1.
Три этапа урегулирования конфликта, которые реализует лицо, организующее процедуру медиации
(ознакомительный краткий алгоритм)
Этап 1Три этапа урегулирования конфликта, которые реализует лицо, организующее процедуру медиации
(ознакомительный краткий алгоритм)
Организация индивидуальных встреч с каждой из сторон, выяснение причин, мотивирование на мирное разрешение конфликта, договоренность о совместной встрече, обсуждение преимуществ мирного урегулирования, обсуждение правил для медиантов (участники конфликта, участвующие в медиации), сообщение медиатором своих целей, путей достижения результата.
Этап 2
Совместная встреча сторон, создание условий для обсуждения конфликтующими сторонами их позиций в конфликте, создание условий для мирного высказывания друг другу взаимных претензий, содействие в обсуждении путей разрешения конфликта, которые полностью устроят обе стороны, обсуждение действий и взаимных обязательств, которые добровольно берут на себя стороны для прекращения конфликта и претензий, обсуждение сроков выполнения договоренностей
Этап 3
Выполнение сторонами взаимных обещаний, действий, которые должны привести к прекращению негатива, претензий.
Контроль со стороны медиатора сроков выполнения договоренностей сторонами.
При отказе одной из сторон или обеих сторон от выполнения договоренностей, несоблюдении или невыполнении сторонами договоренностей, возникновении недоразумений, новых конфликтов в период выполнения договоренностей, медиатор организует совместную встречу, проговаривает со сторонами причины и помогает договориться о путях выхода из ситуации, которые устроят обе стороны, чтобы стороны добровольно выполнили обещания, предприняли действия, которые приведут к прекращению конфликта.
2.
Алгоритм и порядок действий, который может использовать классный руководитель для урегулирования простого конфликта
(три этапа)
* Цель предложения данного Алгоритма - показать «Что делать». Вопросы «как сделать эффективно» и «Как правильно поступать в неоднозначных ситуациях» - тема отдельного семинара с видеоразбором ситуаций.Алгоритм и порядок действий, который может использовать классный руководитель для урегулирования простого конфликта
(три этапа)
Этап 1
Классный руководитель проводит разговор с обоими детьми одновременно без предварительных индивидуальных бесед (предполагается, что педагогу ясна ситуация и понятны причины), выясняет причины конфликта, дает каждому ребенку возможность проговорить словами свои претензии и обиды, чтобы другой их услышал и понял, дает возможность каждому ребенку сформулировать словами причину конфликта так, как каждый ее видит и понимает.
Этап 2
Педагог предлагает детям по очереди высказать свои предложения по разрешения конфликта. Помогает сформулировать предложения, помогает не поссориться вновь пока высказываются предложения. Педагог помогает каждому ребенку понятно сформулировать для второго, каких именно конкретных действий ребенок ожидает от другого, чтобы считать конфликт исчерпанным. Педагог следит за тем, чтобы каждый ребенок не только высказал свои ожидания от второго, но и сказал на что готов сам для разрешения конфликта.
После того, как каждый сформулировал свои ожидания и пути прекращения конфликта, педагог помогает найти из числа предложенных детьми те действия, которые устроят обоих детей, на которые дети согласны добровольно.
Этап 3После того, как каждый сформулировал свои ожидания и пути прекращения конфликта, педагог помогает найти из числа предложенных детьми те действия, которые устроят обоих детей, на которые дети согласны добровольно.
Педагог контролирует, чтобы дети выполнили действия, о которых договорились и в тот срок, о котором договорились.
Если не выполнили, не получилось, эмоции взяли верх, передумали, педагог разговаривает с детьми еще раз и настаивает на выполнении взаимных договоренностей.
Педагог обязательно сообщает детям о том, что в случае повторения ситуации, спровоцировавшей конфликт или назревания нового конфликта каждый ребенок может подойти и попросить помочь разобраться без конфликта.
