Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Онлайн лекторий
Онлайн лекторий
Социальный иммунитет дошкольника: что это?

Формирование личности ребенка и создание условий для её раскрытия – это важнейшее направление деятельности педагога. Формирование гармоничной личности невозможно без определенного уровня социальной безопасности, а главное без достаточного уровня духовного здоровья ребенка.

Социальная безопасность – такое состояние общества, в котором не только обеспечивается определенный уровень социальных благ, но и гарантируется минимальный риск для жизни, минимальный риск для физического и психического здоровья.

Духовное здоровье ребенка – это психическое благополучие ребенка, его психическая гармония.

Сегодня у многих педагогов ДОО все чаще вызывают беспокойство немотивированная агрессия, страхи фантомных героев, гипертрофированный интерес к вопросам пола, деструктивное (разрушающее) поведение дошкольников. Это – деформация развития личности ребенка, скрытые симптомы духовного нездоровья дошкольников.

Деформация развития личности, духовное нездоровье детей порождаются негативными психическими процессами, возникают под воздействием внешних факторов, представляют серьезные риски для психического здоровья детей.

Термин «иммунитет» возник от латинского слова «immunitas» и означает освобождение, избавление от чего-либо.

Социальный иммунитет ребенка - это способность ребенка защищаться от негативных внешних факторов, приспосабливаться к окружающему миру.

Социальный иммунитет ребенка – это устойчивость ребенка к деформациям.

Социальный иммунитет ребенка – это способность ребенка противостоять воздействиям внешних деформаций и сохранить социальное здоровье личности в целом.

Высокий уровень развития социального иммунитета у ребенка это
  • необходимое условие безопасного бытия в социуме,
  • важный фактор гармоничного развития личности


  • Формирование у ребенка социального иммунитета

    Формирование у ребенка социального иммунитета — это формирование системы защитных возможностей, позволяющих ребенку противостоять негативным внешним и внутренним факторам и обеспечить целостность личности.

    Сформировать у ребенка социальный иммунитет и сохранить его социальное здоровье* - это значит
  • помочь ребенку минимизировать негативное влияние на его личность,
  • помочь предотвратить деформацию личности,
  • помочь противостоять негативным внешним и внутренним факторам среды.
  • *Социальное здоровье – состояние, определяющее способность человека контактировать с социумом.

    Сформировать у ребенка социальный иммунитет для предотвращения опасностей негативного влияние на его личность - значит
  • сформировать защитные механизмы,
  • сформировать защитные возможности,
  • - сформировать защитные ресурсы.

  • Каждый ребенок обладает большими защитными ресурсами социального здоровья, психического и физического здоровья. Благодаря защитным факторам (ресурсам/механизмам), каждый ребенок может стать полноценным гражданином, сохранить целостность личности, невзирая ни на какие неблагоприятные обстоятельства.
    Защитные факторы, формирующие социальный иммунитет ребенка

    Все факторы можно разделить на 2 группы
  • на внешние защитные ресурсы (поддерживают ребенка в жизни, ставят его в необходимые рамки, очерчивают границы приемлемого поведения),
  • на внутренние качества, определяющие стиль поведения ребенка.

  • Так, взрослым (родителям/педагогам), желающим сформировать устойчивый социальный иммунитет ребенка НУЖНО:
    1. Сформировать внешние защитные ресурсы
    2. Сформировать внутренние защитные ресурсы

    Внешние защитные ресурсы это

  • поддержка семьи
  • родители/педагоги, как образец социальных связей
  • благоприятное общение с родителями
  • благоприятное общение с педагогами
  • участие родителей в жизни ДОО
  • положительный микроклимат в ДОО
  • единые правила в воспитании ребенка у родителей и у педагогов ДОО
  • контроль со стороны родителей
  • контроль со стороны педагогов ДОО
  • организованный досуг
  • хорошие друзья
  • дополнительное образование


  • Внутренние защитные ресурсы это

  • стремление к успеху
  • стремление к познанию нового
  • стремление помогать сверстникам и взрослым
  • умение сопереживать другим
  • навыки уверенного отстаивания своего мнения
  • навыки принятия решений
  • умение находить друзей
  • навыки самостоятельного планирования
  • адекватная самооценка
  • оптимизм


  • Внешние защитные и внутренние защитные качества ребенка не являются врожденными, их можно и нужно формировать.

    Защитные факторы (возможности) обладают свойством накапливаться. Чем больше их у ребенка, тем лучше.

    Для формирования социального иммунитета, способности приспосабливаться к окружающему миру, правильно защищаться от разнообразных негативных внешних факторов взрослым (и родителям, и педагогам) важно знать, не только что делать нужно, но и что делать не нужно.

