конфликта позволяет классному руководителю, урегулирующему этот конфликт, помочь конфликтующим детям понять эти истинные причины.

В большинстве случаев истинные причины не лежат на поверхности (как истинные причины болезни). Урегулируя конфликт часто и педагог, и дети исходят из видимых (ложных) причин и достичь результата (разрешить конфликт так, чтобы взаимных претензий не осталось), не удается.

В результате более 60% конфликтов повторяется вскоре вновь, «внезапно» разгораются с новой силой, затушевываются на время и начинаются с вовлечением других участников, у примирившихся возникают новые конфликты из-за прошлых, оставшихся неразрешенными разногласий и т.д.

Анализ причин должен начинаться с понимания того, что конфликт возникает тогда, когда у одной или обеих сторон возникает осознание/понимание того, что их интересы, права, границы нарушены и это осознание провоцирует острые негативные эмоции.

Часто для возникновения конфликта достаточно одних только опасений того, что интересы могут быть нарушены.

Важно понять, какие именно опасения, какие претензии, несбывшиеся ожидания, спровоцировали конфликт.

Для этого классному руководителю важно понять (узнать из беседы с конфликтующими) какие претензии имеют дети друг к другу, чего опасаются, за что именно обижены, за что злятся друг на друга, чего хотят друг от друга.

Например: драка. Неверная причина конфликта – один обозвал другого.

Истинная причина: Нарушенные ранее взаимоотношения (неразрешенный конфликт, в результате которого сохранилась личная неприязнь). Именно это истинная причина обзываний, толканий, насмешек, которые в итоге провоцируют драку.


Устранив истинную причину, можно разрешить конфликт и устранить претензии и повторные драки.

Выяснить истинную причину классный руководитель может задавая правильные вопросы.
2.
Истинные причины конфликтов

6 групп причин конфликтов

1) Различные интересы, потребности;

2) Нарушенные отношения (противоборство между официальными и неформальными лидерами);

3) Внутриличностные проблемы (закомплексованность, «помешанность на порядке», страхи, мнительность);

4) разные ценности;

5) Недоразумения, недостаток информации;

6) Большая пространственная близость или наоборот удаленность, экономическая несправедливость.
3.
Типичные ошибки при определении причин

  • Анализ собственных эмоций, опасений в подобной ситуации, вместо эмоций и опасений конфликтующих;

  • Неумение встать на позицию конфликтующих, а анализ с позиции собственного опыта (взрослого человека), а не опыта и возраста конфликтующих;

  • Неверное понимание высказанных конфликтующими претензий друг к другу и опасений;

  • Неверно сформулированные самим классным руководителем вопросы к конфликтующим (соответственно, невозможно выяснить истинные причины);

  • Недостаточно полная информация для вывода о причинах;
  • 4.
    Риски неправильного анализа причин конфликта

    Риски неверного определения причин конфликта сводятся к следующему:
  • Отсутствие возможности разрешить конфликт и примирить детей

  • Многократное и частое повторение конфликта (причина не устранена, возникает вновь и вновь)

  • Разрастание и усугубление конфликта

  • Формирование параллельных сценариев одного и того же конфликта

  • Вовлечение в конфликт новых участников

  • Усиление негатива и усугубление последствий конфликта


  • Далее К списку Назад