Трудная жизненная ситуация глазами школьника
К категории попавших в трудную жизненную ситуацию относят детей из социально незащищенных и неблагополучных семей, оставшихся без попечения родителей, детей с инвалидностью и нарушениями развития, оказавшихся в экстремальных условиях, жертв насилия и других, чья жизнедеятельность была нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.
Традиционно и кратко дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - это дети из социально незащищенных и неблагополучных семей, оставшихся без попечения родителей.
Такое определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Согласно опросам школьников, 99 из 100 сообщают, что в течение учебного года неоднократно переживают трудную жизненную ситуацию. Согласно же официальной статистике количество школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации кратно значительно меньше.
Что не так?
Трудные для детей жизненные ситуаций согласно законодательству
Наиболее распространенные:
- наркомания или алкоголизм в семье;
- низкая материальная обеспеченность, нищета;
- конфликты между родителями и родственниками;
- жестокое обращение с детьми, насилие в семье;
- инвалидность;
- сиротство;
- безнадзорность
Детское восприятие сильно отличается от взрослого. Пустяк для взрослого часто превращается в настоящую трагедию для ребенка.
В большинстве случаев проблемы подростков кажутся надуманными и мало кому интересны, кроме самих подростков.
В результате ребенок попадает в сложную для него жизненную ситуацию.
Жизненная ситуация для ребенка — это отрезок его жизненного пути, с определенными условиями и психическими состояниями ребенка.
Проблемная жизненная ситуация для ребенка - это проблемное состояние его образа жизни.
Трудная жизненная ситуация для ребенка – это любая ситуация, нарушающая привычную жизнедеятельность ребенка. Это любая ситуация, которую он не может преодолеть самостоятельно.
Трудные для детей жизненные ситуации по мнению детей-школьников
Все ситуации, которые дети не могут преодолеть самостоятельно.
Наиболее распространенные, вызывающие эмоциональный стресс* (в порядке убывания значимости для ребенка-школьника):
- Конфликт со сверстниками (особенно с одноклассниками)
- Конфликт с педагогом (особенно с классным руководителем)
- Переживание длительной ситуации неуспеха (особенно публичного)
- Переживание ситуации позора (особенно публичного)
- Переживание невосполнимой утраты
*Эмоциональный стресс – это состояние, сопутствующее трудной жизненной ситуации, чрезмерное эмоциональное переживание негативных или же напротив, положительных жизненных ситуаций.
Школьникам (особенно подросткам), находящимся в любой трудной жизненной ситуации, которую он не может преодолеть самостоятельно, свойственны
- трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми,
- поверхностность чувств,
- иждивенчество,
- ведомость,
- сложности во взаимоотношениях со сверстниками,
- сложности во взаимоотношениях с родителями,
- разнообразные нарушения в сфере самосознания (например: чувство ущербности),
- проблемы в учебе,
- грубые нарушения дисциплины (например: бродяжничество, воровство, делинквентное поведение*),
- суицидальное поведение.
Какие дети нуждаются в помощи
ВСЕ дети, находящиеся в любой трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.
Практические рекомендации для классного руководителя.
Как помочь ребенку, который переживает из-за конфликта со сверстниками
Как помочь ребенку, который переживает из-за конфликта со сверстниками
Дети с развитым социальным интеллектом обладают рядом преимуществ:
- Если ребенок не хочет рассказывать о своей проблеме, а Вы понимаете, что ситуация серьезная и разговор нужен, начните сами. Рассказывайте ребенку о том, как Вы сами в детстве (или сейчас в настоящем) оказались в конфликте и как Вам сейчас нелегко.
- При разговоре с ребенком не призывайте его быть сильным, не призывайте не переживать, не обращать внимания (если его обидели). Если переживает, значит, испорченные конфликтом отношения важны, а интересы ребенка задеты, и не обращать внимания он не сможет.
- При разговоре с ребенком не упрекайте (если он сам виноват), не обвиняйте, даже если Вы поняли, что в конфликте он виноват сам. Вам нужна информация. Разрешать конфликт все равно нужно.
- Покажите свое нейтральное отношение (если ребенок невольный зачинщик конфликта). Проявите сочувствие (если ребенка незаслуженно обидели). При разрешении конфликта оно очень помогает.
