Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Онлайн лекторий
Онлайн лекторий
Социальный интеллект: что это?

Мы все и дети, и взрослые являемся частью общества, и в течение жизни должны так или иначе проявляться в нем, достигать целей, взаимодействовать с другими людьми. Через общение человек развивается духовно, профессионально, культурно. В беседах и спорах оттачивается умение вести диалог, решаются вопросы, находятся компромиссы, создаются новые проекты. Развитие мира и личности в нем так или иначе сходится в одной точке — коммуникация между людьми. От того, насколько гармонично ребенок вольется в этот процесс, зависит его будущая взрослая социальная, профессиональная и личная жизнь. Развитие социального интеллекта у детей в дошкольном возрасте - важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, поскольку в значительной мере определяет эффективность освоения социальных систем и функционирование в них, социально-психологическую адаптацию к изменяющимся условиям жизни.

Социальный интеллект ребенка — это совокупность знаний, умений навыков (способностей), которые помогают ребенку эффективно взаимодействовать с другими детьми, со взрослыми людьми, помогают правильно выстраивать межличностные отношения.

Социальный интеллект не является врожденным, его нужно формировать, особенно эффективно было бы организовывать работу по развитию социального интеллекта начиная со старшего дошкольного возраста.

Продуктом социального интеллекта является не глубина познания, а социальное приспособление, легкость, «гладкость» во взаимодействии с людьми, успешность социальной адаптации.

Уровень социального интеллекта не всегда зависит от общего интеллектуального уровня.

Социальный интеллект ребенка базируется на 5 личностных качествах
  1. активность,
  2. эмпатия,
  3. адаптивность,
  4. коммуникабельность,
  5. самоуважение.


Важные условия, необходимые для становления и развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

  1. Благоприятная микросреда (благоприятные отношения со взрослыми: детско-родительские отношения в семье ребенка/ с воспитателями в ДОУ, дошкольная группа);
  2. Если взрослый расположен к ребенку, проявляет интерес к его успеху и сопереживанию неуспеха, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его активность, ребенок выбирает стратегию избегать общения. Позитивными характеристиками являются принятие ребенка, положительное эмоциональное отношение к нему, разумная требовательность родителей, последовательность, предоставление необходимой ребенку самостоятельности, отсутствие чрезмерной строгости в наказаниях.
  3. Разнообразная игровая среда
  4. Компоненты социального интеллекта наиболее продуктивно развиваются у старших дошкольников в процессе игровой деятельности. Игра является одним из универсальных видов деятельности детей дошкольного возраста. В ней происходит развитие психических процессов ребенка, совершенствуются умения и навыки взаимодействия с товарищами в групповой деятельности. Опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
  5. Применение различных видов игр в ДОУ
  6. Педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что дети стали реже играть в коллективные игры (сюжетно-ролевые и игры с правилами), снизилась продолжительность таких игр, упростились сюжеты. Дома в свободное время дети не играют, а занимают себя рисованием, предметными действиями с гаджетами, что снижает интенсивность межличностного общения, тормозит процесс развития социального интеллекта. В игровом сообществе в ДОУ у ребенка возникают основные психологические новообразования – ориентация на окружающих, умение оценивать свои поступки и действия с точки зрения культуры общества, развиваются механизмы культуры поведения – контроль и самоконтроль, оценка и самооценка, социальную идентичность – соотнесение себя с группой сверстников, представление о себе, что помогает будущему взрослому человеку в дальнейшем ориентироваться в окружающем пространстве, адекватно реагировать на социальные нормы, принятые в обществе.
  7. Проведение специальных занятий, направленных на развитие социальных и эмоционально-личностных качеств, психолого-педагогическое сопровождение
  8. Эффективность условий развития социального интеллекта дошкольников обусловливается использованием технологии психолого-педагогического сопровождения. Здесь под психолого-педагогическим сопровождением развития социального интеллекта дошкольника мы понимаем взаимодействие между участниками образовательного процесса (педагогами, де тьми, родителями).
    При этом важны:
    • опора на сильные стороны ребенка,
    • опора на личностный потенциал,
    • опора на свободу,
    • опора самостоятельность.