Если не выполнили, не получилось, эмоции взяли верх, передумали, педагог разговаривает с детьми еще раз и настаивает на выполнении взаимных договоренностей.
Педагог обязательно сообщает детям о том, что в случае повторения ситуации, спровоцировавшей конфликт или назревания нового конфликта каждый ребенок может подойти и попросить помочь разобраться без конфликта.
3.
Алгоритм, который может использовать классный руководитель для урегулирования сложного конфликта
(три этапа)
* Цель предложения данного Алгоритма - показать «что делать». Вопросы «как делать максимально эффективно» и «как правильно поступать в разных неоднозначных ситуациях», используя медиативные приемы, - темы отдельных видеопрактикумов для заинтересовавшихся педагогов.Алгоритм, который может использовать классный руководитель для урегулирования сложного конфликта
(три этапа)
Этап 1
Классный руководитель разговаривает с каждым из детей наедине.
Цели и действия педагога на первом этапе:
дать ребенку возможность рассказать наедине, что случилось, в чем видит причину конфликта, (цель педагога – перед совместной встречей снизить эмоциональный накал, понять причины, которые нужно устранить при разрешении конфликта);
дать ребенку возможность облечь в словесную форму его эмоции и претензии ко второй стороне, самому проанализировать истинные причины; не только педагог, но и ребенок должен понять, что именно спровоцировало конфликт. (цель педагога – самому понять истинные причины конфликта, услышать, одинаково ли видит причины конфликты каждый из детей);
убедить каждого ребенка (показав преимущества) встретиться для разрешения конфликта совместно, втроем и договориться о путях разрешения конфликта, которые устроят обоих детей, не прибегая к административному пути, когда все решения за детей примут взрослые без учета их мнений, возможно, решение взрослых не устроит обоих.
Важно!
Если конфликт серьезный, педагог понимает причину конфликта, он сможет в совместной беседе подвести детей к осознания причин и нацелить их на устранение истинных причин.
Если педагог не знает и не понимает причин конфликта (или понял их неверно), урегулировать конфликт не получится. Дети разойдутся, на время создастся иллюзия мира, будет зреть новый конфликт, развиваться скрытый буллинг, конфликт примет другой оборот, в конфликт будут вовлекаться другие участники (дети класса, родители), повтор с новой силой неминуем.
Этап 2Цели и действия педагога на первом этапе:
Если конфликт серьезный, педагог понимает причину конфликта, он сможет в совместной беседе подвести детей к осознания причин и нацелить их на устранение истинных причин.
Если педагог не знает и не понимает причин конфликта (или понял их неверно), урегулировать конфликт не получится. Дети разойдутся, на время создастся иллюзия мира, будет зреть новый конфликт, развиваться скрытый буллинг, конфликт примет другой оборот, в конфликт будут вовлекаться другие участники (дети класса, родители), повтор с новой силой неминуем.
Классный руководитель разговаривает с обоими конфликтующими детьми для достижения договоренности о том, как разрешить конфликт в интересах каждого, какие конкретные действия готовы дети добровольно, чтобы каждый считал конфликт разрешенным и не чувствовал, что его интересы ущемлены.
Цели и действия педагога на втором этапе:
Дать каждому из детей высказать словами другому все, что спровоцировало конфликт (каждый ребенок рассказывает свою версию того «что случилось» не для себя или педагога, а для того, что второй услышал версию. Пока не поймут, что в каждом из них провоцирует агрессию, договориться о разрешении конфликта дети не смогут);
Дать возможность каждому из детей по очереди возможность словесно, с минимумом эмоций, сформулировать и высказать претензии;
Дать возможность каждому из детей по очереди предложить свой вариант разрешения конфликта. Педагог помогает четко сформулировать те действия для разрешения конфликта, которые устраивают обоих детей.
Важно!
Каждый из детей должен внести свои предложения по разрешению. Выбирают совместно из предложенных детьми те пути, которые устраивают обоих и те действия, на которые каждый согласен добровольно.