- Обязательно в разговоре вместе с ребенком найдите причину конфликта. Иногда сквозь обиду и эмоции ребенок сам не осознает причины, не видит её. Пока ребенок не осознает причину, не найдет выхода из конфликта, конфликт останется неразрешенным и с большой вероятностью через время повторится вновь.
- Ребенок должен понять, что он не одинок, что Вы готовы ему помочь. От этого, ребенку станет легче.
- Не пускайте конфликтные ситуации на самотек. Рано или поздно конфликт повторится или в школу придут родители и разрешать проблему придется все равно. Не все родители умеют правильно себя вести в конфликте на стороне ребенка. Чаще всего их присутствие лишь создает педагогу дополнительные проблемы.
- Если конфликт несерьезный и ребенок хочет помириться «без свидетелей», помогите ему, посоветуйте, что и как сказать. Если задействован класс или группа детей (особенно «все против одного», то участие педагога в примирении обязательно).
Используйте фразы-клише:
"Я вижу, что тебе тяжело. Что случилось?", "Мне кажется, я могу тебе помочь. Скажи, в чем дело? "Я могу попробовать помочь тебе в решении твоей проблемы?, Расскажешь, что случилось?", "Не хочешь рассказывать, просто скажи, как и чем я могу тебе помочь".
«Я понимаю, это обидно», «Грустно, что с тобой произошла такая история».
«В чём причина ссоры, на твой взгляд?", Есть ли решение, которое устроит и тебя, и твоего....(одноклассника)? Что может помешать примириться?»
«Я готов(а) помочь все уладить», «Давай подумаем вместе, как поступить», «Жаль, что так получилось. Все поправимо. Я готов(а) тебе помочь».
«Часто ссорятся люди из-за пустяков или нежелания понять друг друга. Как думаешь, в твоей ситуации какая причина?»
Практические рекомендации для классного руководителя
Как помочь ребенку, который переживает из-за конфликта с педагогом-предметником.
Как помочь ребенку, который переживает из-за конфликта с педагогом-предметником.
Критериями проявления социального интеллекта могут выступать следующие умения:
- Разговаривая индивидуально с ребёнком, попробуйте понять, выяснить, что произошло, какова причина конфликта с точки зрения ребенка и как далеко зашел конфликт. Однако, не выясняйте «Кто виноват» и не поддерживайте обсуждение «Кто первый начал». Коллега узнает уже завтра. А Вам испорченные из-за чужого конфликта с коллегой отношения не нужны.
- Выясняя подробности и помогая разрешить конфликт, не вставайте на сторону коллеги, не «воспитывайте» ребенка. Соблюдайте абсолютный нейтралитет.
- Не вовлекайтесь в конфликт коллеги и ребенка эмоционально, не позволяйте втягивать себя, тем более делать себя стороной, поддерживающей кого-либо. Это не Ваш конфликт. Ваша цель одна – скорее конфликт разрешить и все.
- Разговаривая с учителем-коллегой, оставайтесь непредвзятыми и нейтральными. Не защищайте ученика, не обвиняйте коллегу. Обсуждайте свершившийся факт конфликта, как ситуацию, которую всем выгодно не усугублять, а разрешить. Подготовьтесь к разговору со «сложным» коллегой. Наедине (без ребенка) расскажите коллеге о переживаниях и о претензиях ребенка. Советуясь, как выгоднее поступить, чтобы поскорее наладить отношения (затягивание конфликта и родители в школе не нужны ни Вам, ни предметнику), выясните у коллеги, каких действий он ожидает от ребенка, что должен сделать ребенок, на что согласен коллега, чтобы конфликт считался исчерпанным и не повторялся. Выясняйте сразу, обязательны ли коллеге личные извинения и личный разговор с ребенком или можно считать, что вопрос решен методом Вашей «челночной медиации» (посредничества без участия ребенка). Не позволяйте эмоциям взять верх и не переходите к взаимным упрекам и обвинениям (Вы – коллеги, Вы не адвокат ребенка, Ваша цель – просто скорейшее решение проблемы в интересах и ребенка, и коллеги).
- Если из-за конфликта в школу пришли родители ребенка, расскажите им, что Вы уже курсе того, что уже разговаривали с коллегой, что уже приняли решение, как поступить, чтобы конфликт не повторился и чтобы ситуация поскорее разрешилась в интересах обоих (именно этого от Вас ждут родители).
- Проконтролируйте, чтобы ребенок выполнил все требования учителя и свои обещания во избежание повторного конфликта.
Практические рекомендации для классного руководителя.