10 навыков старшего дошкольника со сформированным социальным интеллектом

  1. Понимать правила построения взаимоотношений между людьми;
  2. Вести себя в группе сверстников/среди взрослых;
  3. Уметь слушать и слышать сверстников и взрослых;
  4. Понимать свое и чужое поведение;
  5. Принимать точку зрения собеседника;
  6. Адаптироваться к новым социальным условиям;
  7. Анализировать сложившуюся ситуацию;
  8. Понимать невербальный язык;
  9. Строить диалог и выходить из конфликтов;
  10. Быть открытым новому опыту.


10 преимуществ ребенка со сформированным социальным интеллектом

Дети с развитым социальным интеллектом обладают рядом преимуществ:
  1. Большего добиваются в жизни
  2. Меньше подвержены влиянию стресса
  3. Легче адаптируются к изменяющимся условиям
  4. Легче социализируются
  5. Обладают способностью понимать людей
  6. Успешны в начинаниях
  7. Умеют выходить выход из трудных жизненных ситуаций,
  8. Умеют разрешать конфликты
  9. Не пасуют перед трудностями
  10. Легко и успешно строят новые долгосрочные отношения


Критерии проявления социального интеллекта у детей дошкольного возраста

Критериями проявления социального интеллекта могут выступать следующие умения:
  • Умеет устанавливать межличностные контакты со сверстниками и взрослыми;
  • Умеет объяснять различные психические состояния (собственные и наблюдаемые у других людей)
  • Умеет анализировать поведение собственное и других людей во время общения;
  • Умеет сопереживать и сочувствовать другим людям.


  • Предпосылки для развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

    Предпосылка - предварительное условие.
    1 предпосылка - способность дошкольников к согласованным действиям с учетом позиции других. 2 предпосылка - способность дошкольника к обоснованию причин собственных действий в отношении других людей как реакции на их поступки.


    Портрет ребенка-дошкольника с развитым социальным интеллектом

  • Умеет устанавливать коммуникативный контакт с детьми;
  • Откликается на просьбы других детей
  • С удовольствием занимается вместе с взрослым;
  • Успешно действует под руководством взрослого;
  • Принимает помощь взрослого;
  • Часто взаимодействует со сверстниками;
  • Моделирует различные отношения в сюжетно-ролевых играх;
  • Проявляет лидерские способности;
  • Умеет занимать других детей; с удовольствием участвует в играх, предложенных другими детьми;
  • Успешно разрешает конфликты со сверстниками;
  • Действует самостоятельно;
  • Умеет сдерживать проявление своих эмоций, контролировать свое поведение;
  • Признает правила предложенные взрослым и другими детьми.


  • 3 типичные ошибки, которые важно не допускать при формировании у дошкольников устойчивого социального интеллекта

    Ошибка 1.
    Ограничиваться формированием объема знаний, но не сформировать и не закрепить умение или сформировать умение, но не сформировать навык
    (например: ребенку рассказали и даже показали на примере как правильно просить помощи у взрослых, как разрешать конфликты со сверстниками, но навык не сформировали)

    Ошибка 2.
    Вместо того чтобы моделировать (искусственно формировать) ситуации, в которых дети смогут отработать один и тот же навык с максимальным количеством разных детей (потому что с каждым из них взаимодействие будет складываться по-разному), ожидать, что ребенку представится в повседневной жизни достаточно возможностей превратить знания в умения и довести до автоматизма умения, чтобы превратить их в навык.
    (Например, сформировано умение знакомства, но умение не перешло в навык, так как у ребенка не было возможности «проиграть» достаточное количество смоделированных ситуаций знакомства, причем с участием взрослого, который вовремя поможет или подскажет).

    Ошибка 3.
    При формировании социального интеллекта проигнорировать важный завершающий этап: этап формирования социального иммунитета.
    (например: сформировано умение знакомства, у ребенка получается, он чувствует уверенность в себе, но при попадании в ситуацию, когда кто-то на предложение знакомства реагирует недоброжелательно, отказывается общаться, оказывается недружелюбным, ребенок теряется и начинает избегать знакомств, сформированный навык угасает, уверенность в себе и чувство безопасности у ребенка пропадает)


    Назад