Что такое медиация?
Медиация – это технология урегулирования конфликта с участием третьей беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны. Третья беспристрастная сторона, помогающая разрешить конфликт, именуется медиатором.
Технология медиации предполагает, что с помощью нейтрального третьего лица стороны конфликта (спора) выработают соглашение по спору.
Медиация не имеет никакого отношения к медитации.
В настоящее время в России официально применяется медиация как самостоятельная процедура, в так же применяются отдельные медиативные техники и элементы медиации.
Медиация использовалась изначально исключительно в правовом поле юристами в арбитражных и гражданских судах. Применение медиации в гражданском праве регламентируется Федеральным законом № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Закон был принят в 2010 году и вступил в силу 1 января 2011 года.
Этим законом устанавливается внесудебная процедура урегулирования гражданско-правовых споров при участии нейтральных лиц (медиаторов) как альтернатива судебному или административному разбирательству. В гражданском праве при применении медиации заключаются договоры со сторонами, существует масса требований, правил, ограничений и т.д.
Медиативные технологии с 2014 года активно применяются в общеобразовательных организациях. По распоряжению Министерства образования РФ во всех школах всех без исключения регионов РФ созданы службы разрешения конфликтов (службы школьной медиации) и в каждой школе обязательно есть педагоги, которые прошли обучение применению технологии медиации в образовательном процессе.
Педагоги всех школ применяют техники, методы, элементы медиации при разрешении любых межличностных споров между школьниками с 1 по 11 класс, между школьниками и педагогами, конфликты между родителями и педагогами с участием детей. Руководители общеобразовательных организаций также владеют техниками медиации и применяют медиативные техники и алгоритмы для разрешения конфликтов между педагогами внутри коллектива.
Для применения средств медиации в качестве вспомогательных инструментов в воспитательной работе, при разрешении конфликтов между дошкольниками, педагог не обязан знать в подробностях, учить и строго исполнять закон № 193-ФЗ, знать все о медиации в России, соблюдать бюрократические формальности в виде оформления договоров, придерживаться кодексов для медиатора, правил проведения процедур, обязательных для профессиональных медиаторов и лиц, оказывающих услуги медиаторов на профессиональной основе. Педагог, применяющий медиативые приемы и техники, - не является профессиональным медиатором.
Для применения отдельных техник, алгоритмов (например, алгоритма примирительной беседы при разрешении конфликта или ситуации, схожей с конфликтной, провоцирующей конфликт) педагог не обязан досконально изучать и знать все имеющиеся в арсенале профессиональных медиаторов техники и приемы.
Медиативная компетентность педагога ДОО
Что понимается под медиативной компетентностью педагога ДОО?
Педагог-воспитатель, владеющий медиативной компетентностью, сможет очень эффективно использовать в повседневной работе с несовершеннолетними и их родителями любые средства медиации – отдельные инструменты и технологии медиации, алгоритмы, аналогичные тем, которые применяются при проведении процедуры медиации, и направлены на конструктивное общение и разрешение конфликтов.
Педагог, владеющий даже небольшим объемом знаний о порядке разрешения конфликтов средствами медиации, всегда сможет самостоятельно применять медиативный подход в работе с несовершеннолетними, действуя по алгоритму.
Медиативная компетентность педагога - определенный объем знаний, умений и навыков педагога, способствующих его эффективной деятельности по нормализации межличностных отношений между детьми в конфликтных ситуациях.
Педагог ДОО, обладающий медиативной компетентностью,
Урегулирование конфликта медиатором в процессе процедуры медиации и использование педагогом средств и техник медиации – одно и то же?
Проведением официальной процедуры медиации в гражданском деле занимается профессиональный медиатор.
При этом:
При этом применение педагогами отдельных алгоритмов и техник медиации не требует от педагогов того объема компетенций, которыми обладают профессиональные дипломированные медиаторы-юристы, использующие медиацию как полноценную юридическую процедуру в досудебном разрешении споров по гражданским делам.
