Всероссийская компетентностная платформа
«Современные компетенции педагога и наставника 2024»

Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Границы и полномочия
Границы компетентности работников общеобразовательных организаций при оценке суицидального риска
На сегодняшний день Россия занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков, при этом количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось в последние годы более чем на 37%.
Проблему профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних необходимо решать с использованием комплексного подхода и выстроенной системы согласованного взаимодействия всех заинтересованных субъектов системы профилактики общеобразовательной организации.
Границы компетентности работников общеобразовательных организаций при оценке суицидального риска устанавливаются в соответствии с действующей законодательной базой на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и локальными нормативно-правовыми актами, принятыми в конкретном общеобразовательном учреждении. В целях обеспечения соответствующих эффектов профилактики суицидального риска среди обучающихся каждый работник общеобразовательной организации должен четко осознавать круг вопросов, обязанностей и полномочий, в рамках которых ему следует действовать.
Компетентность руководителя общеобразовательной организации при оценке суицидального риска:
  • осуществление контроля за обеспечением психолого-педагогического сопровождения обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, а также требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, создания психологической безопасности образовательной среды;

  • создание условий для системного взаимодействия специалистов школьной психологической службы, в частности в вопросах профилактики суицидальных рисков среди несовершеннолетних;

  • обеспечение повышения психологической компетентности педагогов общеобразовательной организации в вопросах профилактики суицидального поведения несовершеннолетних;

  • оперативное реагирование на поступивший сигнал о возникшей ситуации потенциального суицидального риска среди обучающихся и обеспечение взаимодействия всех субъектов системы профилактики общеобразовательной организации по своевременному решению проблемы;

  • ежедневное неукоснительное соблюдение норм психолого-педагогической этики в коллективе.


  • Компетентность заместителя руководителя общеобразовательной организации по воспитательной работе при оценке суицидального риска:
  • осуществление контроля за планированием и организацией деятельности педагогических работников общеобразовательной организации в сфере профилактики суицидального риска;

  • обеспечение координации и контроля взаимодействия субъектов системы профилактики общеобразовательной организации по вопросам профилактики суцидального риска;

  • повышение компетентности родителей в вопросах профилактики суцидального риска среди обучающихся путем использования различных актуальных и интересных форм информационно-просветительской работы;

  • отслеживание наличия планов индивидуальной работы педагогов с обучающимися группы суицидального риска и контроль работы в соответствии с ними;отслеживание наличия планов индивидуальной работы педагогов с обучающимися группы суицидального риска и контроль работы в соответствии с ними;

  • ежедневное неукоснительное соблюдение норм психолого-педагогической этики в коллективе.


  • Компетентность классного руководителя общеобразовательной организации при оценке суицидального риска:
  • своевременное выявление совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом и постановка на внутришкольный профилактический учет обучающихся группы суицидального риска;

  • составление совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом индивидуального плана работы по профилактике суицидального риска среди выявленных обучающихся;

  • осуществление совместно с социальным педагогом патронажа семей обучающихся группы суицидального риска;

  • осуществление контроля за организацией досуга несовершеннолетних группы суицидального риска;

  • своевременное привлечение специалистов системы профилактики общеобразовательного учреждения с целью организации и проведения информационно-просветительской работы с родителями по вопросам профилактики суицидального риска и педагогами по вопросам организации работы с несовершеннолетними, входящими в группу суицидального риска;

  • ежедневное неукоснительное соблюдение норм психолого-педагогической этики в коллективе.


