Социальный интеллект: что это?
Мы все и дети, и взрослые являемся частью общества, и в течение жизни должны так или иначе проявляться в нем, достигать целей, взаимодействовать с другими людьми. Через общение человек развивается духовно, профессионально, культурно. В беседах и спорах оттачивается умение вести диалог, решаются вопросы, находятся компромиссы, создаются новые проекты. Развитие мира и личности в нем так или иначе сходится в одной точке — коммуникация между людьми. От того, насколько гармонично ребенок вольется в этот процесс, зависит его будущая взрослая социальная, профессиональная и личная жизнь. Развитие социального интеллекта у детей нужно начинать в старшем дошкольном возрасте и продолжать его формирование в школьном возрасте. Это важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, поскольку в значительной мере определяет эффективность освоения социальных систем и функционирование в них, социально-психологическую адаптацию к изменяющимся условиям жизни.
Социальный интеллект школьника — это совокупность знаний, умений навыков (способностей), которые помогают ребенку эффективно взаимодействовать со сверстниками, со взрослыми людьми, помогают правильно выстраивать межличностные отношения.
Социальный интеллект не является врожденным, его нужно формировать, особенно эффективно формирование происходит при организации работы по развитию социального интеллекта при участии родителей и начиная со старшего дошкольного возраста, а продолжая в школьном возрасте. Однако нужно учитывать тот факт, что часто работа по формированию социального интеллекта начинается только в школьном возрасте и не всегда, к сожалению, при участии родителей, а силами только педагогов.
Уровень социального интеллекта не всегда зависит от общего интеллектуального уровня.
Социальный интеллект — это способность, которая формируется в процессе деятельности человека.
Продуктом формирования социального интеллекта является не глубина познания, а социальное приспособление, легкость, «гладкость» во взаимодействии с людьми, успешность социальной адаптации. Социальный интеллект младшего школьника базируется на 5 личностных качествах
- активность,
- эмпатия,
- адаптивность,
- коммуникабельность,
- самоуважение.
Важные условия, необходимые для становления и развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста
- Благоприятная микросреда (благоприятные взаимоотношения со взрослыми: детско-родительские отношения в семье ребенка/ с учителями, педагогами допобразования).
- Разнообразная игровая среда (продолжает остаться важной в младшем школьном возрасте, до тех пор, пока ведущий вид деятельности полностью не сменится с игровой на учебную)
- Применение различных видов игр при работе с младшими школьниками
- Проведение специальных занятий, направленных на развитие социальных и эмоционально-личностных качеств, психолого-педагогическое сопровождение подростков и старших школьников.
- опора на сильные стороны ребенка,
- опора на личностный потенциал,
- опора на свободу,
- опора самостоятельность.
Если взрослый (родитель, педагог) расположен к ребенку, проявляет интерес к его успехам и сопереживает неуспех, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его активность, ребенок выбирает стратегию избегать общения. Позитивными характеристиками являются принятие ребенка, положительное эмоциональное отношение к нему, разумная требовательность родителей, последовательность, предоставление необходимой ребенку самостоятельности, отсутствие чрезмерной строгости в наказаниях (особенно в младшем школьном возрасте).
Компоненты социального интеллекта наиболее продуктивно развиваются у младших школьников в процессе игровой деятельности. Игра является одним из универсальных видов деятельности детей младшего школьного возраста (элементы рекомендованы к использованию в учебной деятельности, при освоении ребенком новых умений и навыков). В игре продолжает происходить развитие психических процессов младшего школьника, совершенствуются умения и навыки взаимодействия со сверстниками в групповой деятельности. Опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Педагоги, работающие с младшими школьниками, отмечают, что дети стали реже играть в коллективные игры (сюжетно-ролевые и игры с правилами), снизилась продолжительность таких игр, упростились сюжеты. Дома в свободное время дети не играют, а занимают себя рисованием, предметными действиями с гаджетами, что снижает интенсивность межличностного общения, тормозит процесс развития социального интеллекта. В игровом сообществе в дошкольной организации у ребенка возникают основные психологические новообразования – ориентация на окружающих, умение оценивать свои поступки и действия с точки зрения культуры общества, развиваются механизмы культуры поведения – контроль и самоконтроль, оценка и самооценка, социальную идентичность – соотнесение себя с группой сверстников, представление о себе, что помогает будущему взрослому человеку в дальнейшем ориентироваться в окружающем пространстве, адекватно реагировать на социальные нормы, принятые в обществе, однако этот процесс активно продолжается весь период младшего школьного возраста и требует активной работы в подростковом возрасте.
Эффективность условий развития социального интеллекта школьников-подростков обусловливается использованием технологии психолого-педагогического сопровождения. Здесь под психолого-педагогическим сопровождением развития социального интеллекта дошкольника мы понимаем взаимодействие между участниками образовательного процесса (педагогами, детьми, родителями).
При этом важны:
При этом важны:
Предпосылки для развития социального интеллекта
у детей младшего школьного возраста
Предпосылка - предварительное условие
1 предпосылка - способность младшего школьника к согласованным действиям с учетом позиции других (частично или полностью сформировна в дошкольном детстве).
