Стратегия обучения дошкольников ненасильственному разрешению конфликтов (с использованием отдельных средств медиации)
- Обучить детей использовать «Я-сообщения» для выражения своих негативных эмоций
- Обучить детей выражать гнев вербально
- Обучить детей правильно понимать причины конфликтов (чтобы уметь их разрешать)
- Обучить детей формулировать свои претензии
- Обучить детей понимать чувства другого
- Обучить детей договариваться о таком разрешении в конфликтной ситуации, которое устроит обе стороны (win-win)
- Обучить детей базовым правилам поведения в конфликте
- Показывать детям в каждой конфликтной ситуации преимущества разрешения любых конфликтов ненасильственным путем с использованием элементов медиации. Формировать у детей негативное отношение к насилию при разрешении любых конфликтов и споров, сравнивать варианты разрешения, демонстрировать разницу в результатах.
- Стимулировать детей, поощрять, помогать детям использовать ненасильственные способы разрешения споров и элементов медиации.
- Использовать исключительно ненасильственные способы и собственным примером приобщать детей к культуре разрешения споров.
Алгоритм
обучения детей
использовать «Я-сообщения» для выражения негативных эмоций
обучения детей
использовать «Я-сообщения» для выражения негативных эмоций
- Предлагайте детям не «нападать» на другого с обвинениями, а говорить о себе.
- Помогайте переформулировать сообщения до тех пор, пока дети не научатся.
(Услышав от ребенка «Ты всегда меня толкаешь на лестнице!», переформулируйте сами «Тебе не нравится, что Петя тебя толкнул») - Поправляйте ребенка, помогая ему научиться говорить от своего имени, о себе.
Вместо «Ты опять меня толкнул!» должно быть «Я не люблю, когда меня толкают!», «Мне не нравится (раздражает), когда меня толкают»!
«Я-сообщение» ни у детей, ни у взрослых не вызывает встречной агрессии и всегда (и детям, и взрослым) помогает избежать новой вспышки гнева и очередных взаимных обвинений.
Алгоритм
обучения детей формулировать свои претензии
обучения детей формулировать свои претензии
- Спросите у детей, которых примиряете, (у каждого из двоих!), из-за чего, по их мнению, случилась ссора? Чем каждый был недоволен? Какие претензии к другому? За что ударил (обозвал, порвал вещи и т.д.).
- Следите, чтобы дети говорили по очереди, не перебивали друг друга и слушали друг друга. (Педагогу эта информация не нужна, ему и так все ясно, проговаривают дети друг для друга)
- Дайте возможность обоим детям сформулировать четко свои претензии другому так, чтобы второй ребенок услышал и понял их.
- Помогите сформулировать, задайте наводящие вопросы.
Это нужно не педагогу (ему и так все ясно), а обоим детям. Умение формулировать претензии, облекать в слова причину конфликта очень важно. Эти умением не владеют, к сожалению, большинство взрослых. Это умение и это действие помогает избежать повторных конфликтов. Часто дети даже не могут сказать, из-за чего возник конфликт, а услышав «претензии» друг друга, удивляются, что неправильно друг друга поняли. Это важный опыт для детей, который они принесут в школьную жизнь, а затем перенесут в эффективное социальное взаимодействие во взрослом возрасте.
Алгоритм
обучения детей понимать чувства другого
обучения детей понимать чувства другого
- Спросите в присутствии обоих поссорившихся детей, что каждый из них чувствовал, когда их обидели? (когда толкнули, ударили, обозвали и т.д.)
- Повторите то, что проговорит ребенок, для второго ребенка («Ване было больно, было обидно» и т.д.)
- Если дети не могут проговорить эмоции и чувства, педагог может помочь им наводящими вопросами («Тебе было больно?», «Ты разозлился?» и т.д.)
Алгоритм
обучения детей договариваться о таком разрешении в конфликтной ситуации, которое устроит обе стороны (win-win)
(Речь не идет о причинении вреда здоровью. Нанесение побоев пресекается педагогом как недопустимое и не обсуждается).обучения детей договариваться о таком разрешении в конфликтной ситуации, которое устроит обе стороны (win-win)
Договариваться можно в ситуациях, когда дети обзываются, не могут поделить игрушки, толкают друг друга, ябедничают друг на друга, рвут или портят рисунки, намеренно ломают поделки и игрушки и т.д.
- 1. Предложите конфликтующим детям сказать друг другу, чего они хотят от обидчика и что готовы сделать сами, чтобы конфликт прекратился (чтобы претензий друг к другу не было). «Что должен сделать Петя, чтобы ты больше не обижался и простил его?». Такой вопрос нужно задать обоим детям.
- Помогите сформулировать «Ты хочешь, чтобы Петя …., тогда ты …. » (например, «Я хочу, чтобы Петя больше никогда меня не обзывал, тогда я не буду отбирать и прятать его игрушки»)
- Если кто-то из детей предлагает нереальное решение (например «Я хочу, чтобы Петя никогда не приходил больше в детский сад, тогда я не буду его обижать»), педагог помогает «Разве это возможно? Давай поищем другие варианты».
- Если дети не могут предложить решений, педагог может подсказать. «Некоторые поступают так…..»(и предложить простое реальное выполнимое решение)».
- Педагогу важно проследить, чтобы дети выполнили данные друг другу обещания.
Условия успеха
при формировании у дошкольников культуры ненасильственного разрешения конфликтов
(с использованием элементов медиации)
при формировании у дошкольников культуры ненасильственного разрешения конфликтов
(с использованием элементов медиации)
- Использование самим педагогом при разрешении детских конфликтов техник, средств, форм и методов, которые используются при разрешении конфликта средствами медиации.
- Обучение детей применению простых, понятных механизмов быстрого ненасильственного разрешения конфликта через
- сюжетно-ролевые игры,
- имитационные игры,
- поведенческие тренинги,
- через просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий разрешения споров
- Привлечение родителей дошкольников к использованию при разрешении детских конфликтов ненасильственных средств, форм и методов, которые использует педагог, которым педагог обучает детей в ДОО.
Назад