К педагогам школ и детских садов при применении ими отдельных медиативных техник, алгоритмов, приемов для разрешения конфликтов между взрослыми (например, между родителями дошкольников или школьников) не устанавливаются законом никакие требования по заключению каких-либо соглашений, договоров, соблюдение ограничений и т.д., которые устанавливаются к медиаторам, деятельность которых может осуществляться как на профессиональной основе, которые ведут гражданские дела, прошли курс обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством РФ.
Применение педагогами школ и детских садов медиативных техник, алгоритмов, элементов медиации – это абсолютно иное направление деятельности (по сравнению с деятельностью профессиональных медиаторов-юристов).
Педагоги детских садов и школ обучаются навыкам медиации и приобретают медиативную компетентность с целью участия в формировании у детей дошкольного и школьного возраста культуры межличностного взаимодействия и культуры ненасильственного разрешения конфликтов и споров.
Педагог ДОО, как и школьный учитель, использует отдельные инструменты медиации в качестве дополнения к имеющимся в его арсенале средствам и методам воспитательной работы. Для успешного и эффективного применения инструментов медиации необходим определенный объем знаний и умений (например, анализировать и видеть скрытые причины детских конфликтов, знать и применять алгоритмы их разрешения).
Соблюдать ограничения, предусмотренные для профессионального медиатора, получать согласие на использование средств медиации и т.д. педагоги не обязаны и не должны.
6 преимуществ урегулирования детского конфликта средствами медиации
Преимущество 1
Применение средств медиации при разрешении конфликтов между старшими дошкольниками позволяет педагогу избавиться от 60% повторных конфликтов.
Преимущество 2
Как известно, более половины конфликтов происходят по причине неурегулированных конфликтов, или конфликтов, разрешенных административным путем («как сказал воспитатель, так и будет правильно»), итогом разрешения которых стороны (одна из сторон) остались не удовлетворены.
При использовании навыков урегулирования конфликта средствами медиации педагог сможет разрешить детский конфликт быстро, выяснив и устранив причины, без угрозы повторения, решением останутся довольны обе стороны, причины конфликта будут выяснены и будет принято решение о том, как сделать так, чтобы у конфликтующих не оставалось претензий и поводов для повторных конфликтов.
Педагог избавляет себя от разрешения конфликтов с участием родителей, так как правильно разрешенные детские проблемы позволяют не вовлекать в них родителей.
Преимущество 3
В результате всех конфликтов, разрешенных административным путем (с разбирательствами «кто первый начал, кто прав, кто виноват»), определяется правая и виноватая сторона. Признанный виновным ребенок чувствует себя несправедливо наказанным, не услышанным, считает разрешение конфликта несправедливым и обращается к родителям. Родители своему ребенку всегда (!) верят и приходят в детский сад искать справедливости. Воспитатель (или уже заведующий) в итоге вынужден разрешать конфликт повторно, но уже с участием родителя (или родителей обеих сторон).
Педагог избавляет себя от необходимости принуждать детей к примирению (и не оставляет проблему, ставшую причиной конфликта, не разрешенной).
Преимущество 4
При использовании алгоритмов и средств медиации, педагогу нет необходимости авторитарным способом разрешать проблему и принуждать детей к соблюдению решения о том, как детям взаимодействовать дальше. Решение о том, как будет разрешен конфликт, принимает не педагог, а сами конфликтующие дети (при участии и помощи педагога). Такое разрешение конфликта всегда устраивает обе стороны (потому что они сами помирились).
Педагог избавляет себя от необходимости урегулировать ситуации возможного скрытого насилия, так как разрешенный средствами медиации конфликт исключает предпосылки для появления буллингового поведения, открытой и скрытой травли, организованной детьми, неудовлетворенными итогом разбирательств.
Преимущество 5
Практика показывает, в большинстве случаев буллинговое поведение старших дошкольников и младших школьников спровоцировано стремлением отомстить за мнимую или реальную несправедливость, восстановить авторитет в коллективе сверстников, доказать свою силу вне зависимости от того прав ребенок или нет. Если конфликтная ситуация разрешена так, что интересы каждого ребенка соблюдены, то негатива нет, желания мстить и доказывать праву, восстанавливать справедливость тоже нет, а значит и причин для буллинга не возникнет.