  • Компетентность педагога-психолога общеобразовательной организации при оценке суицидального риска:
  • проведение диагностического исследования выраженности показателей суицидального риска среди обучающихся с использованием психодиагностического инструментария, отобранного в соответствии с возрастными особенностями обследуемой группы несовершеннолетних и учетом поставленных задач;

  • выполнение развернутого обобщенного анализа результатов диагностического исследования выраженности показателей суицидального риска среди обучающихся;

  • составление адресных психологических рекомендаций на основе результатов проведенного анализа по организации работы заместителя руководителя по воспитательной работе, классного руководителя, учителя-предметника, родителей;

  • внесение данных по выявленным несовершеннолетним группы суицидального риска в соответствующий банк данных;

  • ознакомление педагогического коллектива общеобразовательной организации с результатами диагностического исследования выраженности показателей суицидального риска среди обучающихся, совместное планирование дальнейшей деятельности педагогов с их учетом;

  • организация профилактической и психокоррекционной работы на основании результатов диагностического исследования выраженности показателей суицидального риска среди обучающихся с учетом их возрастных особенностей и использованием различных актуальных для несовершеннолетних форм работы;

  • участие в разработке программ, направленных на формирование ценностных ориентаций и здорового образа жизни среди обучающихся общеобразовательной организации, здоровой психологической атмосферы в учреждении, модели взаимодействия семьи и школы;

  • ведение соответствующей аналитической отчетности с оценкой эффективности проведенной работы с несовершеннолетними группы суицидального риска и их семьями, отслеживание динамики;

  • ежедневное неукоснительное соблюдение норм психолого-педагогической этики в коллективе.


  • Компетентность социального педагога общеобразовательной организации при оценке суицидального риска:
  • выявление совместно с педагогами общеобразовательной организации обучающихся группы суицидального риска из числа семей, находящихся в социально-опасном положении, а также семей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

  • внесение данных по выявленным детям группы суицидального риска в социальный паспорт класса, школы;

  • оказание консультационной и социальной поддержки по различным вопросам (в том числе профилактики суицидального риска) семьям, находящимся в социально-опасном положении и попавшим в трудную жизненную ситуацию;

  • ведение совместно с классными руководителями патронажа указанных семей;

  • участие в разработке программ, направленных на формирование ценностных ориентаций и здорового образа жизни среди обучающихся общеобразовательной организации, здоровой психологической атмосферы в учреждении, модели взаимодействия семьи и школы;

  • ежедневное неукоснительное соблюдение норм психолого-педагогической этики в коллективе.


  • Компетентность учителя-предметника общеобразовательной организации при оценке суицидального риска:
  • наблюдение и контроль за психоэмоциональным состоянием несовершеннолетних, входящих в группу суицидального риска, и своевременное сигнализирование классному руководителю или иному субъекту системы профилактики общеобразовательной организации об изменениях поведения обучающихся, вызывающих тревогу или настороженность;

  • формирование у обучающихся понятий ценности человеческой жизни, смысла жизни в рамках изучения предмета (например, в ходе обсуждения литературных произведений классиков, современных авторов, биографий ученых и т.д.);

  • ежедневное неукоснительное соблюдение норм психолого-педагогической этики в коллективе.


  • Компетентность медицинского работника общеобразовательной организации при оценке суицидального риска:
  • выявление обучающихся, которые могут потенциально входить в группу суицидального риска, среди несовершеннолетних, имеющих серьезные проблемы с состоянием здоровья.


  • Компетентность библиотечного работника общеобразовательной организации при оценке суицидального риска:
  • организация тематических выставок литературы (периодические издания, методические пособия и др.) для разных категорий субъектов системы профилактики общеобразовательной организации, касающихся вопросов профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.

  • Типичные претензии надзорных органов при проверках организации работы по выявлению обучающихся группы суицидального риска:
  • недостаточный уровень компетентности у педагогических работников общеобразовательного учреждения по вопросам профилактики суицидального риска;

  • отсутствие или низкий уровень организации взаимодействия всех субъектов профилактики общеобразовательного учреждения по данному вопросу;

  • отсутствие системы в организации информационно-просветительской работы с разными категориями участников учебно-воспитательного процесса, направленная на предупреждение суицидального риска среди обучающихся общеобразовательной организации;

  • неполная сформированность рабочего пакета документов по выявлению обучающихся группы суицидального риска и работе с ними (необходимый психодиагностический инструментарий, формы регистрации выявленных и т.д.).