Как помочь ребенку, который переживает ситуацию позора.
Как помочь ребенку, который переживает ситуацию позора.
- Разговаривая с ребенком, выясняйте подробности случившегося. Пусть он опишет свои чувства в настоящий период, выскажет свои опасения по поводу возможных последствий.
- Чтобы оценить значимость неприятной ситуации для ребенка, попросите его:
- на листе бумаги нарисовать большую окружность – это его жизнь;
- разделить окружность на секторы – это составляющие его жизни (важные для него сферы жизни, люди, интересы);
- отметить, сколько места в его жизни занимает каждая из этих составляющих (друзья, родители, хобби, занятия в секциях, кружках, школа, дом и т.д.);
- выбрать ту составляющую его жизни, в которой располагается болезненная для него ситуация; расшифровать, что еще входит в эту составляющую, чтобы понять какое место в ней занимает болезненная ситуация: она является лишь маленькой точкой в секторе под названием «школа» или «друзья», песчинкой в большом море его жизни.
- Оценивая вместе с ребенком нынешнюю ситуацию его позора в будущем, предложите ребенку следующее. Пусть он представит, что он – взрослая, уже сформированная и состоявшаяся личность с хорошим образованием, хорошей работой, замечательной семьей и всем, чего он к тому моменту добился в жизни (пусть ребенок попробует абстрагироваться и взглянуть на себя со стороны). Скажите ему: «Ты видишь, какой уверенный в себе, успешный и счастливый человек предстал перед нами? И ты считаешь, что этого человека через 20 лет будет волновать неловкая ситуация, приключившаяся с тобой в настоящем?».
- Поднимите самооценку ребенка, напомните ему все, за что он может себя уважать.
- Уверьте ребенка в том, что окружающие очень скоро забудут об инциденте, поэтому ему не стоит тратить его силы и энергию на бессмысленные мучения и терзания. Приведите примеры, почему это так будет.
- Дайте ребенку увидеть в ситуации, произошедшей с ним, положительные стороны. Найдите их вместе с ребенком.
- Искусственно создайте для ребенка несколько ситуаций, в которых он мог бы себя проявить наилучшим перед классом способом, ситуации уверенного успеха, это даст ему меньше поводов переживать и вспоминать о неприятной ситуации, произошедшей с ним.
- Заверьте ребенка, что ситуация позора, приключившаяся с ним – это всего лишь небольшая жизненная ступенька, о которую он нечаянно споткнулся, но которую он может с легкостью преодолеть и двигаться дальше вверх по лестнице жизни.
Чему полезно научить младших школьников
Памятка
Если у тебя конфликт с учителем
Памятка
Если у тебя конфликт с учителем
Что делать?
- Не паниковать и не врать. Главное – разрешить конфликт, чем быстрее, тем лучше.
- Подумать, из-за чего на самом деле произошел конфликт: ты что-то сказал или сделал не так, учитель что-то сказал или сделал не так.
- Решить, что можешь в своем поведении изменить ты и чего ждешь от учителя, чтобы конфликт разрешился и не повторился.
- Подойти к учителю, желательно, когда он один, или договориться поговорить наедине.
- Сказать, что именно ты готов изменить в своем поведении (или в отношении к учебе) и, если ты сам виноват, попросить прощения.
- Если, по-твоему, виноват учитель, и ты на учителя очень обижен, обратись к медиатору, расскажи, как все произошло и медиатор вас примирит. Об этом никто не узнает.
Чего делать не нужно?
- Оставлять конфликт неразрешенным.
- Рассказывать родителям неправду о том, что произошло.
- Понимать, что сам виноват и не извиниться.
- Думать, что учителю все равно и он не переживает.
- Провоцировать учителя и игнорировать его уроки.
Если ты обижен на учителя, ПОМНИ,
- что учитель ничего против тебя лично не имеет;
- ему не нравится твое поведение, отношение к учебе, а не ты сам;
- учитель обидел тебя не нарочно, от усталости;
- если учитель повысил на тебя голос или сказал что-то очень обидное, неприятное, то злился он не на тебя лично, а на твое поведение, на ситуацию, в которой вы оба оказались.
Чему полезно научить младших школьников
Памятка
Если у тебя конфликт со сверстниками
Памятка
Если у тебя конфликт со сверстниками
Что делать?
- Расскажи о ссоре тому, кому доверяешь, лучше взрослому, посоветуйся, как помириться.