Разрешать конфликты любой сложности быстро, всегда по единому и эффективному алгоритму с конкретным результатом.
Преимущество 6
Разрешение любого конфликта всегда сопровождается неприятными эмоциями и разбирательствами «кто первый начал», и итогом «кто прав», «кто виноват». Всегда один из детей считает себя незаслуженно обиженным и не услышанным педагогом, который разбирался в неприятном инциденте. Традиционным способом проведенные разбирательства приводят к определенному результату, но никогда не приводят к тому решению, которым остаются удовлетворены оба ребенка.
Правильное применение алгоритма, схожего с тем, который используется профессиональными медиаторами при разрешении конфликтов, всегда приведет к результату, который устроит обоих детей и конфликт не повторится, а дети смогут общаться дальше без агрессии.
Правильное применение алгоритма, схожего с тем, который используется профессиональными медиаторами при разрешении конфликтов, всегда приведет к результату, который устроит обоих детей и конфликт не повторится, а дети смогут общаться дальше без агрессии.
Разрешать конфликтные ситуации ненасильственным, не авторитарным (не административным) путем.
В большинстве случаев, несогласие одной из сторон с решением конфликта, разрешенного авторитарным путем, приводит к повторным конфликтам по той же причине или к конфликтам между этими же детьми по любым, почти всегда надуманным поводам.
Авторитарный (административный) путь – это путь разрешения конфликта через применение властных полномочий педагога. При авторитарном пути разрешения конфликта решение за детей принимает педагог. В итоге один из детей оказывается правым, другой виноватым (иными словами - один побеждает и утверждает свою позицию, а другой проигрывает).
Проигравшая в ходе разбирательств и вынужденного примирения сторона, не сумев отстоять себя и защитить свои позиции, чувствует себя незаслуженно обделенной вниманием взрослых, чувствует себя непонятой, не услышанной, недооцененной, униженной, остается недовольна результатом, желает доказать свою правоту, считает, что конфликт разрешен несправедливо. Для стороны, которая «назначена виновной», конфликт НЕ завершен, а только усугубился. Проигравшая сторона всегда чувствует себя несправедливо и незаслуженно проигравшей. Если пришлось извиняться по принуждению или последовало любое наказание (пусть даже просто сообщили родителям, отправили «на стульчик»), у детей старшего дошкольного возраста уже появляется желание отомстить. Причем отомстить не только обидчику, но и тому воспитателю, который вынес «несправедливое» решение. Кроме жажды мести, злости, чувства несправедливости у проигравшей стороны появляется агрессия и желание восстановить справедливость своими силами, силами товарищей, силами родителей. Так в качестве мести воспитателю появляются выдуманные детьми для родителей истории о том как «воспитатель бьет», «закрывает в туалете» и т.д.
Проигравшая в ходе разбирательств и вынужденного примирения сторона, не сумев отстоять себя и защитить свои позиции, чувствует себя незаслуженно обделенной вниманием взрослых, чувствует себя непонятой, не услышанной, недооцененной, униженной, остается недовольна результатом, желает доказать свою правоту, считает, что конфликт разрешен несправедливо. Для стороны, которая «назначена виновной», конфликт НЕ завершен, а только усугубился. Проигравшая сторона всегда чувствует себя несправедливо и незаслуженно проигравшей. Если пришлось извиняться по принуждению или последовало любое наказание (пусть даже просто сообщили родителям, отправили «на стульчик»), у детей старшего дошкольного возраста уже появляется желание отомстить. Причем отомстить не только обидчику, но и тому воспитателю, который вынес «несправедливое» решение. Кроме жажды мести, злости, чувства несправедливости у проигравшей стороны появляется агрессия и желание восстановить справедливость своими силами, силами товарищей, силами родителей. Так в качестве мести воспитателю появляются выдуманные детьми для родителей истории о том как «воспитатель бьет», «закрывает в туалете» и т.д.