Этап 3Цели и действия педагога на втором этапе:
Каждый из детей должен внести свои предложения по разрешению. Выбирают совместно из предложенных детьми те пути, которые устраивают обоих и те действия, на которые каждый согласен добровольно.
Выполнение детьми взаимных обещаний и действий, о которых договорились, контроль классным руководителем соблюдения обоими детьми достигнутых договоренностей.
18 шагов алгоритма
(пошаговое описание)
(пошаговое описание)
Этап 1. Индивидуальная беседа с каждой из сторон конфликта (без присутствия второй стороны).
1.Дать ребенку возможность рассказать наедине, что случилось, в чем видит причину конфликта;
2.Дать ребенку возможность облечь в словесную форму его эмоции;
3.Выслушать видение ребенком ситуации;
4.Выслушать и уточнить претензии ребенка ко второй стороне;
5.Показать наводящими вопросами, в чем истинная причина конфликта;
6.Обсудить с каждым из детей варианты разрешения конфликта, которые им кажутся приемлимыми, на которые каждый готов согласиться;
7.Предложить и убедить встретиться для разрешения конфликта совместно, сказав, что будет беспристрастным и поможет договориться о таких путях разрешения конфликта, которые устроят обоих детей.
Этап 2 Совместная беседа. 2.Дать ребенку возможность облечь в словесную форму его эмоции;
3.Выслушать видение ребенком ситуации;
4.Выслушать и уточнить претензии ребенка ко второй стороне;
5.Показать наводящими вопросами, в чем истинная причина конфликта;
6.Обсудить с каждым из детей варианты разрешения конфликта, которые им кажутся приемлимыми, на которые каждый готов согласиться;
7.Предложить и убедить встретиться для разрешения конфликта совместно, сказав, что будет беспристрастным и поможет договориться о таких путях разрешения конфликта, которые устроят обоих детей.
1.Дать каждому из детей возможность высказать словами другому свои претензии свои обиды;
2.Дать каждому из детей возможность высказать свое видение причин конфликта;
3.Дать каждому из детей возможность предложить свой вариант разрешения конфликта;
4.Подсказать детям, как в подобных ситуациях поступают другие;
5.Предложить из всех предложенных вариантов выбрать тот (те), который устроит обоих;
6.Уточнить, готовы ли оба добровольно выполнить то, что пообещали;
7.Уточнить, будут ли претензии каждого полностью исчерпаны, если каждый выполнит то, о чем договорились;
8.Уточнить, реально и для каждого добровольно выполнить взятое обещание;
9.Обсудить срок, в который каждый должен выполнить обещание;
10. Напомнить, что в случае невыполнения действий каждым, любой из детей может подойти к педагогу и разговор возобновят, договорятся без конфликта.
Этап 3 Контроль исполнения договоренностей 2.Дать каждому из детей возможность высказать свое видение причин конфликта;
3.Дать каждому из детей возможность предложить свой вариант разрешения конфликта;
4.Подсказать детям, как в подобных ситуациях поступают другие;
5.Предложить из всех предложенных вариантов выбрать тот (те), который устроит обоих;
6.Уточнить, готовы ли оба добровольно выполнить то, что пообещали;
7.Уточнить, будут ли претензии каждого полностью исчерпаны, если каждый выполнит то, о чем договорились;
8.Уточнить, реально и для каждого добровольно выполнить взятое обещание;
9.Обсудить срок, в который каждый должен выполнить обещание;
10. Напомнить, что в случае невыполнения действий каждым, любой из детей может подойти к педагогу и разговор возобновят, договорятся без конфликта.
1. Контролировать выполнение детьми взаимных обещаний и действий, о которых договорились.