- Если родители или учитель заметили, что ты переживаешь, не убеждай их, что все хорошо. Выговорись, станет легче. Можно попросить того, кому доверил, не рассказывать никому о твоих переживаниях.
- Помни, что переживать, даже плакать – нормально и не стыдно. Взрослые чувствуют то же самое.
- Если виноват ты сам, подумай, что можешь изменить в своем поведении и подойди к другу поговорить, лучше, когда тот будет один.
- Попроси друзей (одноклассников) вас помирить.
- Обратись к школьному медиатору. Он знает, как вас помирить, не будет никого обвинять и наказывать и никому не расскажет, что ты приходил.
- Попроси своего учителя вас помирить. Обещай другу (однокласснику), что изменишься и сдержи слово. Признать ошибку не стыдно. Это взрослый поступок.
- Напиши записку, СМС или сообщение в соцсетях тому, с кем в ссоре. Напиши, что ты изменишь свое поведение и напиши, что именно обидело тебя. Так твой друг (одноклассник) будет знать, как поступать не нужно. Предложи не вспоминать обиду.
Чему полезно научить мальчиков младших классов
Памятка для мальчиков
Памятка для мальчиков
Если конфликт не решается и может быть драка, помни:
- Ты не должен драться, если силы не равны. Это не стыдно. Взрослый мужчина всегда сначала оценивает свои силы. Выступить одному против толпы – не умное решение. Отказаться от драки – не стыдно.
- Взрослые люди обсуждают проблемы цивилизованно и договариваются за столом переговоров, драка – прошлый век: лучше всего – обратиться к учителю (есть возможность – к медиатору).
- Если есть угроза жизни – не стыдно даже убежать. С толпой разъярённых подростков не нужно ни вступать в разговор, ни в драку. Героизм, в результате которого можно остаться калекой – глупость.
Если тебя обижают девочки - обратись к школьному медиатору (бить девочек нельзя, а терпеть от них оскорбления и обиды ты не обязан).
Если ты кому-то не нравишься – это не твоя проблема. Ты не обязан всем нравиться, переходить в другой класс или в другую школу.
Если тебе угрожают, вымогают деньги, молчать и терпеть – глупо. Скажи об этом медиатору. Он поможет и никому не расскажет.
Если ты боишься, помни:
- Бояться не стыдно. Все люди, которые умеют думать, чего-то боятся. Страх – это не слабость. Это нормально. Страх создан природой, чтобы защитить человека от опасности. Вот показывать свой страх – не нужно.
- Даже взрослые сильные мужчины часто не знают, как поступить и тоже испытывают страх. Советуйся со взрослыми, которым доверяешь. Не доверяешь никому – поговори со школьным медиатором. Он никому ничего не расскажет.
Если тяжело настолько, что хочется плакать – плачь, когда никто не видит. То, что мужчины не плачут – миф.
Главные ошибки, которые важно не допускать
- Недооценивать важность для детей «несерьезных» ситуаций. Некоторые ситуации могут завершиться суицидальным поведением.
- Забывать, что у детского страха глаза велики. Некоторым мнительным детям свойственно делать из мухи слона. С детской мнительностью работать проще, чем со «слоном».
- Забывать о том, что если проблему (конфликт) не решать сразу, она не исчезнет, а станет больше и обрастет новыми участниками.
- Забывать информировать родителей. Если Вы не приглашаете родителей в школу решать проблемы их детей или проблемы, созданные их детьми, то вскоре родители сами придут к Вам, обвинив Вас вдобавок в бездействии.
- Решать проблемные ситуации в присутствии других (детей/педагогов/родителей). Чем больше «лишних» свидетелей (тех, кого непосредственно ситуация не касается), тем больше будет «лишних» разговоров и тем объемнее будет казаться проблема, которую Вы разрешаете.
- Позволять родителям класса (например, родительскому комитету) решать проблемы класса вместо себя. Родители не могут быть объективными и непредвзятыми. Родители педагогически недостаточно некомпетентны. Родители не являются работниками образовательной организации. Родители не несут ответственности. В случае усугублении ситуации, родители обвинят в бездействии именно Вас.
- Придавать огласке информацию, полученную от детей. Дети перестанут Вам доверять, и Вы потеряете важный источник информации (он нужен для разрешения проблемных ситуаций с участием детей). Чем меньше подробностей знают коллеги и родители, тем Вам спокойнее.
Назад