! Важно помнить, что авторитарный способ в условиях образовательной организации, как и в условиях социума нельзя исключать полностью, а в ситуациях причинения вреда здоровья, грубого нарушения ребенком прав других детей применять нужно.
Педагог, владеющий медиативной компетентностью, применяет единый алгоритм разрешения конфликта средствами медиации и выступает не в роли «судьи», а в роли «посредника» в детском конфликте.
Педагог, применяющий средства медиации, не выясняет «кто первый начал». Конфликт уже состоялся. Поэтому выяснять «кто первым начал» для цели примирения уже не имеет никакого смысла. Это выяснение лишь усугубляет эмоции и негатив.
Цель педагога, применяющего средства медиации - не решить за детей, не навязать свое решение, не заставить примириться, а сделать так, чтобы дети могли договориться: что сделает каждый из конфликтующих, чтобы конфликт был исчерпан и обе стороны остались удовлетворены результатом. При таком разрешении не последует обид, агрессии, жажды мести. При правильном применении средств медиации ни у одного из детей не останется чувства несправедливого разрешения конфликта.
Применение средств медиации позволяет прояснить (и показать детям) истинные причины конфликта и принять решение, направленное на устранение истинных, часто скрытых, причин. Решение о том, как именно будет разрешен конфликт, принимается не педагогом, а самими детьми.
5 правил, которые должны соблюдать дети при примирении
- Во время разговора примиряющего педагога (разбирающегося в инциденте) детям запрещено оскорблять, обзывать друг друга,
- Детям запрещено перебивать друг друга. Говорить дети должны строго по очереди (это решает педагог),
- Педагог первым задает вопросы и говорит, а не дети.
- Право говорить детям предоставляет педагог (именно он является в примирительном разговоре «ведущим», только он, зная алгоритм беседы и порядок действий, определяет, кому из детей, в какой момент разговора можно и нужно высказаться),
- Во время примирительного разговора дети должны отвечать только на те вопросы, которые задает педагог, рассказывать только о том, о чем спрашивает педагог. Реплики и выпады второго участника конфликта педагог пресекает, чтобы не спровоцировать новый конфликт. При несоблюдении этих правил примирительный разговор может завершиться не быстрым и конкретным результатом (примирением), а остаться «просто эмоциональным разговором о конфликте».
6 особенностей применения педагогом медиативных техник для ненасильственного разрешения конфликта
Педагогу важно помнить некоторые особенности применения медиативных техник при примирении. Особенность 1.
Цель разговора педагога с детьми после конфликта – не воспитание, не формирование личностных качеств/установок/ моральных ценностей/ эмпатии, а разрешение конкретной конфликтной ситуации и достижение конкретной договоренности по этой конкретной проблеме.
Особенность 2.
Цель разговора педагога с детьми после конфликта - это быстрый результат, который устроит всех, быстрое прояснения причин конфликта, быстрое разрешение ситуации. Результат – это договоренность о том, что именно согласен сделать каждый из конфликтующих детей, чтобы конфликт не повторился и негатива ни у одного их детей не оставалось.
Особенность 3.
Цель разговора педагога с конфликтующими детьми – не демонстрация своего отношения, не комментарии эмоций, не выражение своего мнения и отношения к произошедшему (это для целей быстрого примирения бессмысленно, лишь затянет примирительный разговор и накалит эмоции), а примирение детей win-win (то есть обе стороны остаются довольны решением, которые приняли сами для примирения).
Особенность 4.
Примирение детей не тождественно традиционному разбирательству с назначением «виновного» и указанием детям «как вести себя дальше». Истинное примирение – это завершение негативной ситуации, которая спровоцировала конфликт, завершенные, проговоренные детьми эмоции (высказанная словами обида, гнев), справедливое, по мнению каждого из детей, решение конфликта.
Особенность 5.
Профессиональный медиатор исходит из позиции «случившегося не исправить». Он не выражает свои эмоции «ну как же так…опять…», не выясняет детали «кто первый начал драку». Медиатор исходит из того, что драка уже состоялась, а для разрешения конфликта и примирения важно не то, кто ударил первым, а что стало причиной, как сделать так, чтобы конфликт не повторился и что должен сделать каждый из детей для примирения.
