Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Онлайн лекторий
Онлайн лекторий
Детские конфликты и их разрешение

Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, притязаниями и с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе.
Конфликты в детской среде неизбежны.

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших дошкольников конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.

Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.

Детский конфликт – это всегда открытое противоборство, столкновение, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник сам еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого и не понимает, что каждый сверстник обладает своим внутренним миром, интересами и желаниями.
В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети (агрессивисты, жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).
Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

Педагог ДОО, владеющий медиативной компетентностью или отдельными элементами медиативного разрешения конфликтов, использует в работе с дошкольниками те же самые инструменты и алгоритмы, которые применяются учителями в современной школе.

Самое важное то, что такой педагог может научить детей старшего дошкольного возраста правильному разрешению конфликтов ненасильственным путем, прививать детям с дошкольного культуру ненасильственного разрешения конфликтов.

Обучение детей дошкольного возраста ненасильственному разрешению конфликтов ни в коей мере не означает обучение детей алгоритмам разрешения споров средствами медиации, которыми пользуются взрослые!

Обучение детей дошкольного возраста ненасильственному разрешению конфликтов - это обучение детей элементам взаимодействия, которые помогут разрешать конфликты.
А именно:
  • обучение проговариванию своих эмоций и чувств,
  • обучение формулированию своих претензий,
  • обучение умению не только облекать в слова и высказывать свои чувства, но и понимать чувства другого,
  • обучение понимать причины конфликта, анализировать, как поступать в будущем, чтобы конфликт не повторился,
  • обучение умению договариваться,
  • обучение обращению к взрослому для разрешения спора, за помощью, а не применение силы.
  • Мы готовим детей к жизни в обществе, где нужно уметь договариваться, в сложных случаях обращаются в полицию, в суд, а не доказывать правоту кулаками и силой.
    Каждому ребенку важно знать, что его действительно слышат, понимают, сочувствуют. Так снижается острота конфликта: ребёнку важно быть услышанным.

    Используя элементы медиации и ненасильственного разрешения конфликтов, мы даем каждому ребенку понимание того, что он услышан.

    Что на самом деле значит «ненасильственное разрешение конфликта»?

    1. Ненасилие должно быть исходной установкой в отношении любого конфликта.
    2. Ненасилие – это посредничество третьего нейтрального (непредвзятого) лица при примирении или при разрешении конфликта (в нашем случае третье лицо - педагог).
    3. Ненасильственное разрешение конфликта - это не традиционное выяснение «кто первый начал», «кто виноват» и авторитарная установка «виноват Петя, дальше будет так…», а поиск согласия - такое разрешение конфликта, при котором оба ребенка будут довольны тем, как разрешился их конфликт и никто не будет чувствовать себя проигравшей или побежденной стороной (win-win).
    4. Ненасильственное разрешение конфликта предполагает, что сам по себе конфликт воспринимается педагогом как нейтральный факт (педагог не занимает ничью сторону, никого не обвиняет, ни за кого не заступается, а помогает детям договориться, как дальше общаться и взаимодействовать, чтобы не ссориться). Внимание: здесь не идет речь о ситуациях, сопряженных с причинением вреда здоровью детьми друг другу.
    5. Ненасильственное разрешение конфликта – разрешение с активным участием обоих детей (оба на равных имеют возможность рассказать о том, что случилось, что стало причиной конфликта (из-за чего возникла драка), высказать свои чувства («обидно, что обзывают», «раздражает, когда берут мои вещи», «разозлило, что толкнули»), предложить свое решение («пусть он извинится, тогда я ….»).


    Причины детских конфликтов

    1. Различные интересы, потребности
      Например: Два ребенка одновременно хотят получить модель самолета. Один хочет получить самолет для того, чтобы бегать и его ловить, другой – чтобы самолет запускать.
    2. Нарушенные отношения
      Например: противоборство между детьми-лидерами в группе.
    3. Внутриличностные проблемы
      Например: детские страхи, мнительность.
    4. Разное понимание справедливости
      Например: один считает, что качаться на качелях должны сначала девочки затем мальчики, мальчики это считают несправедливым.
    5. Недоразумения
      Например: «дал сдачи» по ошибке не виновному, не разобравшись
    6. Большая пространственная близость
      Например: слишком много детей длительное время вынужденно находятся рядом, устают друг от друга, от общения друг с другом.


    Методы, приемы, формы обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций

  • Сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);
  • Имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-либо «человеческий» процесс);
  • Интерактивные игры (игры на взаимодействие);
  • Социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);
  • Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
  • Психогимнастика;
  • Чтение и обсуждение художественных произведений;
  • Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
  • Дискуссии.


  • 5 целей обучения дошкольника ненасильственному разрешению конфликтов с элементами медиации

    1. С целью обеспечения преемственности в образовании.
    2. С целью формирования современной культуры правильного поведения в сложных жизненных ситуациях.
    3. С целью успешной интеграции в школьном социуме.
    4. С целью обеспечения детей инструментами межличностного взаимодействия в обществе.
    5. С целью обеспечения ребенка умениями и навыками успешной социализации.


    6 частых ошибок педагога при формировании у детей культуры ненасильственного разрешении конфликтов и споров

    1. Собственный негативный пример и решение конфликтов авторитарным силовым путем
      «Разойдитесь в разные стороны, раз не умеете играть вместе», «виноват Петя, потому что я так решила».
    2. Использование попустительского стиля общения
      «Сами разберутся»
    3. Бессистемность, непоследовательность
      Сегодня, разрешая конфликты, выслушиваем детей и вместе с детьми выясняем причины, а завтра «как я сказала, так и будет».
    4. Поверхностное отношение к анализу причин детского конфликта и разрешение детских споров с позиции собственного опыта (взрослого человека, педагога), а не с учетом опыта и возраста конфликтующих детей.
      «Нашли из-за чего обижаться и ссориться»
    5. Желание быстро «замять» детский конфликт, внимание собственным эмоциям и опасениям, а не эмоциям конфликтующих детей
      «Не хватало еще разбирательств с родителями, идите и играйте в разных углах площадки.»
    6. Нежелание тратить время на выяснение истинных причин, нежелание учить детей понимать чувства других и причины конфликта, отсутствие времени и желания учить поссорившихся детей договариваться о разрешении конфликта.
      «Быстро помирились при мне, оба извинились и пошли играть.»


    Назад