    Родителям и педагогам, желающим сформировать у детей устойчивый социальный иммунитет, успешно сформировать внутренние и внешние защитные факторы личности ребенка, важно понимать, чего делать не нужно (нельзя) и придерживаться предложенных ограничений.
    Перечень ограничений для взрослых, формирующих у ребенка социальный иммунитет (внутренние и внешние защиты ребенка).

    Взрослому не нужно:
    1. Устанавливать правила/менять требования на ходу.
    2. Злоупотреблять властью.
    3. Делать так, что ребенок постоянно и во всем чувствует виноватым.
    4. Оскорблять ребенка.
    5. Слишком сурово наказывать.
    6. Полностью предоставлять ребенка самому себе.
    7. Чрезмерно опекать или во всем потакать.
    8. Переоценивать или недооценивать ребенка.
    9. Ухаживать за ребенком не по возрасту, как за младенцем .
    10. Делать за ребенка все, что он в состоянии сделать сам.
    11. Оценивать ребенка как «хорошего» или « плохого».
    12. Громко ссориться с ребенком, скандалить.
    13. Чрезмерно баловать.
    14. Позволять бездарно и бессмысленно проводить время.
    15. Постоянно только критиковать, не отмечая ничего хорошего.
    16. Незаслуженно хвалить.
    17. Забывать о том, что свободу ребенка следует иногда ограничивать.
    18. Требовать от ребенка во всем совершенства.
    19. Безотчетно поддаваться желанию «поступать от противного».
    20. Позволять ребенку проводить в сети интернет неограниченное время, давать доступ к информации, не соответствующей возрасту ребенка.


    Анкета для взрослого (воспитателя)
    Анализ наличия защитных возможностей у ребенка.

    Чтобы узнать, какими защитными возможностями уже обладает ребенок, а какие защитные ресурсы ему необходимы, можно воспользоваться анкетой.
    В приведенной анкете взрослому нужно просто отметить «да» на утверждения, которые кажутся ему справедливыми применительно к конкретному ребенку, затем проанализировать полученный результат.
    1. Дома ребенок окружен теплом и заботой.
    2. У ребенка есть значимый взрослый, который может его поддержать, помочь.
    3. У ребенка есть не один, а несколько (не менее пяти) взрослых, с которыми у него налажен контакт (пожаловаться, посоветоваться, попросить помощи, попросить защиты и т.д.).
    4. Ребенок может (умеет) разговаривать со взрослыми на волнующие его темы (сформулировать свои детские проблемы, попросить помощи).
    5. У ребенка есть взрослый, который ежедневно искренне интересуется его жизнью (взаимоотношением ребенка с друзьями во дворе, в ДОО), его детскими достижениями, его интересами, детскими (но важными для ребенка) проблемами и т.д.
    6. Родители отчетливо выражают свои требования к поведению ребенка.
    7. Родители устанавливают правила и требования к поведению ребенка.
    8. В ДОО доброжелательная атмосфера, ребенок не испытывает дискомфорта.
    9. Когда ребенок уходит с кем-то из дома, родители всегда знают где он, с кем он, когда вернется.
    10. Родители ограничивают количество времени, которые ребенок может провести вне дома.
    11. Друзья ребенка влияют на него хорошо.
    12. Ребенок посещает детский сад систематически, активен на занятиях.
    13. Ребенок готовится к поступлению в школу, как все его сверстники.
    14. Ребенок стремится помогать окружающим, эмпатичен.
    15. Ребенку небезразличны беды других, он умеет проявлять сострадание (жалеет бездомных животных, просит взять домой/покормить).
    16. Ребенку небезразличны чувства других людей (жалеет сверстников/друзей, беспокоится о родственниках, если видит, что им плохо).
    17. Убеждения ребенка таковы, что не позволяют ему обижать слабых/маленьких.
    18. Ребенок придерживается своих собственных убеждений, не идет на поводу.
    19. Ребенок может принимать разумные решения (согласно своему возрасту).
    20. Ребенок легко находит друзей.
    21. Ребенок доволен собой и своей жизнью.
    22. Ребенок надеется (уверен) в своем счастливом будущем.
    23. Ребенок умеет достаточно спокойно относиться к недоброжелательному отношению со стороны незнакомых сверстников, знает, что все люди разные, «всем мил не будешь», умеет игнорировать «не принимать близко к сердцу» негативные реакции сверстников, не теряет чувство безопасности.
    24. У ребенка имеются навыки безопасного поведения.


    Назад