2 предпосылка - способность младшего школьника к обоснованию причин собственных действий в отношении других людей как реакции на их поступки.
Портрет младшего школьника с развитым социальным интеллектом
- Умеет устанавливать коммуникативный контакт с детьми;
- Откликается на просьбы других детей
- С удовольствием занимается вместе с взрослым;
- Успешно действует под руководством взрослого;
- Принимает помощь взрослого;
- Часто взаимодействует со сверстниками;
- Моделирует различные отношения в сюжетно - ролевых играх;
- Проявляет лидерские способности;
- Умеет занимать других детей; с удовольствием участвует в играх, предложенных другими детьми;
- Успешно разрешает конфликты со сверстниками;
- Действует самостоятельно;
- Умеет сдерживать проявление своих эмоций, контролировать свое поведение;
- Признает правила предложенные взрослым и другими детьми.
В период предшколы, в старшем дошкольном возрасте, обычно (но как показывает практика далеко не всегда) сформированы 10 основных навыков, характеризующих определенный уровень социального интеллекта
- Понимать правила построения взаимоотношений между людьми;
- Вести себя в группе сверстников/среди взрослых;
- Уметь слушать и слышать сверстников и взрослых;
- Понимать свое и чужое поведение;
- Принимать точку зрения собеседника;
- Адаптироваться к новым социальным условиям;
- Анализировать сложившуюся ситуацию;
- Понимать невербальный язык;
- Строить диалог и выходить из конфликтов;
- Быть открытым новому опыту.
Дети, которые пришли в школу с развитым соразмерно возрасту младшего школьника социальным интеллектом, обладают рядом преимуществ
- Меньше подвержены влиянию стресса
- Легче адаптируются к новым условиям
- Легче социализируются в школе
- Обладают способностью понимать сверстников и педагогов
- Умеют выходить выход из трудных (соразмерно возрасту) жизненных ситуаций,
- Умеют разрешать конфликты
- Не пасуют перед трудностями
- Легко и успешно строят в школе новые отношения
Критериями проявления социального интеллекта младшего школьника могут выступать следующие умения
Социальный интеллект в подростковом и старшем школьном возрасте
Социальный интеллект в подростковом и старшем школьном возрасте – это результат развития психометрического и биологического компонентов под воздействием социокультурных условий.
В структуру социального интеллекта подростка и старшего школьника входят 3 основные компонента
В подростковом и старшем школьном возрасте каждый из трех компонентов социального интеллекта
1) Когнитивный компонент социального интеллекта подростка и старшего школьника – это совокупность
Результат сформированности когнитивного компонента социального интеллекта подростка и старшего школьника это
Когнитивный компонент социального интеллекта подростка – это также и перцептивная сторона общения (то есть восприятие своего собеседника в процессе коммуникации, основанное на полном взаимопонимании).
Подросток, обладающий социальным интеллектом, рамках перцептивной стороны общения умеет «читать»:
2) Эмоциональный компонент социального интеллекта подростка и старшего школьника это
Результат сформированности эмоционального компонента социального интеллекта подростка и старшего школьника это
3) Коммуникативно-организационный компонент социального интеллекта подростка и старшего школьника это
Результат развитого коммуникативно-организационного компонента
3 типичные ошибки, которые важно не допускать
при формировании у школьников устойчивого социального интеллекта
Ошибка 1.
Ограничиваться формированием объема знаний, но не сформировать и не закрепить умение (или сформировать умение, но не сформировать навык).
(Например: ребенку рассказали и даже показали на примере как правильно разрешать конфликты со сверстниками, убеждать взрослых, воздействовать на взрослых через убеждение, но навык остался несформированным).
Ошибка 2.
Вместо того чтобы моделировать (искусственно формировать) ситуации, в которых школьники смогут отработать один и тот же навык с максимальным количеством разных сверстников (потому что с каждым из них взаимодействие будет складываться по-разному), ожидать, что школьнику представится в повседневной жизни достаточно возможностей превратить знания в умения и школьники будут самостоятельно активно применять знания, тренировать умения, чтобы довести их до автоматизма и превратить их в навык.
(Например, у подростка сформировано умение анализировать трудную жизненную ситуацию на предмет поиска выхода из нее, на предмет дальнейших собственных действий, прогнозировать развитие ситуации, но умение не перешло в навык, так как у подростка не было возможности «проиграть» достаточное количество смоделированных ситуаций знакомства, причем с участием взрослого, который вовремя поможет или подскажет).
Ошибка 3.
При формировании социального интеллекта игнорировать важный завершающий этап: этап формирования социального иммунитета.
(например: сформировано умение правильно анализировать сложную жизненную ситуацию, искать выходы в соответствии с обстоятельствами и имеющимися ресурсами, у ребенка получается, он чувствует уверенность в себе, но при попадании в такую ситуацию, когда «что-то пошло не так», подросток теряется, уверенность в себе и чувство безопасности у ребенка пропадает, он отказывается от попыток повторно пробовать разрешать самостоятельно сложные ситуации, начинает избегать потенциально сложных ситуаций, сформированный навык угасает).
Назад