  • По данным статистики, количество суицидальных попыток несовершеннолетними в возрасте от 5 до 18 лет за последние 2 года возросло в 2 раза (на 200%), в отдельных регионах - в 3 раза (на 300%).

    Наибольшее количество суицидентов – обучающиеся образовательных организаций, в которых они проводят значительную часть своей жизни. Психолого-педагогическая профилактика, в связи с этим, должна носить опережающий характер. Грамотная организация деятельности в вопросах профилактики суицидального поведения несовершеннолетних и жестокого обращения с ними – прямая обязанность образовательной организации.
    Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Границы и полномочия
    Полномочия, возложенные на образовательные организации в соответствии с российским законодательством
    1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ должны создавать условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивать: проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ). Статья 41 регламентирует обеспечение безопасности обучающихся и профилактику несчастных случаев во время их пребывания в образовательной организации.

    2. На образовательные организации возложена обязанность оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящиеся в социально-опасном положении (статья 14 Федерального Закона Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

    3. Органы образования должны незамедлительно сообщить в комиссию, инспектору по делам несовершеннолетних, органы прокуратуры о фактах семейного неблагополучия, ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей (статья 9 Федерального Закона Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

    4. Образовательная организация несет ответственность за обеспечение информационной безопасности обучающихся в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон четко определяет информационную продукцию, недопустимую для детской аудитории, и регламентирует проведение экспертизы информационной продукции.

    5. Образовательные учреждения в целях предотвращения подросткового суицида обязаны обеспечить организацию проведения психологическими службами профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка («План мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 г. № 167-р).

    6. Образовательными организациями должно быть организовано обучение педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также обучение родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, жестокого обращения с детьми и др. (Пункт 40 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1916-р).

    7. Образовательная организация обязана незамедлительно информировать вышестоящий орган управления образованием, правоохранительные органы, родителей пострадавшего обучающегося и обидчика о тяжелом несчастном случае (в том числе, связанном с физическим или психологическим насилием), случае угрозы физической расправы, попытке суицида, случае со смертельным исходом (несчастным случаем или завершенным суицидом), случае сексуального насилия и др., а также обеспечить вызов службы скорой медицинской помощи для пострадавшего и оказание ему первой помощи силами сотрудников, обученных навыкам оказания первой помощи.

    8. Образовательная организация должна обеспечить взаимодействие со службами социальной и психологической помощи, правопорядка и здравоохранения с целью профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, насилия и оказания своевременной помощи вовлеченным в него лицам.

    Образовательная организация не вправе брать на себя ответственность в вопросах, не входящих в ее компетенцию в сфере организации деятельности по профилактике суицидального поведения и жестокого обращения с несовершеннолетними, а также не делать того, что обязана делать.

    Образовательная организация не имеет права:
  • бездействовать при поступлении сигнала о риске суицида у обучающегося или выявлении факта буллинга по отношению к несовершеннолетнему;

  • скрывать факт случившегося насилия по отношению к обучающемуся, замалчивать о попытках суицида среди несовершеннолетних, не сообщить своевременно о происшедшем в соответствующие органы;

  • не предпринять меры к педагогическим работникам в случае применения ими недопустимых методов воспитания несовершеннолетних (психологическое, физическое насилие);

  • не предоставить всем участникам образовательных отношений средства и каналы сообщения о случаях насилия или попытках суицида;

  • не обеспечить своевременное и объективное расследование случаев насилия, попыток суицида согласно поступившим сообщениям и принятие мер по каждому выявленному случаю;

  • работать односторонне, не привлекая социальных партнеров в вопросах предупреждения суицидального поведения и насилия в образовательной среде;

  • самостоятельно ставить диагноз обучающемуся о наличии психического отклонения или расстройства – на это есть специализированные учреждения и органы, которые занимаются вопросами охраны психического здоровья, в том числе обучающихся.