Цели и действия педагога на третьем этапе:
В случае нарушения сроков, невыполнения обещаний, новых конфликтных ситуаций, классный руководитель вновь разговаривает с детьми о причинах невыполнения и вместе назначают новые сроки. Классный руководитель должен убедиться, что каждый ребенок оговоренные действия со своей стороны выполнил и у детей не осталось взаимных претензий (удобно поговорить с детьми и убедиться, что все удовлетворены).
Важно!
*Если дети и ситуация после внешне спокойны, педагогу чаще всего не хочется возвращаться к проблеме и классный руководитель не настаивает на выполнении каждым договоренности. Иногда классный руководитель знает, что дети договоренность не исполнили или один исполнил, другой – нет. Важно настоятельно достичь выполнения. Если этого не сделать, конфликт обязательно через некоторое время повторится, но урегулировать его подобным способом уже не удастся: дети не будут верить, что это удастся, не будут доверять педагогу, поймут, что можно не выполнять того, о чем договорились при педагоге.
*Алгоритм удобно применять в случаях, когда конфликт сложный, причины неясны и неочевидны, каждый видит причины по-разному, дети-старшие подростки и старшеклассники. Примеры конфликтов, для разрешения которых можно использовать алгоритм варианта 2: объявленный бойкот (не затяжной буллинг, а острый конфликт), оскорбления в соцсетях, распространение порочащей информации, драка между старшеклассниками, словесная перепалка с угрозами жизни и здоровью.
*Алгоритм удобно применять в случаях, когда конфликт сложный, причины неясны и неочевидны, каждый видит причины по-разному, дети-старшие подростки и старшеклассники. Примеры конфликтов, для разрешения которых можно использовать алгоритм варианта 2: объявленный бойкот (не затяжной буллинг, а острый конфликт), оскорбления в соцсетях, распространение порочащей информации, драка между старшеклассниками, словесная перепалка с угрозами жизни и здоровью.
Типичные ошибки классного руководителя
Рекомендации
* Алгоритм удобен в случаях, когда конфликт простой, дети младшего школьного возраста. Примеры конфликтов, для разрешения которых можно использовать:
драка, словесная перепалка, угрозы.
* При разговоре не должны присутствовать третьи лица (родители, завуч, свидетели конфликта и т.д.).
* В разговоре участвуют только классный руководитель и двое конфликтующих детей.
* Классный руководитель сообщает детям о правилах (не перебивать, не оскорблять….)до начала разговора и напоминает в процессе разговора множество раз о правилах, чтобы ни один из детей не начал их нарушать.
* Если правила начинает нарушать кто-то один, используем фразу «Мы помним о правилах», вместо «Петров, дай сказать Иванову, не перебивай».
* Классный руководитель обязательно должен соблюдает ограничения (во время разговора не воспитывать, не судить, не показывать свои эмоции, …)
* Если дети не могут предложить ни одного варианта разрешения конфликта, педагог может «помочь» (например, «Иногда в подобной ситуации поступают так….» или «Другие дети в такой ситуации делают так….» и предложить выбрать путь, который устроит обоих детей).
* При разговоре не должны присутствовать третьи лица (родители, завуч, свидетели конфликта и т.д.).
* В разговоре участвуют только классный руководитель и двое конфликтующих детей.
* Классный руководитель сообщает детям о правилах (не перебивать, не оскорблять….)до начала разговора и напоминает в процессе разговора множество раз о правилах, чтобы ни один из детей не начал их нарушать.
* Если правила начинает нарушать кто-то один, используем фразу «Мы помним о правилах», вместо «Петров, дай сказать Иванову, не перебивай».
* Классный руководитель обязательно должен соблюдает ограничения (во время разговора не воспитывать, не судить, не показывать свои эмоции, …)
* Если дети не могут предложить ни одного варианта разрешения конфликта, педагог может «помочь» (например, «Иногда в подобной ситуации поступают так….» или «Другие дети в такой ситуации делают так….» и предложить выбрать путь, который устроит обоих детей).
Далее К списку Назад