Для медиатора важнее не действия прошлого (которого не исправить), а действия будущего (которые помогут помириться и не конфликтовать в будущем).
Руководствуясь этим принципом, целью педагога, применяющего медиативные техники и приемы, должна быть цель не разбираться «кто первый начал» и не судейское решение «кто прав, а кто виноват» (это важно только в суде), а помощь детям в быстром разрешении конфликта, примирении и избавлении от негатива.
Руководствуясь этим принципом, целью педагога, применяющего медиативные техники и приемы, должна быть цель не разбираться «кто первый начал» и не судейское решение «кто прав, а кто виноват» (это важно только в суде), а помощь детям в быстром разрешении конфликта, примирении и избавлении от негатива.
Особенность 6.
Цель педагога, применяющего медиативные техники, владеющего медиативными компетенциями, - помочь конфликтующим детям договориться «Что именно должен сделать каждый из конфликтующих для того, чтобы взаимные претензии были исчерпаны, а конфликт в будущем не повторился».
Названные особенности часто кажутся педагогам (чья миссия воспитывать и учить) странной. Однако именно это позволяет достигнуть результата (завершения конфликта и примирения) быстро, без затрат времени и усилий на эмоции, выражение недоумений, недовольств и т.д.
Важно.
Не все ситуации можно урегулировать, применяя исключительно средства медиации. Медиация призвана достигать договоренностей по конфликтам, в которых самым важным является восстановить нарушенные взаимоотношения, договориться об условиях дальнейшего мирного сосуществования.
В случаях необходимости возмещения материального ущерба, полученного в результате детского конфликта, вреда, нанесенного здоровью ребенка (испорченные вещи ребенка, причинение вреда здоровью) необходимо принимать решения совместно с родителями детей. Использование медиативных приемов в таких случаях позволяет достичь договоренности о путях возмещения вреда быстрее, но не может заменить необходимости возмещать вред.
8 ошибок педагога
(по результатам рассмотрения последовавших от родителей жалоб в контрольно-надзорные органы)
(по результатам рассмотрения последовавших от родителей жалоб в контрольно-надзорные органы)
Ошибка 1.
Допущение родителей детей, между которыми произошел конфликт (или одного из родителей) к разрешению проблемы и примирению детей.
Образовательная организация не вправе допускать лиц, не являющихся работниками образовательной организации, не имеющих специального образования, к работе с детьми на территории образовательной организации в период образовательного процесса. Лица, НЕ являющиеся педагогами и НЕ наделенные полномочиями воспитания (не бравшие по договору на себя ответственность за жизнь и здоровье детей) не вправе проводить вместо педагогов воспитательную работу с детьми, применять формы любого воздействия на детей по своему усмотрению.
Ошибка 2.
Примирение детей силами других детей без участия педагога.
Ошибка 3.
Назначение ребенку, явившемуся зачинщиком (виновником) конфликта, любого наказания, противоречащего Закону «Об образовании в РФ» и Уставу Организации.
Ошибка 4.
Применение к конфликтующим детям форм и методов воспитания, которые таковыми не являются и могут быть истолкованы как жестокое обращение, эмоциональное насилие (изоляция ребенка, исключение из мероприятий, организация намеренного игнорирования ребенка сверстниками, запугивание, лишение возможности получить поддержку педагога).
Ошибка 5.
Непринятие своевременных мер для разрешения конфликтных ситуаций, особенно ситуаций травли.
Ошибка 6.
Публичное разрешение конфликтных ситуаций с вовлечением всех детей группы.
Ошибка 7.
Неверный выбор педагогом форм и методов разрешения детских конфликтов, провоцирование новых конфликтов, усугубление конфликта и переход конфликта в бойкот, игнор, травлю.
Ошибка 8.
Позиция «невемешательства» для целей самостоятельного разрешения детьми конфликтных ситуации по их усмотрению и опыту (по принципу «сами разберутся»).
Назад